«Мирная школа»: как сделать школьную среду безопасной и дружелюбной - Накипело
События

«Мирная школа»: как сделать школьную среду безопасной и дружелюбной

  • Анна Мясникова
  • Лилия Кузнецова
  • 7 июля
  • 1147

Это партнерский материал

Здоровая и доверительная атмосфера в школе не менее важна, чем качественное образование. В июне 2019 года общественная организация «Институт мира и согласия» запустила проект «Мирная школа». Он получил статус всеукраинского образовательного эксперимента и внедряется в школах пяти регионов Украины.

Для участия в пилотном проекте отобрали десять учебных заведений в Харьковской, Черниговской, Львовской, Одесской и Днепропетровской областях. В нашем регионе проект внедряется в двух школах в Мерефе и Первомайском.

Цель проекта — сформировать безопасную школьную среду на основе сотрудничества и партнерства администрации школы, учителей, детей и родителей, эффективно решать конфликты, предупреждать буллинг и насилие в школе. Для этого была разработана специальная комплексная модель взаимодействия и коммуникации «Мирная школа».


В чем суть? 

В основе модели лежит восстановительный подход. Он направлен на то, чтобы сформировать доверие между участниками образовательного процесса, привлечь к обсуждению причастных к конфликту людей, понять потребности других участников конфликта и найти совместное решение, которое устроит всех.  

«Это практики и техники, которые позволяют людям даже в сложных ситуациях независимо от того, кто виноват, пытаться найти взаимопонимание и помочь участникам разобраться, какие потребности и интересы за этим стояли и как их можно по-другому удовлетворить», — объясняет Лилия Кузнецова, координаторка проекта в Харьковской области. 

Восстановительный подход основывается на взаимопонимании, уважении, заботе и ответственности, это приводит к формированию доверия. Он включает несколько ключевых убеждений:

  • у каждого есть свое видение той или иной ситуации, он имеет право и возможность высказать мнение и быть услышанным;
  • наши мысли и чувства всегда важны;
  • наши поступки в значительной степени влияют на окружающих, поэтому необходимо задумываться над последствиями;
  • наши действия — это стратегии, направленные на удовлетворение наших потребностей;
  • ничего о нас без нас.

Такая практика позволяет создать безопасную среду, чтобы предупреждать конфликты, снижать уровень насилия и развивать сотрудничество между детьми, учителями и родителями, отмечает Алена Копина, тренерка и супервизорка проекта в Харьковской области.

«Традиция наказания неэффективна. Если заставлять учеников выполнять определенные правила, они будут их соблюдать, но недолго. Вообще восстановительный подход развился в работе с малолетними правонарушителями, когда стало понятно, что акцент на наказании и обвинении не исправляет нарушителей. Наоборот, люди ожесточаются и видят вокруг себя врагов, считают, что их несправедливо наказывают», — рассказывает Алена.


Сначала — обучение 

«Мирная школа» направлена ​​на формирование у участников школьного процесса следующих четырех основных компетенций: конструктивное решение конфликтов; построение и поддержание отношений; чувствительность к многообразию и недискриминация; саморефлексия и жизнестойкость. Проект разделен на три этапа. На первой стадии проводились тренинги для инициативных групп от школ: пятидневный — для учителей и представителей администраций, четырехдневный — для учеников 810 классов. 

Педагогов знакомили с восстановительными практиками, как применять их в работе с классами и выстраивать на их основе отношения с родителями, коллегами и администрацией. Например, участники изучали методики «Восстановительная школа» (для формирования партнерских отношений и эффективной коммуникации между участниками образовательного процесса) и «Стойкость» (для понимания себя и умения конструктивно справиться со стрессовой ситуацией). Также они разбирали подходы «Культуры добрососедства» (понимание и уважение разнообразия: этнического, религиозного, гендерного, по уровню благосостояния и другим признакам). 

Старшеклассников обучали быть школьными медиаторами — посредниками в решении конфликтов сверстников (по принципу «равный — равному»). Также им показывали, как создать и развивать Школьную службу согласия в своей школе, менять отношение к конфликтам и использовать медиацию вместо других инструментов разрешения конфликтов между учениками.

А еще учителя и дети обучались различным техникам, среди которых:

  • активное слушание;
  • «Круг» (формат групповой встречи, во время которой каждый из присутствующих может высказаться и выслушать других для решения сложной ситуации. В таком формате можно проводить классные часы, собрания с родителями или с учителями);
  • «Я — сообщение» (этот способ общения основан на выражении своих желаний или чувств вместо обвинения другого человека в ситуации).

Подробнее о методиках и техниках можно узнать на сайте проекта «Мирная школа».


Затем — практика

После обучения инициативные группы составляли план, как будут применять модель «Мирной школы» в своих учебных заведениях. На втором этапе создавались Школьные службы согласия (ШСС). Их курируют старшеклассники, участвовавшие в тренингах. Им помогает лидер инициативной группы учителей, но разрешать конфликты между школьниками участники ШСС помогают сами. Учителя же используют полученные знания в работе с детьми, во взаимодействии с коллегами и в общении с родителями.

Также координаторы проекта ежемесячно проводили с учителями супервизии — встречи для обсуждения тем, которые волнуют участников проекта, мастер-классы для развития навыков, разбора конкретных конфликтных ситуаций и способов их решения. 

Аналогичные супервизии были с учениками, еще организовывались беседы с директорами школ для обмена опытом. Изначально координаторы встречались с участниками лично, но из-за пандемии взаимодействие перенесли в онлайн-режим.

«Работая с педагогами, мы отметили, насколько они истощены из-за работы в стрессе, постоянного груза ответственности. Они находятся в жестких рамках того, что „учитель должен”: следить за порядком, дать детям знания, соответствовать стандартам, предъявляемым администрацией. Когда школьники видят издерганного, нервного учителя, который постоянно требует чего-то, потому что „так нужно, такие правила”, то доверие, уважение к нему и понимание вряд ли возникнут», — считает региональная координаторка проекта.


Первые результаты

По словам Алены Копиной, во время проекта увеличился уровень жизнестойкости учителей. Они стали больше обращать внимание на свое психологическое состояние, а также на потребности детей и родителей, задействованных в той или иной ситуации. 

«У них сменился и фокус внимания в решении конфликтов. Раньше педагоги их боялись, значительно переживали и расстраивались, если возникали такие ситуации. Сейчас они понимают, что конфликт — это форма развития. Когда учителя передают детям полномочия решения конфликтов, они таким образом демонстрируют им свое доверие и формируют другую атмосферу общения», — подчеркивает тренерка.

Уменьшение конфликтов отмечают и сами участники проекта: как взрослые, так и школьники.

Лариса Кривко, психологиня и координаторка инициативной группы в Первомайской СОШ I—III ступеней, признается: поначалу было трудно переключиться на новые техники в работе. Иногда эмоции все равно переполняли и восстановительные практики забывались. 

Сейчас учителя из инициативной группы (всего их девять) активно применяют новые техники во время проведения уроков. А еще помогают коллегам со сложными ситуациями и обучают их восстановительным методикам: делают презентации, проводят семинары. 

«Я стала чувствовать себя увереннее в конфликтных ситуациях. Раньше считала, что я во многом неправа: иногда эмоции зашкаливают, можешь прикрикнуть. А сейчас я просто задаю правильные вопросы. Мое стрессовое состояние снижается. Проект мне дал внутреннюю свободу и понимание, что я могу ученикам рассказывать о своих чувствах, а не носить маску строгого учителя. Я могу свободно говорить детям, что мне важно, чтобы они меня слушали, что я злюсь, когда это не происходит, что я от них хочу и чем им будет полезна внимательность на уроках. Для детей сначала это было необычно. В целом они начали прислушиваться и лучше понимать учителя», — описывает впечатления Лариса. 

Используются методики и в общении с родителями. Психологиня приводит пример, как одна из восстановительных практик помогла разобраться с проявлением буллинга в классе:

«Во время дистанционного обучения у нас возник случай: одну девочку одноклассники стали оскорблять в чате. В ситуацию вмешались родители ученицы: они заскринили переписку, распечатали ее и принесли в школу. Мы провели собрание. Родители учеников изначально были агрессивно настроены, каждый намеревался защищать своего ребенка. Когда мы стали проводить практику „круга”, многие родители поделились своими чувствами и признавались, что не ожидали такого поведения от своих детей. В итоге мы пришли к решению, что учитель проведет занятие и расскажет детям о кибербуллинге».

Поддерживать работу Службы согласия в школе сложнее. Когда стартовал проект, тренинги проходили девять старшеклассников. Из них большинство учились в 10-м классе, а с переходом в выпускной класс ученики сконцентрировались на учебе и подготовке к ВНО. Есть и другие проблемы.

«У нас было несколько таких медиаций. Наверное, учителям сложно еще передавать детям ответственность за конфликты. Вдобавок, школьники младших классов не хотят обращаться за помощью к одиннадцатиклассникам, они охотнее доверяют сверстникам. В следующем учебном году мы планируем организовать новую группу для ШСС, включив в нее учеников средних классов», — делится планами Лариса.

В Мерефянском лицее №5, где также внедряется проект, напротив, Школьная служба согласия активно развивается. Сейчас в ней задействованы семеро учеников.  Одна из школьных медиаторок, десятиклассница Соня Масалитина рассказывает:

«Конфликты в школе случаются часто, но по сравнению с ситуацией, которая была до начала проекта, их стало меньше. Были случаи, когда к нам обращались дети из четвертых классов, также мы решали ситуации между девятиклассниками и десятиклассниками. Приходят к нам в большинстве девочки. Чаще всего конфликты происходят из-за сплетен, также бывают ссоры из-за учебы: например, когда кто-то списал что-то у другого».

Робота ШСС в Мерефянском лицее №5.

Десятиклассница отмечает позитивные перемены и в себе. По словам школьницы, обучение медиации помогло ей найти гармонию в себе и с окружающими.

«Изменилось мировоззрение, я стала менее конфликтной и более уравновешенной», — подчеркивает медиаторка ШСС.


Что дальше

В конце мая во всех школах-участницах проекта прошли супервизии, на которых обсуждалась деятельность Школьных служб согласия. Вместе с консультантами ученики подвели итоги года и наработали планы развития служб в своих школах. В следующем учебном году участники ШСС сосредоточатся на поиске новых школьных медиаторов в свою команду и на передаче знаний новичкам. Для этого нынешние медиаторы планируют проводить презентации для сверстников, рассказывать о своей деятельности и функциях службы согласия и таким образом формировать доверие к ШСС.

Проект «Мирная школа» уже перешел в заключительную фазу, она продлится до 2022 года. В дальнейшем вся ответственность за ведение модели перейдет школам. Также будут проводиться исследования. И если результаты всеукраинского эксперимента одобрит Министерство образования и науки, техники «Мирной школы» будут доступны для других учебных заведений.



Справка: Проект «Мирная школа» имеет статус эксперимента всеукраинского уровня согласно приказу Министерства образования и науки Украины № 1368 от 01.11.2019. Проект поддерживается правительством Германии через совместный вклад Программного офиса forumZFD в Украине и Гражданской службы мира Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit GmbH и реализуется совместно с ОО «Институт мира и согласия», Украинским НМЦ практической психологии и социальной работы и Институтом модернизации содержания образования МОН. Больше информации о Мирной школе — на сайте проекта: http://safeschools.com.ua/

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим

X