Против засилья рекламы и уродования зданий: почему Харькову нужен собственный код города - Накипело
События

Против засилья рекламы и уродования зданий: почему Харькову нужен собственный код города

Внешний вид Харькова постоянно меняется: к сожалению, не в лучшую сторону. Владельцы бизнесов портят здания кричащей рекламой, жители устанавливают на фасады кондиционеры и спутниковые тарелки, а коммунальщики красят дома в дикие цвета.

Хотя бы часть проблем решит внедрение кода города. Этот регламентирующий документ принимают на уровне местных муниципалитетов. Он включает принципиальные позиции по обустройству фасадов, наружного освещения, временных сооружений и малых архитектурных форм, информационных и рекламных вывесок, транспортной и пешеходной инфраструктуры. Собственный код уже имеют Запорожье, Днепр и Львов.

Как подчеркнула членкиня инициативной группы #SaveKharkiv, директорка архитектурного бюро Екатерина Кублицкая, принятие документа поможет очистить фасады зданий и упорядочить рекламу: гигантские баннеры больше не будут искажать городское пространство. Давно прошли времена, когда о статусе и богатстве владельца судили по размеру вывески. Сейчас в Европе принято, чтобы реклама не перегружала улицы и не портила их вид. В Германии существенно ограничено использование билбордов, в Париже в приоритете миниатюрные и аккуратные вывески, а в Риме их вообще нет на фасадах. В Украине же билборды и ситилайты перекрывают и портят городские виды.

Экспертка по внутреннему туризму Украинского культурного фонда Наталия Вальтер-Буйнова отметила, что благодаря коду владельцы бизнесов окажутся в равных условиях: никто не будет стремиться быть заметным за счет ярких баннеров. И жителям города будет приятнее видеть исторические здания, а не сплошную рекламу.

«Выиграют абсолютно все: начиная от горожан и туристов и заканчивая владельцами магазинов. Единственное, что нужно изменить — вывески. Понятно, что это финансовый вопрос, но полагаю, что он каким-то образом решится», — уверена экспертка.

Проблему кричащих вывесок интересно устранили в Днепре. Там подобрали удачный шрифт для всех, и теперь названия магазинов выкладывают металлическими буквами, которые еще и подсвечиваются. Вывески выглядят и стильно, и современно.

«Во-первых, это очень хорошо и дорого выглядит. Мы недавно были в Днепре и увидели, как это украшает город. Это не просто какой-то типичный дизайн-код. Он всегда разрабатывается индивидуально под каждый город, под его историко-архитектурную ткань», — отметила Наталия Вальтер-Буйнова.

«Кроме разрушения, у старинных зданий есть и другие враги: ужасная подсветка ядовитыми цветами, баннеры, полностью закрывающие красоту фасадов, вывески, которые отвлекают от архитектурных акцентов. В конце концов, это уродливые балконы и пристроенные мансарды, кондиционеры, спутниковые тарелки, сводящие на нет любую оригинальную задумку архитектора», — подчеркнула организаторка группы #SaveKharkiv Елена Рофе-Бекетова.

Вообще, кондиционеры — извечная боль Харькова, владельцы квартир вывешивают их, как и где хотят. То, что они портят вид здания, никого не волнует. Цивилизованный мир давно решил эту проблему: люди ставят кондиционеры или на крыше, или во дворе, не искажая главный фасад здания. Так же и со спутниковыми тарелками и вывесками, которые должны соответствовать коду города. 

«У нас есть проблема покраски фасадов: почему именно в розовый, фисташковый или абрикосовый? Благодаря коду города вопросов не возникнет, ведь сразу будет четко определено: как красить, какие документы нужны», — говорит Екатерина Кублицкая.

В Харькове остались сооружения конца XIX — начала XX века, на которые нельзя наносить краску. Однако это не мешает коммунальщикам окрашивать их в странные абрикосовые цвета. Это выглядит ужасно и разрушает аутентичность зданий.

Как отметила Елена Рофе-Бекетова, здания в городе намеренно доводят до аварийного состояния и разрушения, а затем на месте снесенных памятников архитектуры возводят многоэтажные дома. Так Харьков теряет не только индивидуальность, но и настоящих свидетелей истории. Елена убеждена, что распоряжаться историческими зданиями имеют право лишь те, кто действительно готов их обновить и вернуть к жизни. Это могут быть как частные лица, так и общественные организации или коммунальные предприятия, и они должны получить поддержку от города.

«Мы должны помнить, что культура человека формируется его окружением, причем всю его жизнь. Внешний вид города иллюстрирует образовательный и культурный уровень жителей. Мы должны продемонстрировать свой высокий эстетический вкус через формирование кода города», — подчеркивает Екатерина Кублицкая.

Кстати, 7 февраля текущего года на сайте Харьковского горсовета была зарегистрирована петиция по внедрению дизайн-кода города. Она набрала более пяти тысяч подписей, ее уже утвердили. Секретарь горсовета Игорь Терехов заявил, что в 2019 году в Харькове уже был выполнен проект под названием «Разработка и внедрение архитектурно-художественной концепции оформления внешнего вида улиц, магистралей на территории города Харькова, информационных и рекламных конструкций». Этот документ регламентирует размещение рекламы на фасадах исторических зданий: наименования должны выполняться в виде объемных букв, основа вывесок должна сливаться с фасадом, а конструкции — отвечать архитектурной стилистике здания.

«Это хорошо, что в 2019 году реализован проект. Но я считаю его пустой тратой денег, потому что никто этим кодом не пользуется. Разработка дизайн-кода, очевидно, должна включать утверждение ответственного за его соблюдение. Нам нужно создать орган, который будет иметь полномочия требовать от владельцев рекламных поверхностей соблюдения утвержденного кода Харькова», — отметила Рофе-Бекетова.

Конечно, владельцы бизнесов могут не захотеть тратить дополнительные средства на новые вывески. Решить эту проблему может постепенная адвокационная кампания, говорит Вальтер-Буйнова. Людей придется убеждать, на это может уйти и год, и два. Но рано или поздно харьковчане примут изменения: ведь всем хочется, чтобы город выглядел прилично. Сейчас не лучшее время для путешествий, однако Харьков пользуется популярностью как туристический город. В теплый период года к нам приезжают туристы из Запорожья, Днепра, Полтавы, Сум, и гостям приятно видеть неискаженную рекламой красоту харьковской архитектуры. 

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим

X