Актеры переживают, что без главного режиссера театр может закрыться. Директорка говорит, что критично на учреждение это не повлияет.
Главный режиссер Харьковского театра для детей и юношества Андрей Лебедь после истечения срока контракта участвовал в конкурсе на должность, но не выиграл его. По какой причине комиссия не одобрила его кандидатуру, режиссеру неизвестно. За него заступилась часть актеров. Они считают, что на решение комиссии повлияло нежелание новой директорки Татьяны Цвилой продолжать работать с Лебедем.
Конкурс проходил 23 июня. Кроме Андрея Лебедя, была еще одна претендентка, Яна Зеленая, но по результатам первого тура во второй она не прошла.
«Во втором туре я был один. Тем не менее, комиссия большинством голосов (четыре против трех) проголосовала против меня. Вопросы, которые задали члены комиссии, мне не понятны. Например, Армен Калоян сказал, что в предоставленном мною плане развития театра нет монетизации. Какое отношение это имеет к главному режиссеру? Он отвечает за творчество, за труппу. Его дело — выдавать спектакли. В моем плане развития театра их было много. Также спрашивали, есть ли у меня опыт работы с грантами, хотя этим должен заниматься не главный режиссер», — рассказывает Лебедь.
После конкурса никто из комиссии (в том числе возглавлявшая ее директорка) не сообщил ему о результатах.
«Со мной поступили, на мой взгляд, не очень культурно. Ни обоснований, ничего. Позже Татьяна Владимировна Цвилая (директорка — ред.) написала мне сообщение в Viber, что отправлены по почте результаты конкурса. Ко мне пока они не дошли», — объясняет свою позицию режиссер.
Повторно конкурс пока не назначен, сейчас труппа на месяц в отпуске. Актеры опасаются, что театр может остаться без главного режиссера и в дальнейшем из-за этого закрыться, а все вопросы по постановкам будет принимать директорка самостоятельно или с участием художественной коллегии.
Татьяна Цвилая заявления коллектива в предвзятом отношении к режиссеру отметает. По словам руководительницы, она создавала комиссию в соответствии с распоряжением Кабмина и никаких нарушений нет.
«Это был один из первых конкурсов, организованных по всем нормативным правилам. Не было никаких предварительных договоренностей. Никто не говорил кандидатам, подавать документы на конкурс или нет, потому что комиссия и так знает, за кого голосовать. Я формировала комиссию из профессионалов в творческой деятельности. Это, в частности, главный режиссер Харьковского театра оперы и балета Армен Калоян, главный режиссер театра имени Т. Г. Шевченко Степан Пасечник, директор театра имени А. С. Пушкина Сергей Бычко, завлит театра кукол и ведущий драматург Украины Инга Долганова. Кто как голосовал, не знаю», — уточняет условия отбора Цвилая.
Во время конкурса комиссия обсуждала с режиссером его программу, но окончательное решение принимала в закрытом формате — по этическим нормам, добавляет руководительница театра. А результаты конкурса отослали Андрею Лебедю по почте, потому что не смогли связаться с ним после обсуждения.
«Есть вещи, которые не оглашаются общественности, потому что могут быть неправильно трактованы по отношению к артистам, режиссеру. Когда сосредотачиваются на недостатках в программе режиссера, это не идет ему на пользу. Поэтому, чтобы не вредить имиджу, решили сделать закрытым голосование. Когда оно прошло, мы вышли в коридор, где обычно ждали кандидаты на другие должности (с 16 июня у нас было много конкурсов: для артистов, художников, помощника режиссера). Андрея Сергеевича не нашли. Ему дозвониться невозможно. Было принято решение озвучить результаты в трансляции конкурса на YouTube», — описывает ситуацию директорка.
Когда ухудшилась отношения?
Конфликт в театре произошел в марте после повышения Татьяны Цвилой на должность руководительницы. На время карантина коллектив отправили на простой, а о дальнейших планах театра не сообщили. По заверениям актеров, Татьяна Цвилая обозлилась на главного режиссера после того, как он провел онлайн-собрание с труппой без ее участия. В середине апреля главный режиссер и художник театра получили уведомления, что им не продлят контракт. Позже стало известно, что они могут участвовать в конкурсе на вакансию на общих основаниях.
Тогда часть актеров заступилась за режиссера и возмутилась в социальных сетях. Вскоре 15 актеров высшей категории и мастеров сцены получили уведомления, что им тоже не продлят контракт, а в июне будет проводиться конкурс на должности.
«Тут же Татьяна Владимировна в 22:00 вечера обзванивает работников, у которых на следующий день заканчивается срок, когда по закону нужно уведомить о непродлении контракта. Это прозвучало как угроза»,— говорит актриса театра Дарья Терновская.
Татьяна Цвилая заявила, что ситуация с поздними звонками произошла из-за недопонимания с отделом кадров, а связи между прекращением контрактов актеров и их позицией по отношению к главному режиссеру нет.
«Все врачи, учителя подтверждают свою квалификацию. И артисты также должны подтверждать, что не утратили квалификацию. Но все наложилось на карантинные мероприятия. Поэтому есть вещи, которые, конечно, не делались заблаговременно», — объясняет начальница театра.
Актеры отправляли обращения с требованием защитить трудовой коллектив депутатам областного и городского советов, а также представителям облпрофсоюза, но ситуация пока не разрешилась.
«Мы просто хотим добиться правды, потому что не слышали ни одного ответа на поставленные вопросы. В ситуации приходила разобраться юристка из облпрофсоюза. Ответы Татьяны Владимировны на вопросы (по какой причине не продлен контракт и объявлен конкурс — ред.) мы слышали впервые. Так, несколько раз звучало, что конкурс для того и существует, чтобы нам продлили контракт на максимальный срок — три года (до этого оформлялся у всех на год — ред.). Также директорка критиковала прошлое руководство, потому что актерам с 10-летним стажем должны были автоматом на три года пролонгировать», — рассказывает актриса театра Светлана Симоненко.
Но не все прошедшие отбор артисты получили контракт на максимальный срок. По какому принципу выбирались сроки — непонятно. Кроме этого, актеры отмечают, что руководительница обещала артистов, прошедших конкурс, принять на работу на следующий день, но это не было выполнено. Сейчас часть труппы сидит дома в отпуске с трудовой книжкой на руках.
«Я прихожу к Татьяне Владимировне, а у меня контракт составлен на один год. На мой вопрос, почему так, она ответила: “Вот поживем, присмотримся”. При этом на год договор был составлен всем, кто не молчал, когда Андрея Сергеевича увольняли из театра. У остальных — на три года», — заявляет Дарья Терновская.
Как объяснила Татьяна Цвилая, контракты с победителями отбора подписаны, действие нового контракта вступает в силу по завершении отпуска. При увольнении сотрудники получили компенсацию за неиспользованный отпуск. По окончании срока отпуска у них начинается новый контракт.
Контракты на год заключались с артистами, которые недостаточно убедительно показали себя на отборе, а также с теми, кто в ближайшей перспективе может претендовать на повышение категории.
«Контракт можно продлить на тот же срок при тех же условиях, на которых он был заключен. Конкурс проводится, в том числе, чтобы продлить срок договора. Почему речь была про три года? Потому что прозвучали такие требования активистов. Но я не говорила, что абсолютно все получат максимальный контракт. Я объясняла свое решение по каждому артисту. Например, Светлана Симоненко и Дарья Терновская благодаря проведению конкурса повысили свою категорию с первой на высшую».
Что дальше ждет театр?
Новый сезон обычно стартует в сентябре, но из-за карантина сроки могут сдвинуться. Если к этому времени не удастся провести повторный конкурс, и театр останется без главного режиссера, — это не критично, отмечает Цвилая.
«Предварительные даты конкурса назвать не могу, потому что они могут провалиться. У нас еще в августе ожидается конкурс на артистов второй категории. На сегодня я не рассматриваю решение, чтобы в нашем Театре детей и юношества, как и в Театре русской драмы, было только два режиссера-постановщика. Что касается художественного руководства, то у нас есть творческая коллегия. Ни в положении, ни в должностных инструкциях, ни в контракте — нигде не прописано, что главный режиссер осуществляет художественное руководство театром. В статуте написано, что ответственность за всю деятельность, в том числе творческую, несет руководитель учреждения. Поэтому нельзя сказать, что театр остался без худрука,— говорит Цвилая. — Личного конфликта с Андреем Лебедем у меня нет, как с человеком — у нас прекрасные отношения».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин