Харьковский рок-н-ролл: каким он был и каким стал

«Стьоб, драйв, кайф» — это как «Секс, наркотики и рок-н-ролл», только по-харьковски. Тут в 1960-х впервые открыто сыграли рок, а точнее, бит; выпускали самиздатовский журнал «Бит-Эхо», который, к сожалению, не сохранился. Вскоре это движение ушло в подполье, откуда и вынырнуло через 20 лет на волне Перестройки. Спойлер: рок-клуб как клуб по интересам, собранный в третий раз в начале 90-х, в Харькове существует до сих пор.

1 Ресторан КРИСТАЛЛ-1972г. Российский,Голендер,Чижик,Литвиненко,Старосельский,Птушко.
Ресторан «КРИСТАЛЛ», 1972 г. Российский, Голендер, Чижик, Литвиненко, Старосельский, Птушко. Архив А. Российского

В начале 60-х музыкальные коллективы рок-группами не назывались. Вообще о роке не говорили, скорее, о бите. На официальных концертах группы представляли как «ВИА» (вокально-инструментальный ансамбль). Вдохновлялись местные музыканты творчеством «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Shadows», «The Animals», «The Kinks» и другими представителями «британского бита».

2 1964г. Идолы
«Идолы», 1964 г. — Архив А. Российского

3 ИДОЛЫ-1966г
«Идолы», 1966 г. — Архив А. Российского

Первопроходцем этого движения стал коллектив «Идолы». Алексей Российский, лидер группы, вспоминает, что первую электрогитару собрал в 1961 году. Тогда ему было 13 лет:

«Электронную гитару я себе выстрогал топором, глядя на фотографию из зарубежной газеты. Играть еще не умел, разве что — одним пальцем по первой струне. Аккорды учил, вглядываясь в фотографии иностранных артистов. Вот взял Элвис Пресли какой-то аккорд на гитаре — и мы сидим, подбираем. Так и учились играть», — рассказывает Алексей.

Кроме приемников, настроенных на «западные голоса», новая музыка звучала из магнитофонов иностранных студентов, которые приезжали учиться в Харьков.

«Раньше в корпусе университета Каразина, что ближе к зоопарку, были и аудитории, и общежитие, где жили студенты из Африки. Тогда было модно ставить магнитофон на окно и крутить записи, которые у них были. Я школьником жил рядом, и приходил слушать ту музыку», — вспоминает Российский.

4 Алексей Российский
Алексей Российский. — Архив А. Российского

Сначала Алексей вместе со школьным другом Колей Кончичем создали дуэт, а вскоре собралась группа под названием «Идолы». Однажды во время прогуливания очередного урока ребята вырезали тотем, который позже ставили на сцене во время выступления. Но когда они стали заметными, в том числе и компартии, пришлось переименовать группу на «Мы».

Прослышав о школьниках-битломанах, городские структуры типа «Харьковводоканала» стали звать их на все «корпоративы» того времени. Да, школьники-битломаны давали концерты советским чиновникам! А в это время фанаты выламывали двери и окна, чтобы тоже послушать выступление. На репетиции наведывалась и милиция: правда, чтобы остановить музицирование по просьбам соседей. Тогда ребята приглашали милиционеров послушать музыку из подъезда и специально играли тихо, будто так всегда, и никому они на самом деле не мешают.

Собирались харьковские битломаны на аллейке перед Медицинским университетом. Алексей Российский ушивал парням штаны-«дудари», а местный сапожник притачивал к обуви толстую подошву на западный манер.

5 Приезд из Киева-1968г. Конкурс _Алло,мы ищем таланты_ Республиканский конкурс-1-е место.

6 Приезд из Киева-1968г. Конкурс _Алло,мы ищем таланты_ Республиканский конкурс-1-е место.
1968 г. Приезд из Киева. Республиканский конкурс «Алло,мы ищем таланты», 1-е место. — Архив А.Российского

К середине 60-х почти каждый харьковский институт или школа имели свою любительскую бит-группу, которые пели две-три песни, и, тем не менее, назывались группой. Среди наиболее заметных были «Сорванцы», «Континенталь», «Интеграл» (ее участник Георгий Акопян — как оказалось, легенда харьковского шансона), «Лелеки». Была своя группа «Эпицентр» и у танкового училища. Их песня «Танки идут ромбом» «заставляла сладко замирать сердца всех девушек Холодной горы», — читаем на одном из харьковских форумов.

7 сорванцы 1965

8 сорванцы 1965(1)
«Сорванцы», 1965 г. — Фото photo.qip.ru

Чтобы играть настоящую бит-музыку, исполнители делали «самопальные» электрогитары, потому что в СССР таких практически не было. Механическое колебание струн превращалось в электрическое с помощью адаптера, который мастера варганили из деталей телефонного наушника.

«В городе стали исчезать таксофонные трубки, их просто отрезали от провода. С этим ХТС (прим.ред. — Харьковская телефонная станция) стала бороться следующим образом: трубки дополнительно прикрепляли к таксофонам металлической цепью. Но и это не помешало битломанам: они отпиливали или отламывали половину трубки с наушником. Этот процесс приобрел в Харькове катастрофические масштабы».

Милиция ловила сорванцов и судебным решением заставляла за их счет ремонтировать поврежденные таксофоны города, учителя в школе проводили воспитательные уроки на тему: как вредит харьковчанам порча телефонов. Но битломанов было не остановить.

Слушали музыку тоже «вопреки»: «Хотя услышать «буржуазную музыку» в СССР на концертах или виниловых пластинках не могли, включали на коротковолновых диапазонах, стараясь настроить радиоприемник таким образом, чтобы минимизировать влияние «глушилок», которые не давали возможности советским людям слушать «вражеские голоса». Иногда виниловые пластинки с записями концертов каким-то образом попадали в СССР, после чего их переписывали и распространяли. Одним из первых городов, где появились записи концертов «The Beatles», был Харьков. Молодежь с восторгом восприняла музыку, без которой не обходилась ни одна вечеринка с магнитофоном. Во многих харьковских двориках и скверах на скамейках собиралась местная молодежь, и было слышно, как под обычную акустическую гитару исполнялись песни из репертуара “The Beatles”», — пишут на форуме.

9 Ресторан КРИСТАЛЛ-1972г. Российский,Голендер,Чижик,Литвиненко,Старосельский,Птушко.

10 Ресторан КРИСТАЛЛ-1972г. Российский,Голендер,Чижик,Литвиненко,Старосельский,Птушко.
Ресторан «КРИСТАЛЛ», 1972 г. Российский, Голендер, Чижик, Литвиненко, Старосельский, Птушко. — Архив А. Российского

Однажды две группы выпустили на официальную сцену. «Лелеки» и «Мы» сыграли первый в Харькове сейшн в ДК «Железнодорожник». По словам лидера ансамбля «Мы» Алексея Российского, «Лелеки» играли в первом отделении, нарядившись в «белые воротнички». А во втором выступали «Мы» — парни в битловском стиле с характерными стрижками: из-за стиля группу когда-то не взяли на телевидение в передачу «Голубой огонек», но музыканты прическам не изменили. Два фаната упали с балкона, а за пару песен до конца прибежала администратор и закрыла занавес. Такой была кульминация битломании в Харькове.

11 архив российского
Архив А. Российского

Музыканты пробовали создать рок-клуб, издавать журнал. Так, первым самиздатом украинской рок-музыки стал журнал «Бит-Эхо», где был раздел «Харьковские музыкальные новости» и переводы зарубежных статей из чехословацких, польских и немецких журналов. Печаталось все на собственной машинке, тиражом в 3 экземпляра: сколько страниц в нее помещалось.

Но после подавления в 1968 году Пражской весны идеологический гнет усилился. Большинство музыкантов или уехали, или перестали заниматься музыкой. «Видимо, дольше всех просуществовал ансамбль Ю. Шварца «Апрель», который выступал при студенческом клубе ХГУ (прим. ред. — Харьковский государственный университет), однако и он вскоре прекратил опасное музицирование», — вспоминают на харьковском форуме.

«Мы» распались, и Российский нашел новую группу «Лирники», с которыми они гастролировали под фейковым названием «Веселые ребята», как бы дублируя известный коллектив. Интернета не было, — кто там знал, как настоящие «Веселые ребята» на самом деле выглядят. Их так называемый продюсер Гриша Градов, по словам Алексея Российского, обещал ребятам запись, но на самом деле использовал и платил нищенские 7 рублей 50 копеек за концерт. Именно тогда они придумали знаменитую фразу: «Тяжела и неказиста жизнь советского артиста».

После окончания аферы ребята создали ансамбль «Ритм», который позже работал с никому пока неизвестной Аллой Пугачевой. А вскоре Алексей Российский закончил музыкальную карьеру и открыл свой магазин музыкальных инструментов, который до сих пор существует на Московском проспекте и в «Детском мире». Туда и сейчас приходят музыканты: и за инструментами, и за бесценным советом по игре, настройке и т. д.

12 А.Российский 13

14Фото М. Верещаки

Тогда же на 20 лет ушел в подполье меломан Сергей Коротков. Евгений Кудряц, журналист с харьковскими корнями и бывший сосед Короткова, пишет: «Они (прим. ред. семья Короткова) получали посылки от австралийских родственников, и джинс, в который был экипирован Сергей, был австралийского происхождения. Скорее всего, оттуда же присылали и грампластинки, со временем составившие предмет гордости Короткова — коллекцию мирового рока, равной которой нет во всей Украине».

17 источник i.kp.ua
Источник i.kp.ua (18 tv.kh.ua)

После окончания первой рок-волны в Харькове Сергей Коротков в 70-х годах организовывал и проводил дискотеки, а в 80-х — устроил курсы диск-жокеев. Ближе к 90-м он вел передачи на телевидении и «Радио-50» — независимом музыкальном радио, основанном с Игорем Кедровским. Лекции Короткова для DJ-ев в Харьковском доме самодеятельности были записаны студентами на магнитофон. На его лекциях выросло целое поколение харьковских музыкантов. А в 1996 году (к 50-летию лектора) в Киеве была издана книга «История современной музыки».

В начале 80-х Коротков и Шварц распространяли качественную музыку через клуб по интересам «Меломан». Тут встретились представители будущего рок-клуба Харькова: Александр Мартыненко (теперь Гендиректор информагентства «Интерфакс-Украина»), Сергей Олейник (журналист), Андрей Шумилин (регистрировал в своей квартире «Харьковский рок-клуб»), Сергей Мясоедов (продюсер культурного центра «Новая сцена», где вырос весь харьковский андеграунд 90-х, позже активно экспортировавшийся за рубеж), Юрий Подольский (режиссер на радио «Слобожанщина»), Сергей Кривуля (пиарщик и свободный музыкант) и другие.

19 Кривуля Фото - Юрій Подольский
Кривуля. Фото — Юрий Подольский

Новоиспеченные рок-н-ролльщики проходили тот же путь, что и их предшественники: играли в студенческих общежитиях. Так, в 1984-м в актовом зале общежития Харьковского университета на улице Отакара Яроша под прикрытием «Клуба интересных встреч» выступал Борис Гребенщиков. Следующей вспышкой активности стала попытка группы «Утро» выступить в новом кинотеатре «Познань». Попытка — потому что концерт в конце концов разогнали. Тогда молодые музыканты и организаторы решили создать рок-клуб, сами и для себя. В июне 1986 года, не решаясь занимать первые кресла перед чиновниками, меж которых, впрочем, был президиум клуба во главе с Александром Мартыненко, в зале Дома художественной самодеятельности собирается «Харьковский рок-клуб».

20
Фото из архива Юрия Подольского. Полный состав Харьковского рок-клуба. Крятов и Мартыненко в президиуме, Подольский фотографирует со сцены.

21
Фото из архива Юрия Подольского. Слева от прохода: 1 ряд — Сергей «Дядя» Чемолосов («Утро»), 2 ряд — Коля Калюжный, Вова Чечуров («Утро»), 4 ряд — Вадик Гарбуз, Влад Милявский, Саша Гарбуз, Миша Кранин, Гена Щеголев, Саша Давыденко («Противовес»), 5 ряд — Руслан Перминов, Костя Кеворкян, Виталик Заутнер, 6 ряд — Сергей «Би-Би» Бондаренко, Игорь Крятов (Президент рок-клуба), 7 ряд — Валера «Елкин» Яловой («Рок-Фанат»), 8 ряд — Саша Чернецкий («Рок-Фанат»), 9 ряд — Гена Нерубенко, Виталик Харченко, Сергей «СЭР» Щелкановцев.

22
Фото из архива Юрия Подольского. Справа от прохода: 2 ряд — Саша Долгов («Дождь»), Таня Худяева, 3 ряд — Вова Бойков («Утро»), Сергей Мясоедов, 4 ряд — Паша Михайленко («Шок»), 5 ряд — Валера «Робин» Рабинович, 6 ряд — Юра Белотицкий, 7 ряд — Валера «Промокан» Сазонов («Постскриптум»), 9 ряд — Витя Товкайло, Сергей «Бим» Ноткин («Фабрика»), Ярик Куликов. Стоит — Андрей Шумилин.

Все дальнейшие сборы проходили по четвергам на ступеньках Дворца студентов. На них обсуждали: кто, что и где будет играть, собирали тексты песен на «литовку» (утверждение в горкоме комсомола текстов). Концерты проходили в домах культуры, школах, институтах. Наборов аппаратуры в городе было аж целых два: в ресторане и у группы студентов Авиационного института «Орфей». На концерты приходила молодежь и обязательно кто-то из КГБ. Ругали за несоблюдение залитованных текстов, но миловали. Организаторы всегда выезжали на том, что «за открытым легче следить». Но эта открытая трансляция мыслей людей стала деструктивной для системы.

24 Президент клуба - Александр Мартыненко
Архив Подольского. Президент клуба — Александр Мартыненко

В 1987 году состоялся фестиваль «Рок против Сталинизма» в Доме культуры «ХЭМЗ», что стало своеобразной провокацией.

«Ведь, если фестиваль отменят, то будто это означает поддержку сталинизма. И фестиваль все же запретили за три дня до начала. Но в кабинет первого секретаря горкома комсомола пришли 100 человек и просто сели на пол с ультиматумом, что никуда не уйдут, пока не разрешат проводить», — говорит тогдашний президент клуба, Александр Мартыненко.

Фестиваль в итоге провели — иначе были бы «за сталинизм».

24а фото - Детектор Медиа
Александр Мартыненко. — Фото — Детектор Медиа

Этот рок-клуб тоже издавал свои журналы. Писали для себя и о себе. Первый «Рок-курьер» вышел в 1985 году, тиражом 5 или 6 экземпляров на 15-20 страниц. Со вторым номером можно ознакомиться на сайте фотографа клуба и участника редколлегии журнала Юрия Подольского, который и набирал первые выпуски. После еще нескольких выпусков журнал переименовали в «Рок-н-рольную Харьковщину».

25 обложка курьера
Обложка курьера. Из архива Подольского

26 фото-страницы журнала

27
Страницы журнала. Архив Подольского

Дописывали в клубные журналы Сергей Олейник под псевдонимом «Косорыловкин»/«Дед. Бабай», Александр Мартыненко («М. Галая» — «Мама Галя»), Сергей «Максим» Мясоедов, Сергей «М.Лорд» Щелкановцев (он же «СЭР»), Сергей «СЕГЕКАП» Каплин и другие. Отдельно выходил журнал «Положение дел», созданный участником клуба Сергеем Мясоедовым, который пытался прогнозировать этапы становления рок-н-ролла в Украине.

«Встречались харьковские музыканты на «Сквозняке» — кафе, располагавшееся на ул. Сумской, 50. Но было еще два заведения, где собиралась «продвинутая» молодежь — это «Мурзилка» и «На Гаршина». В первой заседали поэты, во второй — стиляги», — вспоминает Юрий Подольский.

27а
Юрий Подольский. — Фото Марина Верещака

В 1990 году прошло самое масштабное событие в истории существования Харьковского рок-клуба — фестиваль московской программы «Чертово Колесо». Три дня, полторы-две тысячи зрителей, приглашенные группы от Владивостока до Риги, выбитые двери и два выброшенных телевизора из разбитых окон гостиницы«Харьков». Убытки лично отдавал с доходов фестиваля президент клуба Александр Мартыненко. Тогда же, в начале 90-х, все и свернулось из-за нехватки денег и времени на самодеятельность. Но хотя клуб был эфемерной институцией, он сумел организовать в городе всех желающих исполнять собственную музыку, какой бы она ни была.

28 29

30
Страницы журнала. — Архив Подольского

Рок-клуб выпустил нескольких звезд. Это, например, Александр Долгов, лидер группы «Дождь», который в начале 2017 года был включен в «Зал славы блюза» и получил звание «Великого блюзового артиста».

Александр Чернецкий — лидер группы «Разные люди», более известный на российской сцене, где сейчас и выступает. В 2014 году в Харькове должен был состояться концерт к 24-летию группы, но его отменили из-за политической ситуации и личной позиции Чернецкого.

Захар Май в 1987 году вернулся в Харьков из США и некоторое время сотрудничал с клубом.

30а
Долгов. — Фото dozor.kharkov.ua

30б Чернецкий Фото_ Михаил Масловский, ОстроВ ostro.org
Чернецкий. — Фото Михаил Масловский, ОстроВ

30в захар май - Фото ЛЮКа
Захар Май. — Фото ЛЮКа

Фанаты Сергея Кривули, участника рок-клуба, собрались 8 февраля 1997-го на концерт музыканта, чем начали во главе с Андреем Мирошниченко «Клуб любителей русского рока». В октябре 2017 года название изменили на «Клуб любителей альтернативного рока».

31 Андрій Мірошниченко
Андрей Мирошниченко

Сначала собирались в клубе детского творчества «Рассвет», затем — в Планетарии. С 98-го его даже взял под крыло Департамент по вопросам семьи, молодежи и спорта, но вскоре сотрудничество закончилось. С 1999 года десять лет подряд ежегодно проходил рок-фестиваль под Балаклеей. «Клуб любителей рока» жив до сих пор. О ближайших концертах любители этого жанра музыки могут узнать на сайте.

32

35
Концерт в «Клубе любителей альтернативного рока» Александра Сабадаша и компании. Александр Сабадаш — гитара, вокал, текст; Алексей Яковлев — бас-гитара; Сергей Румак — кахон; Константин Пеляшенко — гитара.

И вот третья волна рока «выбрасывает на берег» новых звезд. Таких, как Сергей Белозеров, участник группы «MORJ», существующей с 2008 года. В одном из интервью Сергей говорит, что этот клуб объединяет уже несколько поколений: там можно увидеть и молодежь, и их бабушек.

38 морж фото с фб

39 морж фото с фб1
«MORJ». — Фото со страницы Facebook Сергея Белозерова

И все же, молодежь Харькова о роке знает не особенно много. В одном из интервью покойный Сергей Коротков сказал: «Все харьковские группы, которые были у истоков, начиная с Чернецкого и покойного Сэра, известны более в Питере, чем у себя на родине... Харьков как был “жлобским” городом, так и остался».

Сергей Кривуля, который сейчас живет и работает в Киеве, также отмечает, что Петербург больше ценил своих исполнителей, а харьковские свое воспринимали как нечто некачественное. Константин Костенко, один из основателей группы «Ку-ку», полагает, что на Харькове все же остается штамп провинции, и здесь люди играют скорее «для себя», а за популярностью едут куда-то далеко. Как, например, Сергей Бабкин, Андрей Запорожец или Мария Чайковская. Они не играют рок, однако также оказались среди популярных харьковчан, что завоевали популярность на российской сцене.

40 Костенко і Чернецький, Рига фото из Facebook Костенко
Костенко и Чернецкий, Рига. — Фото из Facebook Костенко

Харьковские молодые рокеры имеют городской бэкграунд с более чем 50-летней историей. Грех этим не воспользоваться. Если предыдущие рок-сообщества города загнулись под давлением советской системы или кризиса 90-х, то сегодня ничего не должно помешать украинскому року развиваться. Так пускай живет харьковский рок-н-ролл !

41

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Судебная система не способна рассматривать дела, которые расследует НАБУ»

Поход в харьковскую «пустыню», или Как нельзя планировать походы

Воздушная скорая помощь

Деякі подробиці майбутньої презентації книги Сергія Жадана

«Учень не може бути хоробрим, якщо його вчитель не хоробрий», — Марґрет Расфельд

опубликовано

20 мая 2018

текст

Марина Верещака

фото

Игорь Лептуга

просмотров

6661

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: