Три года назад домохозяйка и мать троих детей Валида Ханым основала модный бутик «Тюрбан Мода», одну из относительно редких таких точек в центре Баку. Ее ощущение, что выбор одежды и головных уборов для верующих мусульманок в столице Азербайджана ограниченный, помогло бизнесу развиться. Историю девушки записали наши коллеги из
«В большинстве одежда была темной и однообразной», — объясняет 33-летняя бизнес-леди.
У Валиды Ханым не было первоначального опыта в модной индустрии или розничных продажах, но она разработала дизайн и пошила свои первые модели, используя Инстаграм для продвижения своих творений.
Ее идеи совпали с растущим интересом к исламу среди светских жителей — попытка, по мнению профессора Фуада Алиева, выяснить, «что значит быть мусульманином», среди идеологической пустоты, оставленной после краха Советского Союза.
С этим процессом пришел спрос на халал или «допустимую» одежду. Точной статистики не существует, но хотя женщины, одетые в черное с головы до ног, редко встречаются в Азербайджане, платки становятся все более распространенным видом как в столице, так и в регионах.
Женщина в центре Баку, на ней яркий хиджаб с узорами. Ограниченные в выборе различных стилей в одежде, азербайджанские мусульманки часто делают облик разнообразным, используя разноцветные шарфы и различные детали.
Валида Ханым утверждает, что мода — это то, что вам подходит, и дает возможность чувствовать себя комфортно, но подчеркивает, что правила для мусульманских женщин не могут быть нарушены.
"Волосы и шея должны быть покрыты, вы не должны обнажать руки и ноги до лодыжек, одежда не должна быть обтягивающей и подчеркивать ваши формы, — уточняет она. — Все остальное приемлемо».
Инициатива Валиды Ханым соответствует мировой тенденции. В последнем из данных Thomson Reuters о глобальной исламской экономике сообщается, что потребительские расходы мусульман на одежду достигли 243 млрд долл. США в 2015 году и, по прогнозам, к 2021 году возрастет до более чем 368 млрд долл. США.
В своей книге «Бренд ислам: маркетинг и компромисс над благочестием» Фаэгх Ширази, профессор Ближневосточных исследований Техасского университета в Остине, отмечает, что исламская мода предназначена для женщин, которые хотят сочетать свою веру и скромность с более современным стилем.
Основные модные бренды уже производят линии для таких клиентов. В начале 2016 года Dolce & Gabbana выпустила новую линию абаи — длинных платьев свободного кроя для мусульманских женщин — черных с яркими отпечатками и кружевами на подоле. Год спустя компания Nike, спортивная компания США, представила спортивный хиджаб, который охватывает голову и грудь.
Но этот гигантский рынок разнообразен. Определения того, что является «подходящим» в исламе, оспариваются.
«В религии не может быть концепции моды и модных тенденций, — говорит 23-летняя бакинский юрист Гюльшан Салаева, которая носит хиджаб. - Вы даже не можете использовать высокие каблуки и духи, чтобы не привлекать внимания мужчин. Основной завет ношения хиджаба — не привлекать к себе внимания. В исламе разрешено носить черный и [в теплое время года] белый цвет».
Она думает, что ношение необычных или красочных хиджабов вместе с макияжем — харам (непростительно).
Однако многие мусульманские женщины и религиозные книги не согласны. Ирада Эйвазова, 32-летний врач-домохозяйка из Баку, утверждает, что хадисы пророка Мухаммеда — сборник высказываний благочестивых мусульман — выступают как руководство по поведению, не запрещают такие практики.
Яркие хиджабы на витрине. Мнения о том, что можно носить мусульманской женщине, а что нельзя, разделились. Для некоторых верующих в Азербайджане, мода суетна, а одежда должна быть скромной, но другие полагают, что яркая стильная одежда также может быть халал, допустимой в Исламе.
«[Согласно] некоторым источникам, Пророк Мохамад заявил, что женщины должны прикрыть вырез [так, чтобы грудь не была видимой], поэтому они отрезали подол платьев и прикрыли грудь, но другие источники утверждают, что они покрыли грудь шалью, которая была у них на голове», — комментирует Эйвазова. «Считается, что женщина действительно не должна привлекать внимание мужчин. Допускается видеть только лицо и руки. Но нет никаких предписаний, что женщина должна одеваться только в черное.
Похоже, что некоторые опрошенные мусульманские женщины в Азербайджане согласны.
«Хиджабы в ярких цветах очень популярны сейчас, — отмечает Валида Ханым. — Женщины часто покупают одну модель в разных цветах, чтобы выбирать по настроению на каждый день».
Для особых, праздничных случаев в магазине у Валиды ханум можно купить шарфы, вышитые стразами. Цельные хиджабы популярны среди женщин, занимающихся спортом, потому что их не нужно привязывать. Некоторые мусульманки, занимающиеся спортом, предпочитают тюрбаны. Чтобы скрыть шею, они надевают «полу-водолазку», эластичную ткань, которая покрывает шею и верхнюю часть груди.
Еще одна важная деталь мусульманской одежды — подхиджабник или бони [произносится как «бонэ», взятая из русской версии французского слова «капот»], шапочка из эластичной ткани, которая носится под хиджабом, чтобы скрыть линию волос. Есть бонэ с горловиной, чтобы прикрыть шею, если вы хотите надеть платье с открытым воротом. Некоторые прикрывают подбородок, такие выбирают женщины с крупными чертами, чтобы казаться изящнее, рассказывает Валида Ханым.
Зимой в магазине у Валиды ханым можно купить подхиджабники с капюшоном, из толстых тканей, а также кожаные. Как носят в соседнем российском Дагестане.
Многие азербайджанские мусульманки продвигаются дальше и используют специальные накладки для волос, которые крепятся высоко на затылке под хиджабом — это выглядит привлекательнее, чем просто гладкая голова.
Некоторые азербайджанские девушки следуют семейной традиции и начинают носить хиджаб еще будучи подростками.
Бутик Валиды Ханым — не единственное место покупок для мусульманок. Интервьюируемые женщины сообщили, что помимо специализированных мусульманских магазинов, покупают одежду также в магазинах популярных брендов: Zara, Stradivarius, Mango, Pull & Bear и Massimo Dutti, где, по их словам, можно найти одежду, которая является как скромной, так и интересной.
«В исламе нормальное отношение к красивым цветам, одежде, — говорит 28-летняя учительница Наргиз Абдулова. — Аллах не говорил нам быть уродливыми и лишать себя фигуры».
Зеленый — цвет Ислама — широко распространен в шитье одежды и аксессуаров для мусульманских женщин. Женщины, одетые в черное с головы до ног редки в Азербайджане, но покрытые мусульманки — обычное явление по всей стране.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин