Харьковская правозащитная группа — организация, где люди могут получить бесплатную юридическую помощь. Группа унаследовала традиции Украинской Хельсинкской группы и долгое время занималась сохранением диссидентских архивов. Никто не ожидал, что деятельность так поменяется. Сегодня юристы представляют интересы украинцев не только в национальных судах, но и в Европейском суде по правам человека, собирают доказательства ущерба от военных действий на Донбассе для международных процессов.
Медиапроект «Накипело» познакомился с работниками ХПГ ближе и узнал особенности их работы.
Итоги работы правозащитников за 2016 год:
4570 консультаций проведено
89 дел рассматривал Европейский суд по правам человека
166 дел представлены в национальных судах
Выселение из квартиры и несправедливость: на что жалуются люди?
Первый кабинет, в который мы попадаем — общественная приемная. Здесь можно получить первичную юридическую помощь. Правозащитница Людмила Клочко показывает стопку писем на столе — это жалобы граждан. Пишут по самым разнообразным вопросам: кто-то просит пересчитать пенсию, потому что она кажется человеку слишком маленькой, кого-то выселили из собственной квартиры, а кто-то просто жалуется на жизнь.
«Ответ должен быть понятным человеку без всякого юридического образования, потому что частенько к нам обращаются люди, неспособные даже правильно сформулировать, чего они хотят. Вот женщина пишет, что все обижают, а у нее — дедушка воевал... Хорошо, если укажут телефон и можно с ними поговорить по телефону, но это не всегда бывает», — рассказывает Людмила Михайловна.
Не все полученные заявки требуют юридического вмешательства. Иногда нужен обычный грамотный совет.
«Я очень приветствую, когда люди, прежде чем совершить какую-то сделку, приходят к юристам и советуются, как быть в этой ситуации. Мы не говорим, какое решение человек должен принять, мы просто определяем все возможные исходы этого дела, — объясняет правозащитница. — Это тот этап, на котором еще как-то можно помочь человеку. Когда он приходит и говорит, что его выселили из квартиры, то, в принципе, помочь тоже можно, но это очень тяжелая и длительная борьба в судах».
В офисе организации работают восемь юристов, которые потом представляют интересы потерпевших в судах. Если в приемной сталкиваются со сложным, «долгоиграющим» делом, материалы передают в центр стратегических дел.
Юристка Наталья Охотникова работает именно в этом отделе. Специалистка вспоминает одно из первых своих дел в правозащитной группе:
«Группа из милиционеров и гражданских обманывали людей: останавливали машины якобы для проверки документов, а сами незаконно наживались. В частности, моего клиента побили в райотделе, очень жестко. Развлекались тем, что брали его мобильный телефон и отвечали на звонки жены, говоря, что он умер. Он при этом был в связан и побит. Можете представить себе его состояние, — рассказывает Наталья. — Они, конечно же, перестраховались. После того, как побили его, отвезли к знакомому судмедэксперту на освидетельствование. Он подписал документ, что на нем нет телесных повреждений. Это продолжалось несколько часов. Чтобы потянуть время, на своей машине они катали его по городу, чтобы синяки сошли».
Адвокатка говорит, что виновников приговорили к семи годам лишения свободы, но они вышли из тюрьмы по амнистии.
О резонансных делах
Отдельный пласт работы составляют дела Евромайдана и Небесной сотни. По Харькову — это множество незаконных задержаний во время акций протеста в 2014 году. Пострадавших от столкновений возле Академии внутренних войск МВД Украины в суде до сих пор защищает адвокат ХПГ. Пока неясно, к какой ответственности привлекут подозреваемого — дело еще в процессе рассмотрения.
Занимаются правозащитники и составлением жалоб по Крыму и Донбассу в Евросуд по правам человека, а также фиксируют доказательства для Международного уголовного суда о применении военной техники, различных боеприпасов, запрещенных международными договорами.
«В военных конфликтах большую роль играет Международный уголовный суд, потому что он может привлечь к ответственности конкретных лиц. Если Европейский суд привлекает государство за какие-то действия или бездействие, то Международный занимается делами конкретных командиров, которые отдавали приказы, военных подразделений или главнокомандующих», — объясняет Наталья Охотникова.
По ее словам, в украинских делах есть все шансы наказать определенных людей, ведь факты, зафиксированные в жалобах правозащитниками, адвокатами семей Небесной сотни и общественными активистами, свидетельствуют о массовости правонарушений, доказывают их согласованность с целью запугать людей.
Как по-простому защитить свои права?
Особенность Евросуда при учете мнений сторон процесса в том, что можно предоставить свои доказательства, не заверяя их печатью. Они будут иметь такую же юридическую силу, как и официальный документ. Как пример Наталья Охотникова приводит громкое турецкое дело.
«Женщина говорила о том, что ее истязали в полицейском участке, и это все происходило в подвальном помещении. Когда она жаловалась в Европейский суд, она привела такое доказательство: нарисовала по памяти план того помещения, нигде не заверенный. Евросуд запросил документы у правительства. Правительство прислало ответ и заверенный печатями план помещения, в котором у отдела полиции нет подвальных помещений ― получалось, что человек все придумал, — пересказывает юристка. — Очень редко такое бывает, но Евросуд снарядил командировочную миссию, которая приехала туда и нашла то подвальное помещение. И только на основании этого факта в своем решении суд так и написал: не нужно дальше исследовать какие-то биологические следы, не нужно выяснять, было или не было. Человек, как смог, подтвердил, и они увидели, что государство соврало».
В итоге турчанке выплатили приличную компенсацию. Таким способом собирают доказательства ненадлежащего содержания в тюрьмах или не предоставления медпомощи в СИЗО. Заявления от руки пишут сами заключенные, заверяя их только подписью.
В суд — по обстреливаемой дороге
Вместе с юристами волонтеры Харьковской правозащитной группы посещают зону АТО и близлежащие города и поселки. По словам Натальи Охотниковой, у местного населения есть проблемы с доступом к правосудию. Если с начала войны правоохранительные органы вернулись на ранее захваченные территории, то некоторые суды — нет.
«В той же Авдеевке суд отсутствует. С началом военный действий в 2014 году он выехал одним из первых. И, несмотря на то, что уже по всем Минским договоренностям это наша территория, назад пока не вернулся», — говорит юристка.
Ближайший суд находится в более 40 километрах от Авдеевки в городе Селидово Донецкой области. Однако добраться туда не так просто.
«У нас сейчас есть заявители по спору о невыплате заработной платы. Предприятие находится в Авдеевке, но работники вынуждены ездить в Селидово. Это очень небезопасно, потому что дорога простреливается. В мирное время можно было доехать быстро, по прямой. Часто истцы ухудшают свое правовое положение тем, что просят рассматривать дело без них ― но не потому, что они не хотят участвовать, а просто потому что либо дорого, либо страшно ехать. Здесь вопрос в том, что человек не может воспользоваться своим правом в суде вступить в полемику», — считает экспертка.
«Неудобное» законодательство
В Харьковской области есть свои специфические проблемы в законодательной сфере. Например, уголовные дела должны слушаться коллегией из трех судей, но не в каждом районе собирается нужное количество служителей Фемиды. Что происходит в таком случае? Законники, понимая, что судей не хватает, автоматически отказывают в процедуре и обращаются в Апелляционный суд с просьбой определить другую инстанцию.
«Суд начинает искать не те варианты, которые удобны потерпевшим, а смотрит, где есть тройка судей, которые не собираются в декрет. Хотя это человеческий фактор. Судьи тоже люди, разные житейские ситуации у них случаются», — объясняет Охотникова.
Ситуация в сельских судах, где работников не так много, выглядит плачевно. Коллегия может не собраться вовсе.
Другая проблема — не восстановленные полномочия судей, переехавших из Луганской и Донецкой области в Харьков. Они не могут занимать свою должность, пока не пройдут проверку. При этом судьи из других регионов страны этого делать не обязаны.
«Очень обидно, потому что они выбрали Украину, не остались там, приехали из Донецка, из Луганска с семьями, а им до сих пор не подтверждают полномочия. Они вынуждены проходить дополнительные проверки. А чем они отличаются от судьи, который переехал из Запорожья в Харьков по семейным обстоятельствам?», — недоумевает юристка.
Эти трудности переплетаются: на, касалось бы, свободные места в судах (когда сотрудник в отпуске, декрете или на больничном) этих судей не берут, потому что те не прошли проверку. Они такое требование обжалуют, ведь это же дискриминация. Так что ситуация не меняется и по сей день.
Предоставление бесплатных юридических услуг ― не новшество для Украины. Это право предусмотрено для наших граждан Законом «О безоплатной правовой помощи», но и здесь есть свои подводные камни.
«Там достаточно ограничена материальная база людей, на которых распространяется эта бесплатная помощь. Если на гривну больше, то все — уже бесплатно юрист не положен. Мы беремся и за такие дела, естественно, потому что какая разница, гривна туда, гривна сюда. Важно, чтобы совпала правовая позиция клиента и наша», — подчеркивает правозащитница Людмила Клочко.
Как связаться с юристом ХПГ?
Харьковская правозащитная группа находится по адресу: улица Свободы, 27, кв.4.
Телефон: 700-67-72 или 050 405 30 15
Электронный адрес: [email protected].
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин