В штате сотрудников харьковской полиции появились уполномоченные главы по вопросам контроля за соблюдением прав человека в полицейской деятельности, другими словами - полицейские омбудсмены.
Александр Любиченко и Андрей Божков начали свою работу в конце сентября. За это время они рассмотрели десяток случаев нарушения прав граждан со стороны правоохранителей. Среди них — четыре жалобы на превышение допустимой нормы либо незаконное применение силы полицейских, остальные — незаконное задержание и содержание в райотделе или СИЗО.
Как работают?
Уполномоченный принимает заявку от жителей города или же находит информацию о правонарушении из открытых источников (в том числе СМИ) и, если видит незаконность действий, начинает свое расследование.
На одно такое расследование сотрудникам правозащитной службы дается 30 дней с возможностью продления дела на 10 дней. Сотрудничают специалисты и с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.
«Наша задача состоит в том, чтобы контролировать соблюдение прав человека. Мы следим за тем, чтобы в отделах полиции были ответственные люди за задержанных по 112 статье уголовно-процессуального кодекса („Подследственность“)», — рассказывает харьковский омбудсмен Александр Любиченко.
У работников есть полномочия наведываться с проверками в каждое структурное отделение полиции без предупреждения в любое время, опрашивать сотрудников и знакомиться с материалами дела.
По словам полицейского омбудсмена Андрея Божкова, они могут привлечь нарушителя только к дисциплинарной ответственности. Если же в ходе следствия выясняется, что есть состав уголовного преступления, уполномоченные передают свои материалы в прокуратуру для дальнейшего расследования.
«Мы не следственный орган. Мы имеем право опрашивать, а не допрашивать. Обычно отказов среди сотрудников полиции нет. Даже если человек сказал, что чего-то не было, что никто ничего не нарушал, все равно из документов будет видно, когда человек был задержан, а по камерам наблюдения — когда фактически он был доставлен в райотдел, — объясняет Андрей Божков. - Если нас не устраивает расследование, мы докладывает своему руководству в Киеве, аргументируя претензии. Окончательное решение принимают они».
Зачем нужны омбудсмены?
Омбудсмены подчеркивают: несмотря на то, что они стараются внимательно следить за нарушениями в работе или превышением полномочий своих коллег в Национальной полиции, они не являются карающим органом.
«Хотелось бы, чтобы общество не оценивало нас как инструмент для наказания неугодных в правоохранительных органах. Наша задача — быть посредниками между людьми и правоохранительными структурами, чтобы наладить контакт, который на сегодняшний день далеко не безупречен. Основное наше направление — предупредить другие правонарушения на примере уже доказанных. Мы как правозащитная структура занимается восстановлением прав человека, если каким-то образом они были незаконно ограничены», — отмечает Александр Любиченко.
О результатах своей работы уполномоченные планируют отчитаться перед харьковчанами в конце этого года.
Мои права нарушили. Как вызвать омбудсмена?
В срочной ситуации сообщить о нарушениях со стороны полиции можно по тел.: 096-931-30-20, 091-96-75-639. Также заявки от граждан принимаются в региональном отделе национальной полиции Украины по адресу: ул. Жен Мироносиц, 5, офис 511.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин