Спонсорский материал
Харьков — город идей и инноваций, меняющих нашу жизнь. Мы познакомились с компанией Radmirtech: ее «умные» разработки приносят людям конкретную пользу. Предприятие — признанный лидер в сфере контроля за потреблением ресурсов: газа, воды и электричества. «Накипело» пообщалось с генеральным директором Radmirtech Алексеем Туряницей о бизнесе и высоких технологиях в Украине.
Как работает Radmirtech и что в этом революционного для Украины?
Всегда тешу себя мыслью: мы делаем то, чего нет у других. Radmirtech работает по трем направлениям. Первое — производство измерительных приборов для газовой промышленности. Второе направление — интернет вещей: мы даем возможность оцифровать данные и передать их. Третий вид деятельности — коммерческие интерфейсы для различных пользователей, расходующих газ, воду и другие ресурсы.
В сети сейчас много информации, что Украина переживает засуху, и остро встает вопрос правильного распределения водных ресурсов. Когда имеешь — не ценишь, а начнешь терять — задумываешься. Мы предлагаем решение по мониторингу потребления воды удаленно. Например, если где-то авария, прорвало трубу в доме, либо в случае глобальных неоплат можно удаленно, не выезжая на объект, перекрыть воду. Так экономятся человеческий и денежный ресурсы, и самое главное — вода.
Давайте бороться с перерасходами. Мы презентуем способ, как использовать воду разумно. Даем модель: как в будущем построить учет, прогнозирование и контроль за потреблением. Казалось бы, что тут такого: модем, который передает информацию счетчика воды. Но когда задумываешься о предотвращенных потерях — то да, действительно, мы делаем полезные вещи.
У нас сегодня есть пилотный проект (не могу назвать предприятие по условиям соглашения). Предприятие перевозит мороженое. Проблема, что водители часто нарушают температурный режим, и когда продукт доходит до потребителя — бывает размороженным, набравшимся всяких бактерий. Люди это едят, им становится плохо. Мы разрабатываем решение, как контролировать параметры на расстоянии, на всем протяжении пути транспорта, чтобы обеспечить конечное качество продукта.
Как вы пришли к тому, чем занимается сейчас Radmirtech?
Компании 19 лет. Сперва это был научно-исследовательский институт, в котором работали очень умные люди. Украина — транзитная страна по газу, значит, рынок будет развиваться, — и они искали, что предложить этому рынку. Весь свой опыт, желания, умения, навыки они вложили в производство промышленных газовых счетчиков. С этого компания стартовала. Это очень сложный интеллектуальный продукт, его непросто воспроизвести, скопировать, сделать. Эти люди сделали замечательный прибор, он эволюционировал, и сегодня большинство приборов на рынке — производства Radmitech.
Как только появилось направление IT, работники стали смотреть, где еще можно применить знания и опыт. Они совершенствуют измерения показателей в народном хозяйстве, интерфейсные решения.
Как построена ваша работа? Вы часто обучаетесь в разных бизнес-школах: делает ли это компанию дороже и стоит ли вкладывать в это деньги?
У нас работает 85 сотрудников. Есть производственный участок, там 40 человек. Мы имеем полный закрытый цикл: разрабатываем чертежи, собираем, калибруем, дорабатываем, разрабатываем документацию, согласовываем со всеми инстанциями и запускаем продукт на рынок. Админперсонал включает человек десять, а остальные — отдел разработок и отдел IT.
Мы боремся за производительность труда, а не увеличение количества рабочих. Внедряем разные системы управления, много учимся. Хочется быть со всеми на одной волне, нельзя быть единственным богатым или самым умным, когда все остальные не понимают, о чем ты говоришь. Я третий год в компании, и считаю, что мы должны общаться на одном языке, понимать терминологию, иметь общую шкалу ценностей и понимание рынка. У каждого есть собственное мнение, но глобальные принципы — одинаковы.
Важно обучение топ-менеджеров. Раньше они не могли и шагу ступить без согласования, а теперь значительную часть принятия решений я делегирую им. Огромный акцент — на обучении айтишников и разработчиков: для меня они тяжелые для понимания люди, как правило, живущие в своих каких-то капсулах. Вот человек разрабатывает что-то, технически понимает задание — а чему будет радоваться клиент, не понимает. Мы организовали персональный коучинг от Киево-Могилянской и Львовской бизнес-школ, чтобы сотрудники взглянули на продукт глазами клиента. У многих открылись глаза: «Оказывается, мы классные вещи делаем!».
Есть ли в Украине рынок технологий и инноваций? Поддерживает ли его государство? Как бизнес реагирует и готов ли меняться?
В Украине рынок технологий есть, но нет потребления, нет рынка стартапов. Нет площадки, где я могу зайти с идеей и получить даже не финансирование, а поддержку. Как правило, если я выйду на рынок, меня сразу сориентируют на Запад, на Америку. Специфика нашего продукта — локальность, он для Украины. У нас модно говорить «диджитализация», «интернет вещей». Но на уровне страны это пока декоративная опция, бюджетов на это нет, максимум, чего добиваемся — проведение бесплатных пилотных тестирований.
Например, я прихожу и говорю: «Могу поставить прибор, это позволит измерить температуру и уровень загрязнения в детском садике». Мне отвечают: «Супер, у нас с этим проблемы, но денег нет, пожалуйста, сделайте бесплатно». Ну ок, мы ставим, и на этом все заканчивается. И так во всем, что касается работы с государством. Мы не бедная организация, способны тянуть дорогостоящие проекты. Но проблема в том, что от государства и местных органов нет никакой инициативы.
Что касается бизнес — бизнесу, тут есть заинтересованность и локальные проекты. Нашему партнеру в сельскохозяйственном секторе со складами под Киевом мы сделали телеметрию этих складов. Решаем две опции: разгильдяйство и экономическая опция. Партнер счастлив, нас рекламирует.
Есть много пилотных проектов. Но то ли украинский бизнес не готов к масштабной цифровизации, то ли ожидания не соответствуют действительности. Сложился стереотип: сейчас я датчик поставлю, и этот датчик закроет все мои проблемы, в том числе астральные.
Пробует ваша компания выйти на другие рынки, например, в Европу?
У нас были попытки продаж в Европу. Безуспешные, потому что мы пока не соответствуем европейскому законодательству по сертификации. А вкладывать деньги, чтобы обеспечить присутствие на рынке, без понимания объема продаж я пока отказываюсь. Вижу перспективы работать пока на украинском рынке как минимум 5—7 лет. Активно сейчас развиваем формулу работы через представительства по странам СНГ.
Как реагируют на ваш продукт в Украине, тяжело ли доносить свое видение?
Ты должен рассказать о продукте так, чтобы понял даже необразованный человек. Если делать презентацию телефона, то уже нужно что-то объяснить на уровне «Вкл/Выкл». Мы учимся и учим партнеров. Больше сложностей, чем возможностей. Но в Украине 30—40 миллионов населения, это огромный интересный рынок. У нас крупная промышленность, развитое народное хозяйство, где можно применять решения по диджитализации. Есть лишь вопрос готовности общества и капитала. Сложные интеллектуальные решения требуют вложений.
Многие клиенты хотят все, много и сразу. Но невозможно сразу сделать iPhone 11, этому предшествовали стадии. Общество привыкло: есть деньги, можно купить iPhone где-нибудь в Германии. И оно требует от украинских компаний точно такое и лучше, но в сто раз дешевле. А возможно, и не нужен переизбыток опций. И здесь начинается недопонимание.
Изменилась ли Украина за последние шесть лет? В лучшую или худшую сторону?
За шесть лет Украина стала модернее и лучше. У большинства меняется шкала ценностей. Майдан поставил страну на правильные рельсы, и хочется верить, что мы движемся в нужном направлении. Бизнес демонстрирует открытость, заинтересованность идти навстречу друг другу. А вот в госсекторе остались закрытость и недоверие. Люди туда приходят для решения личных проблем, а не общественных.
Цифровизация газовой отрасли в Украине значительнее, чем в России и Беларуси. Информацию по газу можно собирать онлайн. Что это дало: в прошлом году запустили открытый рынок, и у промышленных покупателей появилось возможность покупать газ не только у монополистов, а у любых трейдеров по рыночным ценам. Мы к этому причастны и этим гордимся.
Что для вас самое сложное в бизнесе? Каким был самый негативный опыт?
Самым сложным в жизни было распрощаться с проектом. До войны я работал на химпредприятии, Стахановском заводе технического углерода в Кадиевке. Мы единственные из семи заводов в Украине затеяли глобальную модернизацию, убедили собственников вложить десятки миллионов долларов. Там работало 700 человек. И еще пакеты с оборудования не сняли — пришла война, и все утонуло в один момент.
Чем вы гордитесь?
Мы собрали восемь электрозаправок, потратив два года на разработку собственной электроники. Это один из самых интересных проектов: под носом у Auto Enterprise, самой мощной компании в этой сфере, нам удалось создать свое. С июня мы поставим первые восемь заправок в районе 23 Августа, и гордимся этим.
Есть еще один вдохновляющий проект вокруг шахт, я пока могу о нем говорить только в общем. Шахтеры часто работают в нечеловеческих условиях. Мы разрабатываем решение, позволяющее шахтеру не дышать угольной пылью и не подвергать себя риску. Мы изобрели датчик, автоматически направляющий комбайн, который сейчас направляет шахтер в условиях метал-пыль-шум. Это будет глобальное прогрессивное решение, его можно использовать везде, где есть подземный труд.
Что посоветуете другим бизнесам в Украине?
Мы живем по двум пословицам: «Собака лает, караван идет» и «Не боги горшки обжигают». Они для нас имеют глубокий смысл. Согласно первой, Украина сейчас движется в правильном русле, в сторону Магдебургского права и демократических ценностей. Вторая касается бизнеса — у нас много различных направлений, мы развиваем украинский продукт на местном рынке. Самое главное — не бояться и идти вперед.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин