Однотипные площадки для традиционных «линеек» мало развивают физические способности детей, выглядят скучно и порой опасны из-за полуразрушенных конструкций. Чтобы их улучшить, урбанисты впервые в Украине использовали всемирно известную компьютерную игру Mineсraft. К разработке нового дизайна специалисты привлекли… детей.
Ирина Яковчук и Ирина Каць (общественная организация «Культурный диалог») привезли идею из Германии, побывав на воркшопе эксперта по игрофикации Андреаса Готтшальта в Ораниенбауме. Во время визита исследовательницы увидели, как подросткам предлагалось обустроить свой школьный двор с помощью Mineсraft. Геймификация здесь включена в учебный процесс и воспринимается преподавателями вполне серьезно. Одновременно с занятиями по 3D-моделированию проходил реальный ремонт дворика.
«Нам здалося це нелогічним: паралельно працює архітектор, а діти виконують роботу, яка йому потім ніяким чином не буде презентована. Хоча, можливо, там були цікаві ідеї. Ми вирішили, що хочемо таку практику привезти в Україну, але зробимо це так, як ми бачимо. Там була гра заради гри, а ми хотіли реальний ефект — привити дітям віру в те, що їхні ідеї можуть бути реалізовані, що до них дослухаються», — рассказывает Ирина Яковчук, соосновательница агентства Urban Curators.
Серьезные игры
Пару лет назад Microsoft выпустила Minecraft Education Edition — специальную версию игры, адаптированную для учебного процесса. Годовая подписка на одного ученика стоит 5 долларов. Школа Виктора Ридберга в Стокгольме задолго до этого начала использовать Minecraft в программе для 13-летних. По мнению преподавателя Моники Экман, игра отлично развивает навыки городского планирования.
Игрофикация (геймификация) применяется по всему миру в неигровых процессах: бизнесе, менеджменте, государственном управлении, урбанистике, образовании. Например, в Гарвардском университете есть факультативный курс «Immersive landscape», который читает французский архитектор Эрик де Брош де Комб. На лекциях студенты знакомятся со способами представления и описания ландшафта, используя игровые технологии.
В Делфтском техническом университете в Нидерландах аспирант Эким Тан основал общественную организацию Play the City. Вскоре, используя одноименную игру, голландская команда занялась консультированием правительства и компаний относительно модерации городских процессов.
В Украине проект «Мрій. Грай. Дій» прошел в школе №5 Новомосковска Днепропетровской области при поддержке Немецкого общества международного сотрудничества GIZ. Выбранная территория оказалась единственным публичным пространством в районе. Местные жители нуждались в организации досуга, который негде было провести, кроме как прогуливаясь вокруг домов.
Были попытки изменить дворы киевской и кременчугской школ, но собранной во время краудфандинговой кампании суммы не хватило.
Реконструкция под присмотром детей. Как это работает?
Вместе с родителями и учителями дети осматривают местность и описывают: кто сегодня пользуется площадкой, чем на ней можно заниматься, и чем — хотелось бы, но пока невозможно. Территорию давно облюбовали владельцы собак, мамы с колясками, пенсионеры и спортсмены. Координаторы проекта также приобщили их к обсуждению.
«Діти не зашорені. Вони ще можуть вийти за рамки своїх проблем, можуть дозволити собі помріяти. Дуже часто вони пропонують щось таке, до чого доросла людина не додумається, — продолжает экспертка. — Так, у Кременчузі восьмикласник вигадав після уроків з’їжджати з другого поверху з гірки. Просто зробити у вікні отвір».
После прогулок создается карта с опасными и разрушенными местами — их нужно восстановить в первую очередь. На чертежах отображаются и объекты, требующие легкого обновления. Затем под руководством кураторов ребята создают в виртуальной реальности свое видение территории. На эти макеты в дальнейшем опираются архитекторы, создавая генплан.
«Ми не ставимо собі за ціль, щоби діти пропонували щось реальне — у цьому і суть. Що нереально втілити, вже сама реальність відмете: через брак бюджету або якість конструктивні нюанси. Їхня задача — мріяти максимально широко і не думати, що реально, а що — ні», — объясняет Ирина Яковчук.
Площадка в минималистском стиле
Строительство в Новомосковске длится больше года и уже приближается к финишу — осталось дождаться изготовления детского инвентаря. На месте разобранного уличного туалета предлагается установить беседку для открытых занятий. Принципиальное решение — убрать стены. Рядом находятся сидения из деревянных спилов, которые объединяются по три для работы в группах. На земле планировалось использовать полиуретановое покрытие — оно минимизирует травмы и легко очищается. Но из-за дороговизны материала остановились на гальке.
Воплощение проекта обошлось почти в 300 тысяч гривен.
Спортивные турники — в хорошем состоянии, но нуждаются в косметической реставрации. Планируется дополнить их современными элементами: деревянной башней, на которую можно взбираться, играя в «Царя горы», гибкой канатной башней, гимнастической колодой и лазалкой из пластиковых труб в минималистском стиле.
«Учителі думали, що приїде будівельна бригада і все за них зробить»
«Мрій. Грай. Дій» постепенно перебирается и в другие города. Неделю назад организаторы инициативы провели конкурс среди школ Мариуполя Донецкой области. Из 17-ти учебных заведений был выбран Левобережный районный Дом детского и юношеского творчества. Площадка около него не обновлялась несколько лет. В ближайшее время урбанисты исследуют ее вместе с детьми, их родителями и администрацией учреждения, выяснив, как они видят развитие этой территории.
«Жоден з учителів та директорів, які подавалися на конкурс, не очікували, що їм реально доведеться будувати це все разом із дітьми та місцевими мешканцями. Коли ми їм пояснювали це, для них то було шоком, бо вони думали, що приїде будівельна бригада і все за них зробить», — вспоминает Ирина Яковчук.
По ее словам, Мариупольский горсовет пообещал помочь с воплощением проекта и заложит в бюджет на 2019 год средства на строительство.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин