Необычная продукция украинских заводов

Украинские предприятия после десятка лет застоя переживают настоящий ренессанс: специалисты запускают новые линии, расконсервируют цеха. 2 ноября стало известно, что Украина закупила линии для производства снарядов и гильз калибра 100-155 мм и начинает строительство патронных заводов. Мы решили вспомнить: какую необычную продукцию выпускали украинские заводы.



Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»: фотоаппараты и детали для подлодок

«ФЭД» построили и запустили в 1927 году на базе Детской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского под руководством педагога Антона Макаренко. Завод выпускал  сверлильные машины и фотоаппараты «ФЭД», которые в дальнейшем стали легендарными.

Во время Второй Мировой завод эвакуировали в Сибирь и радикально перепрофилировали: он стал производить топливные насосы для истребителей Ла-5 и Ла-7, артиллерийские панорамные прицелы, окопные перископы и прицелы к снайперским винтовкам.

артиллерийский прицел-панорама системы Герца
Артиллерийский прицел-панорама системы Герца


Когда война закончилась, на «ФЭДе» продолжили делать фотоаппараты, детали для истребителей и подводных лодок, а также секаторы, гидравлические резаки и смесители. А когда стартовала «космическая гонка», завод начал производство аппаратуры для авиационной и космической промышленности.


Сейчас «ФЭД» выпускает насосы-регуляторы топлива для самолетов и тормозные системы для ж\д транспорта.

Завод имени Малышева: паровозы, танки и снегоходы

Завод имени Малышева изначально был заложен как паровозостроительное предприятие в 1895 году. За первые 15 лет завод произвел огромное количество самой разнообразной продукции: паровозов и станков, насосов и компрессоров, сельскохозяйственных машин и двигателей внутреннего сгорания, а также первые танки.

Фото: http://www.malyshevplant.com
Фото: malyshevplant.com


В 1940 году конструкторы и рабочие предприятия создали средний танк Т-34 с дизельным двигателем В-2, один из лучших танков Второй мировой войны. А в послевоенный период тут впервые в СССР начали серийно производить магистральные тепловозы и дизели к ним.

В 50-70-е годы было запущено серийное производство танков нового поколения Т-64, тяжелых артиллерийских тягачей, тепловозных, судовых и стационарных дизельных генераторов.
1121059[1]
А еще завод изготовлял первые отечественные антарктические тягачи-снегоходы «Харьковчанка», которые в конце 1958 года в составе 4-й Антарктической экспедиции доехали до Южного полюса. Такие тягачи продолжают работать в Антарктиде и в настоящее время.



Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко: снаряды и крышки для люков


Завод имени Шевченко создал в 1900 году предприниматель Георгий Берлизов. Изначально завод производил изделия из литья, металлоконструкции и разнообразные инструменты. После Октябрьского переворота и его национализировали, наладили производство угольных сортировок, текстильных машин, элеваторов и транспортеров.

Во Вторую мировую завод поставили на военные рельсы: тут изготовляли минометы, авиабомбы, снаряды и пусковые ракетные установки для «Катюш». С 1949 года организовали выпуск приборов для «слепой» посадки самолетов и аппаратуры для космической техники: например, для первого искусственного спутника Земли.

Когда Украина стала независимой, спектр продукции расширился: завод начал выпускать детали для бронетехники, системы управления турбинами и первые в стране цифровые АТС. В конце 2000-х к ассортименту добавились светодиодные светофоры, крышки для канализационных люков и опоры для линий электропередач.

Львовский «Электрон»: телевизоры, трамваи и фасовка продуктов

При СССР завод производил телевизоры «Львов», часть их при этом шла на экспорт, и счетчики. После развала Советского Союза львовский «Электрон» продолжил выпускать «голубые экраны».

Фото: tsn.ua
Фото: tsn.ua


Кроме того, специалисты завода разработали и изготовили первый в СНГ полностью низкопольный трамвай, собственные троллейбусы и электробусы, автомобили для коммунальных служб, скорые» для сельской и горной местностей и запчасти к ним. Но и это еще не все: на «Электроне» фасуют сыпучие пищевые продукты для супермаркетов и магазинов.

Запорожская «Мотор Сич»: двигатели для самолетов и мясорубки

Завод начал деятельность с производства сельскохозяйственной техники. В декабре 1915 года компаниия «Дюфлон, Константинович и К» («ДЕКА») выкупила предприятие, и оно освоило выпуск двигателей для самолетов. Первым экземпляром стал однорядный шестицилиндровый «ДЕКА» М-100, его собрали в августе 1916 года. Такие двигатели устанавливали на «Илью Муромца», одного из самых больших бомбардировщиков Первой мировой войны.


Во времена СССР завод продолжил производство авиадвигателей, а также наладил выпуск двигателей для вертолетов и газотурбинных электростанций, которые изготовляет и по сей день.

А еще «Мотор Сич» уже более 20-ти лет выпускает изделия медицинского назначения, например, протезы коленного и тазобедренного суставов, и «товары народного потребления»: лодочные моторы, мясорубки и соковыжималки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Охраняют только стены»: родители выступают за безопасность в школах

Мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине: особенности работы

25 тысяч за «копейку»

«Продажные, наглые и всё знают», — участники ЯГЖ о журналистах

Молодые активисты приглашаются на образовательный хакатон

опубликовано

4 ноября 2017

текст

Виктор Пичугин

фото

Инна Роменская

видео

Виктор Пичугин

монтаж

Иван Горб

просмотров

1204

поделиться

[js-disqus]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: