Смею предположить, что при сочетании слов «харьковский художник», «известность» и «Париж» у большинства читателей сразу же возникнет образ прекрасной Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере). Действительно, эта талантливая уроженка Курской губернии, жившая всего несколько лет в нашем прекрасном городе, известна за рубежом благодаря тому, что с 1924 поселилась во Франции.
Но, как говорится, «не Зинаидой единой», ведь в середине XIX – начале ХХ века во Франции знали и любили других харьковских художников. Возьмем, к примеру, четвертую по счету Всемирную выставку, проходившую в Париже в 1867 году с 1 апреля по 3 ноября. Тогда на территории Марсового поля (около 66,8 гектаров) представители 42 стран в специально построенных павильонах демонстрировали всевозможные технические достижения. Экспонаты были разделены на 10 групп, которые, в свою очередь, делились на 95 классов. Количество одних только участников составляло около 52 000 человек, а всего за время проведения, по официальным данным, выставку посетили порядка 9 миллионов зрителей, в том числе ― император Александр II. Выдающиеся писатели Франции, такие, например, как Александр Дюма (сын) и Виктор Гюго, создавали путеводитель по выставке «Paris-Guide».
Российская империя, разумеется, активно участвовала в этом масштабном событии, в том числе, экспонировала картины в «Отделе художеств». Всего было представлено 67 картин от 41 художника. Среди фамилий таких выдающихся мастеров живописи, как Айвазовский, Колод, Лагрио, Мясоедов в каталоге встречаем любопытное:
«Трутовский, Константин Александрович. Родился в Харькове в 1827 году, обучался в Академии художеств. Академик с 1861 года.
— «Колядки в Малороссии»;
— «Возвращение с сельского праздника».
Несмотря на то, что в данном тексте составителем каталога допущена ошибка, ведь местом рождения этого украинского художника является город Курск, с нашим городом и краем Константина Александровича Трутовского связывало немало. Его раннее детство прошло в родовом имени Поповка Харьковской губернии. Да и первоначальное образование мальчик получил в одном из харьковских частных пансионов. Одним из любимейших сюжетов картин у Трутовского были сцены, иллюстрирующие украинскую простонародную жизнь. Так что в 1867 году толпы посетителей увидели великолепное полотно, известное многим и по сей день. Вот они, те самые «Колядки в Малороссии».
В апреле 1896 года на страницах СМИ нашего города можно было встретить заметку следующего содержания:
«Успех молодого художника В. И. Зарубина.
Уроженец города Харькова, молодой художник (пейзажист) Виктор Иванович Зарубин (сын профессора И. К. Зарубина), начавший свое художественное образование под руководством небезызвестного в Харькове преподавателя живописи Г. Г. Шрейдера и продолжающий последнее (уже 3 года) в Париже в atelier профессора Jullien’a под руководством известных французских художников профессоров Lefeuvre’a и Robert’aFleury, в настоящее время удостоен высокой чести, редко выпадающей на долю иностранцев-художников, именно: картина его, под названием «Вечер», принята в салон в salondes Champs Elysées (этого года) в Париже и будет выставлена в последнем. Трудность помещения картин в этот первоклассный салон чрезвычайна, ибо из 6000 присылаемых художниками всех стран света картин принимается только 2000, причем отдается предпочтение французским художникам. Жюри состоят из 20 известных художников Франции».
Для молодого художника это действительно был большой успех, которому радовались в его родном городе. Но мало кто сейчас помнит, что за всем этим стояло обучение на физико-математическом факультете Харьковского университета, несколько лет работы в Казенной палате чиновником особых поручений и одна крайне романтическая история. Исследователи творчества Зарубина пишут на эту тему следующее:
«Не исключено, что дополнительным фактором в стремлении стать художником-профессионалом стала его любовь к бедной девушке. Не побоявшись лишений, Зарубин бежал со своей невестой в Париж, где они обвенчались. Французский период его творчества ознаменован усиленной работой. Он посещает занятия в известной частной Академии Р. Жюльена, учится у Ж. Лефевра и Т. -Р. Флери, овладевая тайнами рисунка и живописной культуры. Самостоятельные работы молодого художника начинают привлекать внимание знатоков. Выставленная в Салоне картина Зарубина была продана в первый день. Последующие продажи укрепили материальное положение живописца. Он стал чаще выезжать в Нормандию, работая над многочисленными этюдами».
Считается, что именно начальный парижский период (1893—1896 годы) заложил основу высокого профессионализма Виктора Ивановича Зарубина как художника. И действительно, даже многие годы спустя Зарубин продолжает рисовать так любимую им Нормандию. Однако, при этом о родной Слободской Украине художник не забывает, отводя ее прекрасным видам немало места в своем творчестве.
Ну, а наибольшего признания таланта и славы во Франции из всех харьковских художников, пожалуй, достиг Михаил Степанович Ткаченко, который родился в нашем любимом городе 18 ноября 1860 года. Учился будущий художник во 2-й Харьковской гимназии, где и получил начальное художественное образование под руководством живописца Д. И. Безперчого. В 1879 году Михаил Степанович поступает в Императорскую академию художеств и со временем становится учеником таких выдающихся мастеров живописи, как Павел Петрович Чистяков, Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург и Владимир Донатович Орловский.
За время своего обучения в Академии талантливый художник был много раз награжден большими и малыми, серебряными и золотыми медалями. Впервые в Париж Ткаченко попадает в 1888 году. О том, какое впечатление произвел на 18-летнего уроженца Харькова этот прекрасный город, можно узнать из его письма к матери:
«Париж меня поражает на каждом шагу. Мне нужно, кажется, долго здесь жить, чтобы к нему привыкнуть. О красоте его я не буду говорить. Только века создают такой чудный город. Салон, в котором я бываю чуть ли не каждый день, убил меня совершенно. Я кажусь теперь самому себе каким-то червячком, ничего не значащим. У меня словно открылись глаза, а до того они были закрыты. Что будет дальше, не знаю, но я намерен работать теперь совершенно иначе».
В 1888 году, находясь в Париже, Ткаченко принимает решение продолжить обучение живописи и поступает в частную академию известного французского художника Фернана Кармона. В 1891 году (то есть за год до завершения своей учебы) Михаил Степанович Ткаченко представляет жюри Парижского Салона свою портретную работу. Картина была одобрена и прошла среди произведений первой категории. Естественно, что такой успех на одной из самых престижных художественных выставок Франции не только окрылил молодого харьковского художника, но и придал ему веры в свои силы. Он остается жить в Париже, где снимает мастерскую в живописном месте на бульваре Клиши и продолжает творить, периодически выбираясь на летние этюды то в Бретань, то в Нормандию, то на юг Франции.
О картинах Ткаченко, экспонируемых на различных выставках, активно пишет парижская пресса. А уже в 1895 году слобожанский живописец за свои выдающиеся успехи удостаивается высшей награды Франции – ордена Почетного легиона. Первая персональная выставка мэтра (но далеко не последняя) состоялась в Париже в 1898 году и была детально освещена практически всеми лучшими изданиями города. Не забывал художник и свою родину, куда по мере возможности старался приезжать. Когда на Парижской Всемирной выставке в 1900 году полотна Михаила Степановича были награждены, харьковские СМИ с гордостью написали 9 июля 1900 года:
«Уроженец Харькова М. П. Ткаченко за свои картины удостоен золотой медали 2-й степени на Всемирной парижской выставке».
В 1905 году Ткаченко получил золотую медаль за свои картины уже на международной выставке в городе Льеже. После регулярных выставок работ с 1891 года в Парижском Салоне, в 1907 году художнику дают особую привилегию: в знак признания мастерства он может выставлять там свои работы вне конкурса. Так что, уже к 1909 году Михаил Ткаченко богат, уважаем, о нем много пишут, у него теплые отношения с влиятельными людьми (императорская семья, президенты, дипломаты). Однако, несмотря на все это, Михаил Степанович продолжает рисовать красоты нашего края, которые вызывают восторг у французов, а также поддерживает дружбу с известными украинскими художниками – Сергеем Васильковским, Николаем Самокишем и Петром Левченко. Крайне показательно отношение и самих французов к творчеству нашего великого земляка. Например, во вступительной статье к каталогу картин персональной выставки картин Михаила Степановича в Париже в 1909 году Рене Мезеруа пишет следующее:
«…Сердце его, преисполненное любви и радости, удерживает его в родной Украине с ее бескрайними степями, невысокими холмами, с ее небом, чистым и легким. Он пишет с благоговением любимую природу, то, что очаровало его с самого детства. И вот вся Украина ― в цвету, мирная, озаренная солнцем: деревянные церкви, большие мельницы, бескрайние равнины, на которых переливаются голубоватые и лиловатые тени. Вот приземистые хаты со стенами, на которых играет охра и киноварь, окруженные, как букетами, цветущими вишневыми садами и полями подсолнухов. Вот листья, что колышутся на ветру, почетные колокольни Лубнов и Харькова…
…Запомните это имя, звучное и суровое – Ткаченко.
Замечательная выставка этого пейзажиста стоит того, чтобы ее посмотреть и не один раз».
Великий художник скончался 2 января 1916 года на 55 году жизни во время поездки в Святогорск.
Наибольшая коллекция его картин сейчас хранится в Харьковском художественном музее. В 2010 году в Киеве издательством «Корнерс» к 150-летию со дня рождения Михаила Ткаченко была издана великолепная книга, общий объем которой составляет 315 страниц. Автором этого уникального и важного, как для Харькова, так и всей Украины издания, где впервые без купюр был воссоздан творческий путь Михаила Степановича, а также опубликованы ранее неизвестные документы и множество произведений мастера, был известный искусствовед Дмитрий Голец.
В 2017 году по инициативе Британо-украинской торговой палаты был создан проект «Украинский импрессионизм и возрождение памяти о художнике Михаиле Ткаченко», в рамках которого ведущий мировой эксперт по импрессионизму профессор Джеймс Генри Рубин прочел лекцию о нашем земляке параллельно с выставкой его картин.
Искренне радует, что, благодаря подобным проектам, о харьковских художниках, творивших в Париже, становится известно все больше и больше...
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин