Люди жалуются, а власть разводит руками, или Чем грозит дублирование полномочий госорганов и громад? - Накипіло
Події

Люди жалуются, а власть разводит руками, или Чем грозит дублирование полномочий госорганов и громад?

  • Анна Мясникова
  • Игорь Лептуга
  • 30 вересня 2020

После местных выборов роль объединенных территориальных громад должна стать весомее, а районных госадминистраций и советов — уменьшиться. Но если полномочия на двух уровнях четко не разделить, может усилиться неразбериха.

Представьте ситуацию: депутаты сельсовета выделяют деньги на ремонт местной школы. А чиновники райадминистрации решают ее закрыть. Директор школы получает оба распоряжения. И оба фактически законны: школой заведует как ОТГ, так и РГА. Что делать в этой ситуации руководству школы? Некоторые чиновники и эксперты по децентрализации опасаются, что такие накладки могут появиться после укрупнения районов, если не отрегулировать систему их полномочий. «Накипело» разобралось в вопросе.

Что сейчас происходит с реформой децентрализации?

В июне Кабмин утвердил территории и админцентры 1 470-ти объединенных громад. Через месяц Верховная Рада приняла постановление об укрупнении районов в областях. Вместо нынешних 490 останутся 136. В Харьковской области их количество сократится до семи (сейчас 27).

image

Предложение Минрегиона, 2020 год

Тогда же ВРУ приняла изменения в Избирательный кодекс. Благодаря этому местные выборы 25 октября пройдут на новой территориальной основе. Советы «старых» районов потеряют полномочия на следующий день после голосования. Райадминистрации продолжат работать до 1 января 2021 года: у них бюджет расписан до конца 2020-го. 

Планируется, что громады переберут на себя большинство полномочий районного уровня: например, содержание школ и детсадов, коммунального имущества, центров предоставления админуслуг. Рада уже приняла закон, разделяющий доходы и расходы между бюджетами районов и ОТГ. По словам директора Института развития территорий Юрия Ганущака, фактически эти изменения передают все полномочия райсоветов органам местного самоуправления нижнего уровня.  

«Раніше питання, коли і де будувати чи демонтувати інфраструктурні об’єкти, школи, лікарні, вирішувалися в районі. Гроші залишалися в основному на цьому рівні. Місцева влада була обмежена у своїх повноваженнях, тому що не мала на них ресурсів. Децентралізація змінила систему оподаткування. І тепер 60% податку на дохід фізосіб залишається на рівні громад. Також було рішення щодо субвенцій з державного бюджету, які йшли на районний бюджет, а далі розподілялися на місця. Зараз ці гроші також матимуть громади. Можна буде самостійно виділяти гроші на ремонти, будівництво нових об’єктів, на розвиток освіти», — отмечает Роман Лозинский, первый зампредседателя Комитета ВРУ по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

«Реформы децентрализации не нужно бояться»: мнения политиков и чиновников

Такая модель уже показала эффективность на примере добровольно созданной Старосалтовской ОТГ. С 2017 года громада не зависит от района и решает проблемы собственными силами. 

«Допустим, нужно купить два ската на школьный автобус. Раньше как было: районный департамент образования пишет заявку о выделении денег в райсовет. На сессии районный совет решает обратиться с этим вопросом к нам, в поселковый. Ждем сессии у нас, утверждаем выделить деньги. Дальше — решение утверждается на сессии райсовета. И только потом деньги передаются на департамент образования. С 2017-го все намного быстрее и проще. Департамент пишет заявку на нас, мы одной сессией (они у нас каждый месяц) проводим все платежи. Экономим 2—2,5 месяца на решение вопроса», — рассказывает голова Старосалтовского сельсовета Эдуард Коновалов.

В чем состоит проблема?

По словам директорки Аналитического центра «Обсерватория демократии» Виктории Шевчук, нечеткое распределение полномочий между областными, районными, местными органами самоуправления и исполнительной властью существует еще с советских времен. Укрупнение районов не уменьшает проблему.

«Структура повноважень нових районів досі законодавчо не відкоректована, а та, що отримана у спадок за замовченням, майже повністю накладається на той максимум повноважень, який, за логікою децентралізації, має бути переданий на рівень ОТГ. Відповідно, цей новостворений конфлікт між громадами та районними структурами на полі нерозподілених повноважень додається до того, вже й без цього завеликого, нагромадження дублювань, які за останні десятиріччя склалися по лініям майже всіх органів влади», — говорит Шевчук. 

Сейчас распределение полномочий и функций между громадами и регулируется законами «О местном самоуправлении», «О местных государственных администрациях», Конституцией Украины. Пока законы не изменены, все полномочия у райсоветов и администраций юридически остаются, объясняет Роман Лозинский.

«Виходить так, що вже створені нові громади після 25 жовтня запрацюють, матимуть гроші. Але водночас районна рада без зміни законодавтсва теж може приймати рішення. Тож може бути колізія. Такі ситуації вже були. Найяскравіший приклад — Апостолівський район Дніпропетровської області, де добровільно об’єдналися всі громади. Таким чином районна рада перестала функціонувати. Через два роки депутати райради прокинулися і почали потроху перебирати на себе функції, впливаючи на рішення, які мали прийматися на рівні громад», — приводит пример Лозинский.

В сентябре Рада провалила голосование за законопроект №3651, который должен был пересмотреть функции громад и новых укрупненных районов, а также определить, как и кому (области или ОТГ) будет передаваться коммунальное и государственное имущество. 

«Після виборів не буде кому готувати й виконувати бюджети районів. Вийде плутанина, хаос, який, можливо, і цікавить тих, хто не голосував за цей законопроєкт. Коли зникають одні адміністративні одиниці та з’являються інші, обов’язково виникають проблеми з передачею майна, правонаступництвом юридичних осіб тощо. І раптом може так виявитися, що певне майно, яке сьогодні перебуває в розпорядженні районних державних адміністрацій та рад, а також тих місцевих рад, які називали до недавнього часу необ’єднаними, виявиться невдовзі проданим, приватизованим чи пограбованим. І спитати за це не буде з кого», — объясняет глава правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

До местных выборов остается меньше месяца, но эксперты надеются, что нардепы успеют привести законодательство в соответствие с новой территориальной основой.

«Программа-минимум для закрепления достижений реформы — принять нормы, заложенные в законопроекте №3651. Также нужно закрыть пробел с регулированием вопросов, касающихся порядка изменений в административно-территориальном устройстве. В пакете необходимых изменений есть новая редакция Закона «О местном самоуправлении». Не утрачены шансы все же обновить Конституцию Украины, хотя политическая конъюнктура для этого не вполне благоприятная», — подытоживает Юрий Ганущак.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова