В Харькове состоялась встреча местных журналистов с чешской коллегой Катержиной Прохазковой. Она поделилась опытом создания в Чехии общественного телевидения и радио. Независимые СМИ начали работать после Бархатной революции 1989 года и победы демократии в стране.
«В тот момент СМИ стали гарантом демократизации политического строя, именно благодаря этому им до сих пор доверяет общество», — говорит Катержина.
Чтобы исключить вероятность использования площадки общественного СМИ для пропаганды, правительство пошло на решительные меры — всех сотрудников, которые работали на телевидении и радио до революции, уволили. На их место набрали молодых специалистов.
«Среди них были не только выпускники кафедры журналистики, но и те, кто не был профессиональным журналистом: историки, экономисты», — уточняет Катержина.
Сейчас в Чехии работают шесть общественных телеканалов. Один из них полностью информационный. Он вещает 24 часа в сутки. В течение двух часов с 17 до 19 вечера в каждом регионе показывают местные новости.
Система общественных СМИ построена таким образом, что граждане, которые пользуются услугами ТВ, сами оплачивают работу журналистов. Ежемесячный платеж утвержден законодательно и составляет около 140 крон (160 гривен) за телевидение и 40 крон (46 гривен) — за радио. Налог платит не каждый отдельный человек, а домохозяйство, где есть телевизор. 10% дохода СМИ получают за счет коммерческой рекламы.
«Такое финансирование обеспечивает СМИ полную независимость от партий и правительства. Это самостоятельные организации, которыми управляют советы. Среди их членов нет политиков. Как правило, это общественные деятели или специалисты в какой-либо области», — рассказывает Катержина.
Общественные СМИ в Чешской республике придерживаются стандартов BBC. Материал должен быть объективным и базироваться на балансе мнений. Каждый сюжет или статья проходит три уровня редактуры. Это позволяет исключить вероятность появления заказного или заангажированного материала.
Тем не менее, по словам журналистки, в Чехии происходит постоянное противостояние общественных и коммерческих СМИ. Последние заявляют, что также хотят получать доход за счет налогов граждан.
«Поэтому общественные СМИ должны готовить очень качественные материалы, иначе они потеряют даже те деньги, которые получают сейчас», — говорит Катержина.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин