Партнерский материал.
Поход ребенка в детский сад — новый этап жизни для всей семьи. Это и испытание, и одновременно — новые возможности для ребенка и родителей. Как малыш будет ладить с другими детьми, поймут ли его воспитатели, какой за ним будет уход? Тревоги родителей усиливаются, если у ребенка есть проблемы с развитием. Если раньше детей с особыми образовательными потребностями (ООП) ждала либо спецгруппа, или зачисление на общих основаниях, то сейчас есть возможность обеспечить малышу инклюзивное образование с индивидуальным подходом к его потребностям.
Что означает инклюзивное образование?
Цель инклюзивного образования — обеспечить равный доступ к качественному образованию детям с особыми потребностями и дать им возможность социализироваться. Так, дети с особыми потребностями могут учиться в обычных группах в детских садах (или классах в школе), но с индивидуальным подходом.
Что нужно, чтобы открыть инклюзивную группу в садике?
Шаг 1: Выбор детсада
Родители имеют право подать заявку в любой детский садик. Для этого нужно зарегистрироваться в электронной очереди, выбрать дошкольное учреждение (можно только одно) и заполнить форму обращения.
Для подтверждения заявки в харьковские детсады, согласно приказу департамента образования, необходимо прикрепить к заявлению скан-копии свидетельства о рождении ребенка и документ о наличии льгот (если они есть). Или же в течение 10 рабочих дней принести оригиналы документов в управление образования. Без этого заявку не поставят в электронную очередь.
Статус заявки и продвижение в очереди можно отслеживать на сайте электронной регистрации. Как только в группе нужного возраста будет свободное место, родителям позвонят или отправят письмо на e-mail.
Список коммунальных детских садов Харькова
Шаг 2: Оценка образовательных потребностей ребенка
Чтобы малыша зачислили в инклюзивную группу, также необходимо обратиться в инклюзивно-ресурсный центр (ИРЦ) и получить вывод о комплексной оценке развития ребенка. Перед этим потребуется пройти медосмотр. Бланк для обхода врачей есть на сайте Харьковского ИРЦ.
Заявку на прием в центр можно подать онлайн на сайте или лично в учреждении. Во время встречи сотрудники центра проверят наличие необходимых документов и назначат дату и время комплексной оценки.
Затем специалисты проанализируют, какие особенные образовательные потребности есть у малыша, учтут пожелания родителей и дадут рекомендации по дальнейшему обучению. Например, нужны ли ребенку занятия с логопедом, физиотерапевтом или другим специалистом. Обратиться в центр могут родители детей от двух до 18 лет.
Важно. Вывод о комплексной оценке дается как рекомендация.
Шаг 3: Заявление о зачислении малыша в инклюзивную группу
Собранные документы подаются с заявлением в детский сад или управление образования. Руководитель сада должен открыть инклюзивную группу или зачислить ребенка в уже имеющуюся. В инклюзивной группе обучается не более 15-ти детей, из них максимум трое — с особыми образовательными потребностями.
По данным департамента образования Харьковского горсовета, сейчас инклюзивные группы открыты в 24-х дошкольных учреждениях города, всего таких групп — 33.
А что дальше?
В детском саду создается команда сопровождения ребенка с ООП. В нее входят директор или воспитатель-методист, воспитатель инклюзивной группы и его ассистент, психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог и другие специалисты в зависимости от потребностей малыша. В команде сопровождения обязательно участвуют родители или опекуны ребенка.
С учетом вывода ИРЦ специалисты разрабатывают индивидуальную программу развития (ИПР) малыша. В документе прописываются требования к обучению ребенка: учебные цели и задачи, какие дополнительные услуги необходимы, как нужно адаптировать пространство в саду, обучающие задания и материалы. ИПР составляется на учебный год, утверждается директором детсада и подписывается родителями. Программа пересматривается трижды в год для корректировки.
Форма ИПР (скачать)
Какие документы нужны?
Чтобы ребенка зачислили в инклюзивную группу, родителям необходимо подать [efn_note] По данным Харьковского департамента образования[/efn_note]:
- Заявление о зачислении в инклюзивную группу.
- Копию свидетельства о рождении ребенка.
- Медицинскую справку врача-педиатра или семейного врача с указанием, что ребенок здоров и может посещать садик.
- «Карту профилактических прививок» (форма № 063/о).
- Вывод инклюзивно-ресурсного центра о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка.
- Если есть инвалидность у малыша — копию медицинского вывода врачебно-консультативной комиссии или копия удостоверения лица, получающего государственную социальную помощь.
- Копию индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью (если есть).
Сколько времени нужно для подготовки к детскому саду?
Это зависит от нескольких факторов. Установленного срока на государственном уровне нет. Но такая практика может быть на местном уровне, говорит Лариса Самсонова, глава экспертной группы по вопросам инклюзивного образования Директората дошкольного, внешкольного и инклюзивного образования МОН.
«В Украине обязательно только предшкольное образование. В остальном же родители обращаются в порядке подошедшей электронной очереди, в отсутствии электронной очереди — произвольно. Но родители должны учитывать, что на организацию процесса необходимо время: пока найдут ассистента воспитателя, дополнительных специалистов, и пока субвенция не придет в учебное учреждение (на зарплату дополнительным специалистам — ред.)», — объясняет чиновница.
В электронную очередь в детский сад желательно становиться минимум за год. Если семья не планирует менять место жительства в ближайшие годы, то записываться можно с рождения ребенка. Это повысит шансы получить место в детсаду.
За заключением ИРЦ тоже лучше обращаться за полгода-год до похода в садик. В целом комплексная оценка проводится в течение месяца после письменной заявки родителей. Но в Харькове работает один центр, образуется очередь, и время приема может затянуться.
Четкого срока действия у вывода нет. При этом важно, чтобы рекомендации для обучения не устарели и отвечали потребностям ребенка.
«Возьмем, к примеру, ребенка с нарушениями речи. Если родители обратились в три года (а там нужна небольшая коррекция логопеда), выводом не воспользовались, сами занимались, пытались ставить речь, и ребенок пошел в развитии самостоятельно, то конечно, когда в четыре года они решили воспользоваться этим выводом (для похода в садик — ред.), то он уже, я думаю, недействительный», — предупреждает директорка Харьковского ИРЦ Руслана Звєрєва.
Подать заявление и пакет документов в садик желательно не позже, чем за шесть месяцев до начала обучения ребенка. За это время там успеют создать необходимые условия для малыша и решить вопрос с финансированием группы на учебный год.
«Инклюзивные группы формируются, как правило, по состоянию на 1 сентября текущего года. Если родители обращаются в другой срок, решение об открытии таких групп принимается учредителем», — ответили на наш информзапрос в департаменте образования горсовета.
Ассистент воспитателя и ассистент ребенка: кто они и чем отличаются?
Ассистент воспитателя помогает обеспечить индивидуальный подход к ребенку в садике и вместе с группой специалистов создать индивидуальную программу для развития малыша. В частности, помогает ему выполнять задания и способствует адаптации. Эта должность вводится обязательно, если в садике появляется инклюзивная группа. Зарплата специалисту платится из местного бюджета. В одной инклюзивной группе может быть только один ассистент воспитателя.
Ассистент же ребенка поддерживает конкретного малыша со сложными или комплексными нарушениями развития. Им может стать один из родителей, родственник, социальный работник, а также няня, которую оплачивают родители. Ассистента ребенка допускают к образовательному процессу в садике по рекомендации ИРЦ и письменному заявлению родителей или опекунов. Эта позиция не оплачивается за счет бюджета.
В дальнейшем у родителей малышей с ООП может появиться возможность получить ассистента ребенка как социальную услугу. Но пока этот проект проходит пилотную стадию в трех областях, в том числе в Харьковской.
Как быть, если в детском садике нет дополнительных специалистов?
Если в учебном заведении раньше не учились дети с особыми потребностями, там может не быть нужных специалистов. Задача директора/ки — их найти.
Отказать в приеме ребенка по этой причине не могут. По закону [efn_note] статья 12 ЗУ «О дошкольном образовании» [/efn_note] в детском саду обязательно должны создать инклюзивную группу по письменному заявлению родителей или их законных представителей.
«Родители могут помочь с поиском специалистов. Но директор обязан приложить усилия. Если руководитель отказывается принимать письменное заявление родителей, он нарушает закон», — подчеркивает Лариса Самсонова. В этом случае специалистка советует требовать письменный отказ руководства.
Чтобы решить проблему, можно обратиться в департамент образования.
Что делать, если в инклюзивной группе нет места?
В инклюзивной группе может быть не больше трех детей с особыми потребностями. Если она уже заполнена, то садик должен принять ребенка с ООП в другую группу, подходящую по возрасту, и сделать ее инклюзивной.
«Каждая группа может стать инклюзивной. Она становится таковой потому, что в ней появился ребенок с ООП, а не оттого, что ее создали инклюзивной», — объясняет Лариса Самсонова.
Согласно закону [efn_note] ЗУ «О дошкольном образовании» [/efn_note] дети с ООП, связанными с нарушениями интеллектуального развития и/или сенсорными и физическими нарушениями, имеют право на первоочередное зачисление в детсад.
Если садик не может принять ребенка с нарушениями развития из-за заполненности, родители должны получить от руководителя сада письменный отказ и с этим документом обратиться в управление образования района. Там подскажут, где есть свободные места в других детсадах.
Что такое раннее вмешательство, и как это связано с инклюзивным образованием?
Раннее вмешательство (РВ) — это комплексная услуга для семей, воспитывающих детей раннего возраста. Она предоставляется по обращению взрослых в то время, когда ребенку и семье наиболее необходима поддержка в развитии малыша, в усилении семьи, ее существующих возможностей и во включении в жизнь общества.
Команда специалистов, среди которых психолог, реабилитолог, логопед, физиотерапевт, взаимодействует с семьей в естественной среде для ребенка, учит родителей, как принять особенности малыша и создать условия, максимально способствующие его развитию. В Харькове и области услугу предоставляет Благотворительный фонд «Институт раннего вмешательства».
Услугу РВ завершает программа перехода. Она помогает семье адаптироваться к следующему этапу, например, к посещению детского сада. Программа перехода состоит из двух этапов и начинается примерно за год до выхода семьи из услуги РВ.
«На первом этапе мы обсуждаем с семьями, планируют ли они идти в детский сад, насколько это важно для их ребенка и его социальной адаптации. Мы обсуждаем разные варианты: если это детский садик, то какой может быть»,— рассказывает национальная тренерка по РВ Алина Торба.
Когда родители определились с дошкольным учреждением, и у них есть фактическое подтверждение, что малыш туда попадет, начинается второй этап программы — в садике. Команда РВ, родители, администрация и сотрудники учреждения периодически встречаются, обсуждают: какие трудности могут быть у ребенка в инклюзивной группе и как их решить. Специалисты РВ делятся с воспитателями знаниями о конкретном ребенке и его возможностях, а родители могут детально рассказать о предпочтениях малыша. Приоритеты в работе определяют родители и педагоги учреждения.
«Когда мы только заходили с программой перехода в детские сады, первые встречи с воспитателями и заведующими были наполнены тревогой. Потому что у воспитателей нет привычки, что кто-то будет приходить им помогать, у них есть мысль, что их будут контролировать. Когда мы эту программу заканчиваем, большинство воспитателей, методистов говорят: “Все, это наш ребенок”», — добавляет национальная тренерка по РВ Елена Близнюк.
В целом программа перехода длится до шести месяцев. Она заканчивается, когда малыш с ООП чувствует себя комфортно в садике, он достаточно самостоятелен (по мере возможностей) и не изолирован от других детей, когда педагоги знают об особенностях развития ребенка и могут включать его в детский коллектив, а также когда родители наладили отношения с воспитателями и чувствуют себя уверенно, оставляя дочку или сына в детском саду.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин