Льготы — наличкой. Как работает монетизация

Минсоцполитики предлагает ввести в Украине монетизацию льгот, то есть выдавать положенные привилегии деньгами.

Нововведение коснется в первую очередь поездок в общественном транспорте, оплаты за коммуналку. Например, пенсионерам и военным предлагается платить за проезд полную стоимость, а получателям субсидий — сэкономленное потратить на утепление дома. Сколько гривен (в случае принятия закона) вернут каждому льготнику на руки, еще неизвестно, но о реформе уже отзываются по-разному.

Проект разрабатывают третий год

Реформу переносят из года в год, начиная с 2015-го. Тогда комитет социальной политики Верховной Рады обсуждал разные варианты преобразования льгот: выдавать деньги на проезд студентам вместо его 50% оплаты; или пенсионерам, имеющим право на бесплатные лекарства. В декабре 2016-го Петр Порошенко одобрил изменения в Бюджетном кодексе, где говорится о монетизации льгот.

Одной из причин, побудивших парламентариев вновь подумать о реформе, стало отсутствие в госбюджете 2017 года компенсации льгот на проезд в общественном транспорте отдельных категорий граждан. Теперь оплата льготных перевозок легла на местные бюджеты, а снизить нагрузку на регионы способна монетизация.

«Пільговик, скажімо, чорнобилець, який має право на безкоштовний проїзд, у великому місті може користуватися ним щодня. А житель віддаленого села — може, раз на рік, коли вирішить відвідати родичів десь в Україні. Тому, вважаю, справедливо буде замість умовної пільги надати людям однакові суми грошей. А на що вони їх зрештою витратять: на продукти, ліки чи відпочинок — вирішать самі. Саме так буде справедливо», — считает министр социальной политики Андрей Рева.

Предоставлять адресную денежную помощь депутаты хотят всем без исключения льготникам. Среди них — пенсионеры, ветераны и дети войны, участники боевых действий, студенты (работа над окончательным списком продолжается).

ХОГА: монетизация давно должна произойти

По мнению директора Департамента соцзащиты населения ХОГА Юрия Шпараги, монетизацию уже давно необходимо ввести — таким образом можно приучить население экономить свои ресурсы. Это и есть основной посыл реформы.

«Я считаю, что монетизация этого процесса давно должна произойти. Человек должен использовать только тот ресурс, который у него есть. Не секрет, что сегодня в городе многие пользуются услугами льготного проезда, в сельской местности — меньше. Справедливо было бы выдать деньги на руки гражданам, имеющим право на льготный проезд, чтобы они самостоятельно приобрели проездные билеты. А те, кто никуда не ездит, могли бы потратить эти деньги на свои нужды, имея на это право», — считает Юрий Шпарага.

Что касается платы за жилье, директор департамента уверен: такая мера позволит людям на сэкономленные деньги утеплить здание или поменять отопительные приборы на более щадящие для семейного бюджета.

«Если и будет монетизация, то только за счет сэкономленных ресурсов. Например, если вам по социальной норме отведено 2 тыс. метров кубических газа, то, что вы сэкономите, выдадут деньгами. Но это одна из версий. Комментировать сейчас сложно, потому что еще идет наработка материала, завязанная на существующем порядке обсчета социальной нормы», — объясняет Шпарага.

Военный: сумма начислений нужна адекватная

В соответствии со статьей 12 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» участникам боевых действий предоставляются разнообразные льготы: от возможности получить лекарства за счет государства до бесплатного проезда.

Боец батальона спецназначения «Донбасс» и руководитель Международного Братства Патриотов Алексей Антипов говорит, что монетизация льгот УБД уже находит своих сторонников и противников среди военных. Волнения ветеранов понятны — денежной доплаты не всем может хватить на тот же проезд. Нужна сумма, покрывающая реальные затраты.

«Если вместо бесплатного проезда в общественном транспорте назначат доплату 20 гривен в месяц, то, конечно, это многим не понравится. Если сумма будет адекватной, то недовольных будет мало. Если монетизации суждено быть, то нужна привязка, например, к размеру пенсии либо зарплате, — считает Алексей Антипов. — А здесь сумму трудно определить. Кто-то в общественном транспорте ездит много и, к примеру, наезжает ежедневно по льготе гривен на 30. Кто-то мало пользуется транспортом. Есть еще и коммунальные услуги...»

Мнение харьковчан

Мы спросили у местных жителей, как они относятся к такому новшеству и получили неоднозначные ответы. Некоторые люди против отмены действующего бесплатного проезда, даже если им повысят соцвыплаты. Считают, что на этом непременно кто-то подзаработает. Но есть и те, кто называет это правильной и своевременной европейской реформой.

А как в Европе?

В Европейском союзе подобная государственная помощь не ограничивается начислением конкретных сумм на банковские карты граждан. Например, в Польше студенты свободно ездят в общественном транспорте. Имея же польские корни, студент-иностранец имеет право вообще учиться бесплатно.

В Финляндии инвалиды и многодетные семьи могут получить скидку на аренду жилья или пользоваться квартирой без оплаты, а молодым мамам при рождении ребенка выдаются специальные коробки с детской одеждой, постелью и игрушками.

Во Франции дети не платят за проезд в школьных автобусах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Самое интересное с сессии горсовета

Как работает «Школа мэров»

Дымовые шашки, газ и драки: что происходило во время сессии горсовета. Фоторепортаж

«Не заради себе»: як змагалися АТОвці на «Силі нації»

Районы области не поддерживают малый бизнес: результаты мониторинга

опубликовано

17 января 2017

текст

Алена Нагаевщук

фото

Игорь Лептуга

видео

Антон Бижко

монтаж

Иван Горб

просмотров

2717

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: