Более 150-ти произведений украинских фотографов оказались в одном из самых престижных культурных центров мира — в Центре Жоржа Помпиду в Париже. Коллекционер и соучредитель Grynyov Art Collection Борис Гринев считает, что это — настоящее признание, и к нему приложено немало усилий. Нужно было не только знакомить представительство Центра с современным украинским искусством, но и отстаивать интересы отечественных авторов на международном уровне.
Гринев вспоминает, как в Центре Помпиду проходила выставка, которая должна была представлять искусство фотографии России. И там каким-то образом оказались работы украинских авторов.
«Агрессивная политика наших соседей проявляется во всем, и в искусстве тоже. Мы это все ощущаем на себе. Был российский проект для Центра Помпиду, Россия подарила 400 работ. И в том даре оказалось 30 % произведений украинских художников. Мы начали объяснять Центру Помпиду, что на самом деле это не Россия. И там заинтересовались», — рассказывает коллекционер.
Попасть в выставочные залы Центра очень непросто, даже если авторы предоставляют работы бесплатно. Все произведения проходят жесткий отбор. Так было отобрано 131 фотографию от Харьковской школы фотографии, охватившие жизнь страны в период с 1970 до 2010 года, а также работа украинского фотографа и художника Стаса Волязловского.
«Что это означает для Харькова? Огромную победу, ведь это всемирное признание Харьковской школы фотографии. Во-первых, мой призыв к коллекционерам: «Господа, стоит коллекционировать. Это очень приятное и важное занятие». Вторая составляющая — в Украине есть искусство мирового уровня: и в Харькове, и в Киеве, и в Одессе. Искусство, достойное ведущих мировых музеев, и они с удовольствием его берут. Ну и третья составляющая — украинские художники, которые работают на уровне мировых коллекций. Поэтому это огромный шаг», — подчеркнул Гринев.
На фоне общей художественной карты Украины Харьковская школа фотографии представляется удивительно ярким феноменом, — уверена исследовательница Музея Харьковской школы фотографии Александра Осадчая. Формироваться он начал в конце 60-х годов. И почти полвека интерес к Харьковской школы фотографии не угасает: с одной стороны, ее искусство стало историческим наследием, а с другой, фотографии резонируют с запросами современного общества.
«Сегодняшнее фотоискусство во многих аспектах находится в кризисном состоянии, углубляясь в интровертные, внутренние поиски смыслов. В то же время настоящая сила Харьковской школы фотографии — умение работать с историческим контекстом, нащупать нерв эпохи, найти неконвенциональные способы рассказать о ней. Именно этого нам сегодня не хватает: языка для осмысления действительности, с которой мы сталкиваемся. А харьковская фотография позволяет пережить, найти субъективные, яркие, острые высказывания. И неудивительно, что эксперты Центра Помпиду так эмоционально отреагировали на то, что им показывали во время визитов», — отметила Осадчая.
Александра уверена: то, что фотографии попали в престижный центр мирового искусства — значительный шаг в реализации культурной политики страны. Ведь представители Центра Помпиду заинтересовались творчеством украинцев, стремились понять его контекст.
«Вопрос в том, чтобы показать пласт истории, и Центр Помпиду получил эту часть истории. А Харьковская школа фотографии привносит еще и визуальную составляющую. Если бы все люди захотели подарить свои работы Центру, этого не случилось бы из-за экспертного отбора. Это выдающаяся организация, вторая по посещаемости после Лувра, и выставляться там, конечно, очень приятно», — отметил представитель новой волны Харьковской школы фотографии Владислав Краснощек.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин