«Государство в смартфоне» для ВПЛ: какие услуги переселенцы могут получить онлайн - Накипіло
Події

«Государство в смартфоне» для ВПЛ: какие услуги переселенцы могут получить онлайн

В Украине с каждым годом появляются услуги, которые можно получить через лептоп или смартфон. Правительство обещает продолжить реформу и переводить страну в «цифру». И сделано немало, но уже работающие сервисы не особо популярны. А ведь есть люди, кому такие знания сэкономили бы время и усилия.

Люди не в курсе

Редакция обратилась к переселенцам с просьбой рассказать как они используют онлайн-услуги. Но столкнулись с трудностью: в сообществах и волонтерских группах отозвались единицы, остальные — не слышали о такой возможности или считают эти сервисы бесполезными.

Переселенка Елена Знаткова по нашей просьбе поинтересовалась в сообществе у ВПЛ, какими услугами пользуются они.

«Первые отклики в группе ВПЛ были такие: не слышали, не пользовались, не вникали. Справки и документы, а также наши действия для продления социальных выплат, зависят от конкретных людей, от наших обязательных посещений центров административных услуг, — передает ответы переселенцев Елена. — Кроме того, если говорить о людях пожилого возраста, то все технологии, связанные с электронными сервисами для них крайне непонятны и вряд ли доступны».

С другой стороны, для большинства сервисов нужна электронная цифровая подпись (файл с зашифрованными данными). Она нужна для подтверждения личности и подписания электронных документов. ЭЦП выдают аккредитованные центры сертификации ключей (АЦСК), среди них — «ПриватБанк», «Ощадбанк», «Укрисббанк», Госпогранслужба, АЦСК органов юстиции. Но условия у всех не одинаковые. Например, клиентам «ПриватБанка» оформить подпись проще (через «Приват24», бесплатно). Как получить ЭЦП в «Ощадбанке», я так и не разобралась.

На портале Минюста стоимость цифровой подписи стартует от 186 гривен. На сайте можно только заказать и оплатить услугу, а после — необходимо с пакетом документов (их перечень пришлют в письме на почту) прийти в соответствующий орган юстиции — они находятся только в областных центрах. При этом цифровая подпись, как правило, делается только на год. Таким образом, сложности могут возникнуть уже на этапе оформления ЭЦП, не говоря об удобстве разных сервисов.

Я сама переселенка, но считаю себя ей номинально. В 2012 году я поступила в ХНУ имени В. Н. Каразина и переехала в Харьков. А по завершении учебы осталась здесь — возвращаться уже было некуда; мой родной город — на оккупированной территории. После выписки из общежития прописаться было негде? и мне пришлось оформить справку переселенца. О том, как бюрократические условия затягивают казалось бы минутное обращение на несколько часов, знаю не понаслышке. И как электронные услуги, пусть отчасти криво работающие, могут сэкономить кучу времени и нервов — тоже.

Портал «Он-лайн дом юстиции»

По словам юристки организации «Донбасс SOS» Елены Глушко, среди самых популярных запросов от переселенцев и жителей неподконтрольной части Донбасса — проверка данных в Едином реестре должников и Едином госреестре исполнительных производств.

«Актуализирована норма (с ноября 2019 года — ред.): если у человека есть долг, то ему закрывается выезд с подконтрольной территории, — комментирует юристка. —  С ситуациями, когда люди выезжают из оккупированной территории и не могут потом вернуться назад, к нам сейчас обращаются регулярно — почти каждую неделю»,

На портале как раз есть доступ к различным реестрам: недвижимого имущества, физических и юридических лиц, должников и исполнительных производств. Если ввести персональные данные (достаточно ФИО и даты рождения) в последних двух , можно узнать, открыто ли против человека судебное дело по взысканию, например, алиментов, штрафов, задолженности по коммунальным услугам или конфискации имущества. Если гражданин/-ка значится в реестрах, то, с большой вероятностью, ему/ей может быть отказано в выезде из подконтрольной Украины. Точная информация содержится в Реестре Госпогранслужбы, но его нет в открытом доступе.

Также можно заказать онлайн дубликат свидетельства о рождении, браке или смене имени — особенно актуально для тех, кто потерял документы в результате боевых действий. Кроме этого, можно онлайн зарегистрироваться как физлицо-предприниматель, внести изменения либо же закрыть ФЛП.

Сайт Государственной Миграционной службы

Ресурс позволяет записаться в электронной очереди на подачу документов для загранпаспорта и паспорта гражданина Украины, оплатить сбор онлайн и отслеживать состояние оформления документа.

«Это очень удобно, брала талоны (по электронной записи — ред.), когда мы делали загранпаспорта. Более того, мои родственники в Краматорске не могли записаться в очереди и сделать загранпаспорт — я им брала талоны в Харькове (знаю, что этот документ можно оформлять в любой точке Украины). Они приезжали к определенному времени и оформляли документ. При этом не надо было тратить целый день. А в том городе нет такой возможности — по факту живая очередь с пяти утра. Официально на сайте Миграционной службы вроде есть запись онлайн, но она все время занята», — говорит Валерия Самарская. Женщина в 2014 году переехала с семьей в Харьков из оккупированного на тот момент Краматорска.

На время карантина ресурс мало чем поможет — электронная запись на оформление загранпаспорта отключена, а запись на получения паспорта гражданина Украины разрешена только в исключительных случаях и по спецграфику.

Пенсионный фонд и электронный суд

Формально часть услуг пенсионного фонда доступны переселенцам онлайн. Например, на портале ПФУ можно: оформить онлайн-заявление на назначение и перерасчет пенсии, подсчитать ее примерный размер, получить справку о доходах пенсионера для назначения субсидии и выписку из Реестра застрахованных лиц, а также сверить засчитанный стаж. Все услуги доступны, если у вас есть электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Например, у моей бабушки есть логин и пароль для авторизации на сайте, выданный в Пенсионном фонде (самому придумать их нельзя). В первый раз мы с ней вместе заходили на ресурс, регистрировались и разбирались в доступных услугах — самой ей сложно было разобраться. Как оказалось, без ЭЦП нельзя получить электронные документы или, например, переоформить пенсию.

Кроме этого, есть мобильное приложение с доступными услугами (можно скачать в Google Play и AppStore). О нем я узнала (неожиданно для себя) из ответа ПФУ на мой информзапрос. При этом Фонд никак его не рекламирует. Например, на сайте я не увидела ни одного упоминания об этом.

Еще один важный сервис для внутренне перемещенных лиц, в том числе пенсионеров, — электронный суд.

«Примерно 30% всех обращений в нашу горячую линию — это проблемы с Пенсионным фондом. Фактически, сейчас большинство переоформлений пенсий идет в судебном порядке. Начисление выплат впервые также часто происходит через суд, потому что Пенсионный фонд отказывается признавать свидетельство трудовой книжки. Часто придираются к тем или иным печатям и подписям, требуют подтверждающих документов (а предприятия находятся сейчас на оккупированной территории). Особенно это касается людей со льготным стажем, например, шахтеров», — объясняет юристка Елена Глушко.

Сколько подобных случаев и причины, по которым отказывают в пересчете/назначении пенсий, ПФУ в ответе на мой информзапрос не указал.

Через «электронный суд» можно подать заявление для назначения судебного рассмотрения дела. Подсказки на сайте позволяют человеку составить иск без помощи адвоката. Зайти на портал можно двумя способами — зарегистрировав почту с адресом mail.gov.ua или с помощью электронной цифровой подписи.  Однако не все суды принимают заявления через портал, говорит правозащитница, эту информацию стоит уточнять в суде.

В то же время портал может пригодится и заключенным жителям на оккупированной территории. Так, этот сервис помог Николаю Мирошниченко (имя изменено) добиться сокращения срока. В 2012 году парень был приговорен к восьми с половиной годам тюрьмы за разбой и отбывал наказание в колонии в Донецке. В 2018-м Николай через родственников несколько раз пересылал по е-mail в райсуд в Покровске ходатайства о сокращении срока в связи с «законом Савченко», но суд сначала игнорировал обращения, а потом отказал в одном из них. Тогда через родственников заключенный связался с юристами организации «Донбасс SOS». Правозащитники помогли составить апелляцию и зарегистрировали парня через почту на портале Электронный суд.

«Они мне сказали, что эта почта будет как подтверждение моей личности. Я на бумаге писал (заявление — ред.), передавал родственникам, а они фотографировали и пересылали онлайн в апелляционный суд», — вспоминает заключенный.

В октябре 2018-го решением суд сократил Николаю срок на 1,5 года. Но администрация «республики» не признала решения суда и продержала парня в колонии до февраля 2020-го.

«Я всех уведомлял: начиная от контролера до начальника колонии и его заместителей, что у меня есть такое решение, давал его копию. Родственники направили документ в так называемый Минюст «ДНР». Пришел ответ: в связи с тем, что между «ДНР» и Украиной нет договора о взаимном исполнении судебных решений, такое решение якобы недействительное на территории «Республики».

После освобождения мужчина перебрался в Мариуполь и сейчас вместе с «Харьковской правозащитной группой» готовит обращение в Европейский суд по правам человека по факту незаконного лишения свободы. Кроме того, в Покровске открыто уголовное производство в отношении т. н. Минюста «ДНР» и руководства колонии. До суда дело пока не дошло.

«На самом деле это (решение суда — ред.) помогло, потому что юридически у меня срок уже закончился и полтора года меня незаконно лишали свободы. Возможно удастся доказать вину этих людей, что они незаконно держат в заключении. Может, в дальнейшем можно будет повлиять через международные инстанции на подобные случаи», — надеется Николай.

Реестр разрешений для перемещения граждан в районе ООС

В 2015 году, когда вместо бумажных пропусков через линию разграничения появилась возможность сделать электронные, для меня и моей семьи этот сервис стал своего рода палочкой-выручалочкой. Потому что для продления разрешения нам уже не нужно было ехать в Координационный центр в Бахмут или другой город, выстаивать километровые очереди и переживать о том, где бы переночевать, если не успеем за день попасть на прием. Оформление одной заявки занимало до 10-15 минут с учетом времени на повторное внесение данных из-за технической ошибки — в то время сайт только запускался и баги появлялись часто.

Раньше пропуск давался на год, а за два месяца до окончания его срока на сайте появлялась возможность переподать заявку. После 28 марта 2019 года разрешения выдаются на неограниченный срок действия, поэтому сервис становится уже не таким актуальным.

Портал госуслуг iGov

Сайт работает больше как справочник, чем платформа для получения услуг (по крайней мере в Харьковской области). Например, на портале указывается, что можно сделать справку переселенца или сняться с учета ВПО, оформить/продлить адресную помощь или соцуслуги. Но для этого все равно придется лично обращаться в местный орган соцзащиты. 

«Взяття на облік ВПО, а також отримання адресної грошової допомоги онлайн можливе хіба що в перспективі. Поки я не знаю, щоб якісь вебсервіси це забезпечували. Наразі людині необхідно звертатися безпосередньо до управління соціального захисту», — поясняет Людмила Гончарова, начальница управления соцгарантий  Департамента соцзащиты населения ХОГА.

Министерство социальной политики

На сайте Минсоцполитики можно оформить пособие при рождении ребенка и подать документы на субсидию. Еще одна услуга «Муниципальная няня» доступна на отдельном ресурсе. Она полезна тем, кто хочет получить компенсацию за оплату услуг няни для детей до трех лет. Чтобы оформить помощь от государства, не обращаясь в органы соцзащиты, опять же, нужна электронная цифровая подпись.

«При получении субсидии внутренне перемещенным лицам нужно еще обращаться с заявлением в органы соцзащиты раз в год (в отличие от других жителей — ред.). Тем самым подтверждать, что человек находится здесь и у него ничего не изменилось», — говорит чиновница.

Также в пилотном режиме в некоторых областях, в том числе в Харьковской, внедряется комплексная услуга «е-Малятко». Благодаря ей можно будет оформить помощь на малышей и выплаты на детей в многодетных семьях, зарегистрировать новорожденных. Система пока тестируется, поэтому подавать заявление на услугу все равно нужно лично в ЗАГС, Центр предоставления админуслуг или в роддом (если там есть такая возможность).

И здесь проблему усугубляет не только отсутствие отчетности. С одной стороны власти не информируют население об услугах, упрощающих жизнь (пожалуй, исключение — только приложение «Дія», которое пока еще мало чем полезно). Например, моя бабушка узнала о существовании портала ПФУ и о том, что можно отслеживать выплаты онлайн, от адвоката, которая помогала доказать факт смерти родственника через суд. Она же помогла оформить логин и пароль для входа на портал (а не работники пенсионного фонда!). 

Личный опыт

Как переселенка получаю ежемесячную адресную помощь — использую как альтернативу субсидии. Компенсация небольшая, но все же приятно понимать, что цифра в платежке (особенно в отопительный сезон) уменьшится на четыре сотни. 

Каждые полгода нужно лично подтверждать актуальность данных для выплат (а вдруг что-то поменялось: переехала, сменила фамилию или стала безработной). Кроме справки переселенца, паспорта и идентификационного кода (ИНН), в моем случае нужна еще справка ОК-5 как подтверждение места проживания и того, что работаю и плачу налоги. 

Раньше я отпрашивалась с работы, чтобы прийти в Центр предоставления админуслуг, взять талончик к работнику Пенсионного фонда и увидеть неутешительный номер в очереди (особенно утром эта цифра достигала 80+). Потом — сидеть несколько часов в ожидании увидеть свой номер на табло и услышать уже надоевший, но заветный голос оператора «Відвідувач з номером N підійдіть до робочого місця N». Кстати, отходить нельзя – можно пропустить свою очередь. А после этого — брать еще один талон для подачи заявки на продление и документов соцработнику. Конечно, можно было взять два талона одновременно, но это рискованно — очередь к соцработнику могла подойти раньше и я бы не успела взять справку. С записью через электронную очередь мне не везло: активные даты для записи были доступны только через 1,5—2 месяца, а мне важна была срочность.

В прошлом году один раз и вовсе проехала зря: зашла в ЦПАУ за два часа до его закрытия и выяснилось, что Пенсионный фонд уже не работает. Угадайте, какой была моя реакция. Тогда же сотрудники центра посоветовали мне оформить справку онлайн через сайт Пенсионного фонда. Что я и сделала: оформила через «ПриватБанк» электронную цифровую подпись (совет: запомните, куда сохраняете файл и пароль к нему, чтобы не оформлять повторно, как было со мной!). Затем зарегистрировалась с его помощью на сайте ПФУ и через 5-10 минут у меня уже был документ в pdf-формате. Теперь заказываю справку только онлайн.


Полный список услуг, которые предоставляет государство всем гражданам есть на сайте Кабинета Министров. Но оценить, насколько они популярны среди переселенцев — сложно: на госуровне такая статистика не ведется. Точно так же, как и комплексная информационная кампания по поводу онлайн сервисов, что могут упростить жизнь.

Проект «Donbas Media Forum и межрегиональное сотрудничество для производства качественного контента для Востока Украины» внедряется при поддержке Медийной программы в Украине, финансируется Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова