Купить билеты на поезд, особенно перед праздниками, длинными выходными или на День Независимости, бывает проблематично: и на официальном сайте «Укрзалізниці», и в кассах на вокзале оказывается, что билеты остались либо в самые дорогие вагоны, либо отсутствуют в принципе. Мы разобрались, почему так происходит и как политика компании и перекупщики влияют на дефицит билетов.
Причина первая: политика «Укрзалізниці»
Предварительная продажа билетов открывается и в кассах, и на сайте перевозчика за 45 суток до отправления поезда. Исключения — только Донецкое и Луганское направления: тут билеты начинают продавать за 30 дней. Чтобы поезда не ходили полупустыми в будние дни, «Укрзалізниця» продает билеты повагонно с помощью специальной автоматической системы. Сначала открывается продажа мест в одном вагоне каждого типа: СВ, купейных и плацкартных. Когда в любом из них остается меньше четырех свободных мест, открывается продажа на следующий вагон этого типа. Если в поезде останутся пустые вагоны, их отцепят.
«Укрзалізниця» регулирует продажу билетов и на станциях, чтобы пассажиры могли добраться до мест, куда курсируют 1-2 поезда. Например в поезде «Харьков — Львов» из 572-х мест можно купить только 88 (15%) билетов на любой участок дороги. Остальные 484 места (85%) резервируют для пассажиров, которые едут от участка «Харьков — Яготин» до «Фастов — Львов».То есть возможность купить билеты от Харькова до Киева и от Киева до Львова — ограничена, потому что по этим маршрутам ходит много других прямых поездов. Все эти ограничения система управления пассажирскими перевозками автоматически снимает за сутки до отправления состава.
В каждой поездке существует автоматическая бронь для различных категорий пассажиров: до 10 мест для АТОшников, людей с инвалидностью, участников Второй мировой войны. Кроме того, зарезервированы места для работников военных комендатур, нардепов и чиновников, работников иностранных представительств и для командировок железнодорожников.
Причина вторая: спекулянты
До экспресса «Харьков—Киев» остается неполных два часа. Ни на сайте «Укрзалізниці», ни в кассах нет ни одного билета. Шансов уехать на этом поезде в столицу у меня нет. Отчаявшись, захожу на одну из интернет-площадок с бесплатными объявлениями и вбиваю в строку поиска «билеты на поезд». В выдаче — десятки обещаний посадить меня на любой состав, даже если до отправления почти не осталось времени. Звоню по первому же номеру: отвечает женщина, представляется Анной.
— Здравствуйте, а можно билет у вас купить? Мне из Харькова в Киев нужно попасть на вечернем «Интерсити».
— Ой, ну не знаю, уже пять часов. Поздновато что-то вы.
— Только узнал о командировке.
— Сейчас… Это из Харькова в Киев? Вам какой класс надо?
— Да мне все равно, лишь бы уехать.
— Ну вот, за 510 гривен есть билет. В течение 15 минут сможете скинуть деньги? Называйте имя и фамилию.
Через 10 минут я скидываю на карту, принадлежащую родственнице Анны, 610 гривен — сотня сверху за услугу. Она присылает в мессенджер скриншот билета на нужный поезд с моими именем и фамилией. Проверка на сайте «УЗ» подтверждает: проездной документ — настоящий.
Купленным билетом я так и не пользуюсь, звонок перекупщице — часть редакционного задания. После того, как представляюсь журналистом и спрашиваю, как ей удалось достать билет, женщина перестает выходить на связь.
Часто спекулянты выкупают билеты на популярные направления через онлайн-букинг, создают искусственный дефицит, а когда появляется клиент, возвращают билеты и покупают заново, уже на имя заказчика.
В пиковые моменты таких спекуляций «Укрзалізниця» борется с перекупщиками радикальными методами. В декабре 2017 года, например, компания ввела мораторий на возврат билетов через интернет, который действовал до января 2018-го, пока не спал ажиотаж.
«Когда за 45 суток была открыта продажа билетов на 29 декабря, вагоны раскупались на 100% за 10 минут. То есть, кто-то сидел перед монитором и ждал, когда в системе появятся предпраздничные рейсы. Согласитесь, такие четкие планы могут иметь только студенты. 50% людей не могут знать за 45 дней, будет ли у них возможность 29 декабря в конкретное время отправиться в путешествие. Пресечь такие злоупотребления можно, лишь прекратив возврат билетов через интернет. Основным условием сдачи билета в кассу является предоставление документа, удостоверяющего личность», — прокомментировал ситуацию директор по пассажирским перевозкам «Укрзалізниці» Игорь Романков.
В «Укрзалізниці» понимают, что такие паллиативные меры не решают проблемы перекупщиков и раздражают обычных людей, лишающихся удобной функции.
«Сейчас мы отрабатываем вопрос совместно с киберполицией, нашими IT-службами, чтобы изменить систему электронной продажи так, чтобы, с одной стороны, было удобно пассажирам, а с другой — чтобы спекулянты не могли воспользоваться такими случаями», заявил глава «Укрзалізниці» Евгений Кравцов.
Перекупщики часто сотрудничают с кассирами и другими сотрудниками железной дороги: с их помощью они не только быстрее получают информацию о появлении свободных мест на поезд, но и перепродают билеты на места, зарезервированные за железнодорожниками.
«Укрзалізниця» пытается побороть и эту проблему: в кассах устанавливают камеры, кассирам запрещают пользоваться личными мобильными телефонами на рабочем месте, чтобы они не могли связаться с перекупщиками.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин