Давайте будем вместе молиться за мир. Пусть огонь ваших свечей и сияние ваших душ уничтожат тьму, нависшую над Украиной.
Сфера религиозной жизни межконфессийных отношений очень деликатна. Однако особенность харьковской церковной жизни в том, что все здешние епископы, за исключением «московских», находятся между собой в весьма толерантных отношениях, что, естественно, влияет и на общую атмосферу их приходов.
В нашем городе пять епископатов. И они образуют что-то вроде семьи христианских церквей. Все четыре епископа участвуют в объединенных молитвах, собираются вместе на официальных мероприятиях. Когда-то их объединила совместная панихида по жертвам Голодомора. С тех пор стало традицией обращение к Богу священников разных конфессий с молитвой о мире в Украине.
Кроме православных, греко-католических, римо-католических, протестантских общин в Харькове существуют мусульманские, иудейские, буддистские. Всего на территории нашей области насчитывается около 57 конфессий, церквей и религиозных направлений. Служители церкви считают, что такой дружбы и единства нет ни в Киеве, ни во Львове.
Мы встретились с отцом Григорием, настоятелем кафедрального собора Успение Пресвятой Богородицы римо-католической церкви в Харькове, чтобы узнать рецепт такого крепкого взаимодействия церквей.
Согласно ст. 35 Конституции Украины каждый ее гражданин имеет право на свободу мировоззрения, вероисповедания. Это соблюдается сегодня?
Абсолютно. Мне не известны случаи насилия над человеком за его веру. У нас каждый сам выбирает себе религии, обряды, и никакого давления со стороны государства мы не чувствуем.
И все-таки православных верующих больше…
Если быть честным перед самим собой и искренним перед людьми, нужно говорить о том, что на сегодняшний день Украина более протестантская. Если судить по тому, как развиваются протестантские церкви, общины, то в недалеком будущем об Украине можно будет говорить, как о протестантской стране.
А в вашей церкви становится больше прихожан?
По нашему приходу есть такое явление, которое, образно говоря, можно назвать «трамваем». Те, кто был основателем этого прихода, по разным причинам отходят, а приходит много новых молодых людей. Те, кто ищет себя в вере, задает себе вопросы о духовности. К нам много пришло людей за последние два года. Мир глобализируется. И мы должны поддерживать в отношениях между собой взаимное уважение, терпимость, взаимопонимание. Надо строить отношения на том, что объединят людей, а не искать то, что их разделяет.
Картина религиозной жизни Украины выглядит довольно пестрой, но при этом разногласий между католиками и другими конфессиями практически не наблюдается.
Они есть, конечно, но незначительные и обусловлены в первую очередь историей. Ведь до революции 1917 года большинство приходов на территории Украины были католическими. Потом они насильно были переведены в православную веру. А люди как ходили в свой храм, так и продолжали ходить. С 1991-го начался процесс возврата таких приходов. А люди, опять же, привыкли, что это их храм. Это создало ряд конфликтных ситуаций. Но это на Западной Украине. На Востоке, конечно же, такого нет.
Можно ли считать залогом этого толерантность и миролюбивость украинцев и в частности харьковчан?
Безусловно. Как не крути, Харьков — город знаний. Здесь люди не закрыты к восприятию. Они готовы познавать, слышать, вступать в диалог. Это не политический диалог, а скорее, диалог культур. И договоренности здесь ценятся больше, чем в политике. О вере не спорят.
Какое сотрудничество существует в Харькове между вами? Может быть, какие-то общие мероприятия?
Причина конфликта всегда только или в деньгах, или в желании власти. Слава Богу, в Харькове этого нет. Наше общение сегодня — это колоссальный пример для всей Украины. Общение разное, на разных уровнях, в разных направлениях. Все знают, что рыба портится с головы. И то общение епископов, которое есть у нас на Харьковщине, дает пример и веру людям, что можно и нужно жить в мире. С 25 января проходила неделя молитвы о единстве христиан. Это идея Ватикана, но инициатором таких практик в Украине стал греко-католический епископ. Каждый день все конфессии ходили в разные храмы, и все вместе совершали молебен. Для людей это очень непривычный и очень положительный пример того, как все мы вместе молимся об одном и том же. Для нас, например, очень приятна дружба с Киевским патриархатом. Епископ приходит к нам на службу или на праздники. Мы идем к ним. Люди это видят, и у них нет вражды к инакомыслящим. Это же очень важно.
Недавно был праздник улицы Гоголя. В его рамках в нашем храме состоялся концерт хора Покровского монастыря. Чудо как хорошо. На людей это произвело большое впечатление. Это пусть и небольшие, но знаки того, что можно быть открытыми друг другу, жить рядом и уважать друг друга.
А как Вы относитесь к соседству с такими религиями, как, например, буддизм?
Я не очень силен в знании этой религии, но отношусь с уважением. Ведь в основе ее лежат те же человеческие ценности. Я скажу честно, восхищаюсь духовным лидером харьковских мусульман. Он так красиво поет гимн на украинском языке и так искренне, что стоящие рядом с ним на общегородских мероприятиях чиновники выглядят не очень хорошо. Единство наше в первую очередь в любви — в любви к людям, к своей стране, к своему городу, друг к другу.
Переход верующих в другую религию можно ли сегодня считать распространенным явлением? И как Вы к этому относитесь?
Мы не считаем это переходом из конфессии в конфессию. Даже если человек был крещен в православной церкви и хочет исповедовать свою веру в католическом обряде, его никто не будет перекрещивать. Он просто исповедует свою веру в том виде, какой ему ближе. Но при венчании или крещении все-таки необходимо, чтобы хотя бы один из двух был католиком.
Есть ли представители Вашей конфессии в зоне АТО?
Конечно. Это территория нашей епархии. Наши приходы работают в Донецке, Мариуполе. Там оказывается всякая возможная гуманитарная помощь. Наши священники служат капелланами. Благодаря посредничеству нашего епископа в больницу г. Счастье Луганской обл. и в Харьковский военный госпиталь было передано более 20 тонн перевязочных материалов от международной сети благотворительных католических организаций «Каритас».
Как вообще харьковчане относятся к католицизму?
Большая ошибка в том, что люди говорят: «Вы католики, а мы христиане». Мы ведь все христиане. Мы все исповедуем веру во Христа. К нам не настроены враждебно. Но многие в городе даже не знают, что есть такой храм, но это нестрашно. Главная наша задача — служение бедным. Уже на протяжении многих лет на территории храма действует социальный центр для бездомных. Сейчас к ним присоединились и беженцы. Каждый день к нам приходит около 100 человек, которые могут получит горячую пищу, и сейчас уже есть возможность помыться. У нас есть медицинский кабинет. Беженцам мы оказываем дополнительную помощь. Вот только закончился проект «Зимняя обувь». Сейчас реализуем проект помощи многодетным семьям.
Кому-то отдаете предпочтение?
Нет. Если есть статус беженца, вера значения не имеет.
Какие еще проекты осуществляете?
Детские. У нас можно изучать английский язык. Есть мастерская театрального искусства, изучение польского языка. И вообще есть такая комната — «свiтлиця», куда дети могут прийти просто поиграть, пообщаться. В Коротиче мы организовали дом для матерей-одиночек, которым некуда идти. Они там живут, помогают сестрам, а им помогают вернуться в социум.
А городские власти как-то взаимодействуют с вами?
Главное, что не мешают.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин