О театре, который заставляет бродить и подчиняться

Если вы думаете, что театр — это всегда разделение пространства на сцену и зрительный зал, то ошибаетесь. Постановка может очутиться в месте, не связанном с сюжетом, а зрители — оказаться к актерам настолько близко, насколько захотят. Или следовать не за героями, а за голосами. Так работает театр в жанре «site-specific».

Термин в 80-х годах придумали американские скульпторы. Позже движение подхватили архитекторы и независимые театральные группы. Автор «Словаря театра» Патрис Пави описывал это явление как «выход театра за пределы традиционного замкнутого пространства». Пустые улицы, заброшенный цех, частная квартира, магазин, детская площадка или лес — здесь местность создает спектакль.

garmyder.org

Фото: garmyder.org

Театральная обозревательница и критикиня Елена Мигашко говорит, что такие постановки побуждают людей «общаться» с историческими местами.

«Идея не в том, что нужно придумать сценарий, постановку и адаптировать ее к какому-то необычному месту. Идея в том, что этот сценарий сам по себе должен строиться и возникать из реальных условий и истории этой среды», — рассказывает Елена.

«Site-specific»-театр бывает двух видов: энвайронмент-театр (environment от англ. «окружающая среда») и спектакль-променад (promenade от франц. «прогулка»). За вторым закрепилось еще одно название — «бродилка».

Театр-прогулка

«Спектакль-променад дает людям то ощущение драматической структуры, которое не всегда, возможно, есть в их жизни, но точно есть, когда они следуют по некоему сценарию этого спектакля, — продолжает Елена Мигашко. — Психологи считают, что само действие ходьбы, активного физического участия, способно для человеческого мозга размывать границы между видимым и воображаемым. Это такая фишка, заставляющая человека прожить историю более реально, чем если бы он с какой угодно фантазией сидел и воображал себе это в зале».

Перейдем к примерам. Театральный проект «Remote X» напоминает экскурсию по городу, только вместо гида — голос в наушниках. Обычно, плюс-минус 50 человек стартуют с кладбища. Да, именно оттуда по правилам начинается променад в любом городе. В наушниках зрители-участники действа слышат не человеческий, а записанный с помощью специального устройства голос. В течение прогулки голос даже может менять гендер. По ходу движения люди выполняют задания, которые слышат в наушниках (посмеяться, потанцевать, пронести над головой какой-то предмет и т.п.).

«Этот проект не просто позволяет человеку развлечься, заметить какие-то милые детали города. Он позволяет получить и социологический срез этого города, глядя на реакции людей. И еще затрагивает очень важную тему — что значит быть подконтрольным, управляемым кем-то. Что заставляет совершать человека дурацкие, бессмысленные действия? Почему он может делать такое в группе, но не позволяет себе совершать это, когда находится один?», — комментирует экспертка.

В Украине аналогичные аудиотуры длятся не дольше 90 минут. «Дело Менделя Бейлиса» — это прогулка-перформанс киевским Подолом. Авторы собирают группу, чтобы пройти по следам резонансного дела столетней давности. Приказчик киевского кирпичного завода еврей Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. Где был предполагаемый преступник в день покушения, что он видел — на этом сосредоточена «бродилка» между старинными столичными зданиями.

О современных событиях можно узнать из постановки «Майдан. Прогулка». Сюжет построен на одной ночи, которую студентка «Киево-Могилянской академии» Маша решила провести на Майдане вместо подготовки к экзамену. Речь идет об 11 декабря 2013 года. Действие происходит в местах, где побывала девушка, во время самых трагических дней Революции Достоинства. Мероприятие больше рассчитано на иностранных гостей Киева.

Театр-окружающая среда

«Sleep no more» — это трехчасовое интерактивное переосмысление шекспировской трагедии «Макбет». Первый показ состоялся в 2009 году в старой школе Линкольна в Бруклине (Нью-Йорк). Место получило название McKittrick Hotel и имеет вымышленную историю, которую сценаристы шоу всячески поддерживают в описании спектакля. По легенде, отель недавно отреставрирован, хотя каждый раз для игры выбирается новое место. Так, один из показов прошел в складских помещениях на Манхеттене.

thevanderlust.com

thevanderlust.com

Фото: thevanderlust.com

Зрителям перед спектаклем выдаются белые маски, которые нельзя снимать до конца пьесы. Люди бродят по шестиэтажному зданию группой или самостоятельно, натыкаясь на сцены из «Макбета». Всего в помещении задействовано более сотни комнат. Роли исполняют 26 актеров. Они почти не разговаривают друг с другом, все построено на пластике, танцах и поведении персонажей. Билеты на представление стоят от 38 до 295 долларов.

Несколько ребят в бассейне активно играют в мяч. На краю бассейна разместились зрители. Опустив ноги в воду, они наблюдают и прислушиваются к пловцам. Игроки не просто плавают, они пересказывают историю США: разыгрывают самые драматичные моменты, вспоминают экономические проблемы государства и трудности бедных. Театралы из «Pool Play» специально выбрали среду, которая максимально контрастирует с темой постановки. В подобных условиях люди легче осмысляют трагические события.

New York Theatre Review

Фото: New York Theatre Review

Целый город как театр

Концепцию «Театр вне театра» практикуют участники фестиваля «Мандрівний вішак» в Луцке. Ежегодно сюда съезжаются команды их разных городов Украины, а также из Литвы, Польши, Грузии, Ирана и других стран. В площадки для спектаклей превращаются все доступные городские пространства. Там и появляется символ импровизированной сцены — синяя вешалка.

garmyder.org

Фото: garmyder.org

За время существования фестиваля постановки побывали в бомбоубежище, ЗАГСе, заброшенных промышленных сооружениях, в подземной парковке и лунапарке. Разыгрываются не только драматические сюжеты: для детей всегда есть программа с забавными мизансценами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Судебная система не способна рассматривать дела, которые расследует НАБУ»

Поход в харьковскую «пустыню», или Как нельзя планировать походы

Воздушная скорая помощь

Деякі подробиці майбутньої презентації книги Сергія Жадана

«Учень не може бути хоробрим, якщо його вчитель не хоробрий», — Марґрет Расфельд

опубликовано

21 мая 2018

текст

Алена Нагаевщук

фото

Сергей Чалый

просмотров

887

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: