Международный фестиваль Docudays UA — крупнейший фестиваль документального кино в Украине о правах человека. Он проходит ежегодно, объединяя усилия и таланты документалистов и правозащитников. Концепция Docudays UA заключается в слогане «Перемагай щодня!» — побеждай зло, несправедливость, безразличие, насилие. Мы поговорили с правозащитником Юрием Чумаком, региональным партнером Фестиваля в Харьковской области.
Как работает Фестиваль?
Docudays UA проходит каждый год в марте, в этом году состоялся 15-й. К нам приезжают представители со всех континентов, кроме Антарктиды. Они представляют свое кино, привозят главных героев. Идет конкурсный отбор, работает жюри, организовываются перформансы и фотовыставки, затем выбирают победителя, и на этом… не все. Дальше Docudays UA начинает путешествовать: он отправляется по всем городам нашей Родины.
Какие фильмы представлены на Фестивале?
В этом году впервые была отдельная украинская программа. Если раньше кинофильмы попадали в разделы DOCU/ПРАВА, DOCU/ДЕТИ, DOCU/ЭКОЛОГИЯ и т.д., то в 2018-м собран целый пакет украинских документальных фильмов, и соревновались они отдельно в DOCU/УКРАИНА. Украинских фильмов стало больше, и они — на злобу дня.
Украинских фильмов стало больше, и они на злобу дня
Расскажите о концепции Фестиваля?
У нас никогда не бывает показов по классическому принципу: выключили свет, показали фильм, включили свет и люди разошлись – это означало бы, что показ не состоялся. Обязательно выступает модератор, иногда и сам режиссер, рассказывают историю ленты, а после ее демонстрации начинается обсуждение в формате «вопрос-ответ».
В этом году какова тема Docudays UA?
В этом году Фестиваль проходил под лозунгом «Рівні рівності» и был посвящен тематике защиты прав различных меньшинств. В прошлом году во главе угла была экологическая проблема. Еще пару лет назад внимание уделялось пропаганде и как ей противостоять. То есть, мы выбираем насущные социальные темы.
Опишите вашу аудиторию.
Если говорить о Киеве — то это удивительная аудитория. Мы проводили кинофестиваль в кинотеатре «Жовтень», перед этим — в Доме кино, и всегда были аншлаги! До недавнего времени вход был бесплатным, а сейчас организаторы сделали его платным. Ну, как платным — 20-30 гривен, по киевским меркам — это стакан кофе. И ничего не поменялось: полный аншлаг. Мы переживали, так как поменяли основную локацию, — но нет, все равно аншлаг.
Как происходит показ?
Мы показываем разные фильмы в разных залах одновременно,а раньше еще и в разных кинотеатрах, каким бы бэтменом или суперменом ты не был, одновременно посетить все сеансы не получится. Приходят люди, которым близка тема защиты прав человека и, в первую очередь, меньшинств: политических, национальных, сексуальных, языковых, всех, кого ущемляют .
В чем особенность ваших фильмов?
Фильмы без нарратива, без нравоучений, которые показывают жизнь как она есть, которые заставляют мозг, сердце и душу работать. Ты посмотрел такое кино — и ты будешь думать.
Мне говорят: «Принесите нам фильмы, где четко разграничены черное и белое, хорошие и плохие», — а я не могу принести, нет таких фильмов на Фестивале. Не наш формат.
У меня был один характерный момент: я показывал кинофильмы в одном из харьковских вузов, это были ленты о Востоке страны. Мы посмотрели и обсудили, уже все разошлись, а ко мне подошли две девушки-студентки с вопросом, и у нас состоялся следующий диалог:
˗ А Вы в конце не сказали вывод, какой вывод?
˗ Не сказал.
˗ А что мы должны понять?
˗ Ничего не должны. Вы задумались? Вам было интересно? Значит, все получилось.
Задача была в том, чтобы они «расшевелились».
Фильмы без нарратива, без нравоучений, которые показывают жизнь как она есть, которые заставляют мозг, сердце и душу работать. Ты посмотрел такое кино — и ты будешь думать.
Очень интересный подход. Почему именно так?
Когда я работал учителем права и истории, ставил «12» только тем, кто умеет думать, доказывать свою мысль. Эта мысль могла совершенно не соответствовать моим взглядам, но человек думал. Знаний сейчас много: у меня есть друг, зовут его “Google”, и с этим другом я могу найти любую информацию. Если раньше это занимало несколько месяцев в библиотеке, то сейчас — дело двух секунд. Добыть информацию — просто, а умение ею оперировать, не “хавать” фейки — очень важно.
Есть еще одно ответвление Docudays — DOCU/КЛУБЫ, в которых их модераторы могут с разрешения авторов брать фильмы не только этого года, но и прошлых. Там мы смотрим фильмы, обсуждаем и думаем. И это всегда работает! Например, на днях я показывал фильм про заключенных в реабилитационном центре — наркоманам и алкоголикам. И была отдача, была реакция, им очень понравилось.
Вы сказали, что представляются картины со всех уголков мира. А что по поводу России? Есть ли российские фильмы на Фестивале?
Есть, их очень много, они классные и все разные. Например, фильм «Бумажные звезды» рассказывает о жизни девочек-подростков в детском лагере, показывает их взаимоотношения в коллективе. Фильм «Путинские игры» — об Олимпиаде в Сочи, о коррупционной стороне: сколько миллиардов вложено, можно было в другой стране провести две-три Олимпиады за такие деньги.
Влияет ли как-то ярлык «российский фильм» на реакцию зрителей?
На реакцию зрителей — нет. Они приходят и смотрят с удовольствием, ведь государство и люди – это разное. Россияне, которые снимают документальное правозащитное кино — наши прямые союзники, потому что они говорят о демократии, о правах человека.
Да, я сам не мог показывать российские фильмы в 2014—2015 годах, просто не мог внутренне. Потом постепенно пришло понимание, что Россия-государство и российские граждане, режиссеры — это кардинально разные вещи.
Бывало, что я приходил в организации, предлагал классный российский фильм, и мне говорили, что не покажут только из-за того, что он российский. Я спрашивал: «А если бы не российский был, показали?». «Да, показали бы», — отвечали мне.
Есть ли разница в зрителях? Отличаются они, например, в Харькове и Киеве?
В Киеве всегда аншлаг. Никогда не видел пустых залов. Многие фильмы — тяжелые, артхаусные, достаточно продолжительные, но все равно полные залы.
Мой товарищ Игорь Кофман, партнер Фестиваля, никогда не желает приятного просмотра: эти фильмы могут не вызывать приятных эмоций, они — не под пиво и попкорн.
Кстати, очень важно, на фестивалях Docudays UA с попкорном в зал не пускают: это фильмы для работы ума, а не желудка.
В Харькове с кинотеатрами проблемы, у нас зритель не привык к «умному» кино: на премьеру приходят, а дальше ходят… не очень. Но есть и своя «намоленная» публика — это люди, которые любят такое кино, это активисты. Мы проводим показы на базе пресс-центра Kharkov Today, медиагруппы «Накипело», общественной организации «Каритас Харьков» и в других локациях.
Если я иду в вузы, то зрители будут, если я иду в общественные организации — будут, 100-300 человек, но будут. Харьков более «попсовый». Харьков любит блокбастеры и «экшены», аудитория еще формируется. Хотя уже лучше: несколько лет назад я бы не рискнул проводить показ в большом кинозале.
Давайте поговорим о ваших любимых, запомнившихся фильмах.
Фильм «Отдаленный лай собак» получил приз студенческого жюри в этом году. Кино, хоть и снято иностранцами, посвящено небольшому селу Гнутово около Мариуполя. Оно контролируется украинскими войсками, но постоянно подвергается обстрелам. В этом селе живет мальчик с бабушкой и другом.
Это фильм о подростках, которые там живут, о том, что у войны — не детское лицо. Кино снято настолько пронзительно, такое чистое... И когда после фильма вышли эти мальчики и бабушка; а фильм мы показывали в марте, — помните, какой у нас был март? Снежный и холодный... И мы вышли на улицу, а пацаны — они всегда пацаны, начали играть в снежки и мне зафигачили снежком (смеется). Они только приехали из войны в мир. Фильм без пафоса, без спецэффектов, он передает атмосферу, говорит о детских мечтах, и он — невероятно искренний, пробирает, никакие речи Президента, политиков не проберут настолько.
Очень понравился фильм «Алиса в стране войны». Его снимали две режиссерки, Алиса Коваленко и Любовь Дуракова. Они — две противоположности: Любовь спокойная, а Алиса — как живчик, и это видно в фильме. В кино две сюжетные линии. Алиса снимала войну, она говорила: «Как я, документалист, могу туда не поехать?». А вторая сюжетная линия — романтическая история. Героиня с женихом-французом гуляют по Елисейским полям... а потом она говорит, что так не может, и уезжает на войну. Эту часть снимала Люба.
Как по мне, этот фильм — современная украинская квинтэссенция «Войны и мира» Толстого, только мини-вариант. Он снят, как и предыдущий, без лишних “понтов”, очень красиво. Мужскую аудиторию цепляет тема войны, а женскую — тема любви, все пропорционально и нет ничего лишнего.
Есть еще отличный фильм «Домашние игры», он посвящен девчатам, которые играют в футбол. Знаете, сколько получают мужчины-профессиональные игроки в футбол? Тысячи и миллионы. А сколько получают девочки? Или очень мало, или ничего.
Фильм о футболе и о жизни. У героини умирает мама, и девушка становится фактически опекуншей двух детей. Она не может заработать футболом в наших условиях, с нашим «равноправием», и она должна найти возможность и самой не скатиться, и поднимать брата с сестрой, и не потерять смысл жизни — футбол. Очень сильный фильм. Мы его показывали в селах области — там люди большого кино никогда не видели! Доехали от Харькова до районного центра на хорошей машине, а затем нас пересадили на джип, потому что дальше проехать можно или на джипе, или на танке.
Когда мы показали фильм, зрители сказали, что у них тоже есть футбольная команда девушек. Я планировал показывать фильм с целью: «мечтайте, но и поднимайтесь с дивана ради своей мечты» — а тут это все реально происходит. То есть, это было точное попадание.
Каждый из наших фильмов ценен не только своим кинематографическим мастерством, но и впечатлением, которое производит на зрителя.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин