Льготы — наличкой. Как работает монетизация

Минсоцполитики предлагает ввести в Украине монетизацию льгот, то есть выдавать положенные привилегии деньгами.

Нововведение коснется в первую очередь поездок в общественном транспорте, оплаты за коммуналку. Например, пенсионерам и военным предлагается платить за проезд полную стоимость, а получателям субсидий — сэкономленное потратить на утепление дома. Сколько гривен (в случае принятия закона) вернут каждому льготнику на руки, еще неизвестно, но о реформе уже отзываются по-разному.

Проект разрабатывают третий год

Реформу переносят из года в год, начиная с 2015-го. Тогда комитет социальной политики Верховной Рады обсуждал разные варианты преобразования льгот: выдавать деньги на проезд студентам вместо его 50% оплаты; или пенсионерам, имеющим право на бесплатные лекарства. В декабре 2016-го Петр Порошенко одобрил изменения в Бюджетном кодексе, где говорится о монетизации льгот.

Одной из причин, побудивших парламентариев вновь подумать о реформе, стало отсутствие в госбюджете 2017 года компенсации льгот на проезд в общественном транспорте отдельных категорий граждан. Теперь оплата льготных перевозок легла на местные бюджеты, а снизить нагрузку на регионы способна монетизация.

«Пільговик, скажімо, чорнобилець, який має право на безкоштовний проїзд, у великому місті може користуватися ним щодня. А житель віддаленого села — може, раз на рік, коли вирішить відвідати родичів десь в Україні. Тому, вважаю, справедливо буде замість умовної пільги надати людям однакові суми грошей. А на що вони їх зрештою витратять: на продукти, ліки чи відпочинок — вирішать самі. Саме так буде справедливо», — считает министр социальной политики Андрей Рева.

Предоставлять адресную денежную помощь депутаты хотят всем без исключения льготникам. Среди них — пенсионеры, ветераны и дети войны, участники боевых действий, студенты (работа над окончательным списком продолжается).

ХОГА: монетизация давно должна произойти

По мнению директора Департамента соцзащиты населения ХОГА Юрия Шпараги, монетизацию уже давно необходимо ввести — таким образом можно приучить население экономить свои ресурсы. Это и есть основной посыл реформы.

«Я считаю, что монетизация этого процесса давно должна произойти. Человек должен использовать только тот ресурс, который у него есть. Не секрет, что сегодня в городе многие пользуются услугами льготного проезда, в сельской местности — меньше. Справедливо было бы выдать деньги на руки гражданам, имеющим право на льготный проезд, чтобы они самостоятельно приобрели проездные билеты. А те, кто никуда не ездит, могли бы потратить эти деньги на свои нужды, имея на это право», — считает Юрий Шпарага.

Что касается платы за жилье, директор департамента уверен: такая мера позволит людям на сэкономленные деньги утеплить здание или поменять отопительные приборы на более щадящие для семейного бюджета.

«Если и будет монетизация, то только за счет сэкономленных ресурсов. Например, если вам по социальной норме отведено 2 тыс. метров кубических газа, то, что вы сэкономите, выдадут деньгами. Но это одна из версий. Комментировать сейчас сложно, потому что еще идет наработка материала, завязанная на существующем порядке обсчета социальной нормы», — объясняет Шпарага.

Военный: сумма начислений нужна адекватная

В соответствии со статьей 12 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» участникам боевых действий предоставляются разнообразные льготы: от возможности получить лекарства за счет государства до бесплатного проезда.

Боец батальона спецназначения «Донбасс» и руководитель Международного Братства Патриотов Алексей Антипов говорит, что монетизация льгот УБД уже находит своих сторонников и противников среди военных. Волнения ветеранов понятны — денежной доплаты не всем может хватить на тот же проезд. Нужна сумма, покрывающая реальные затраты.

«Если вместо бесплатного проезда в общественном транспорте назначат доплату 20 гривен в месяц, то, конечно, это многим не понравится. Если сумма будет адекватной, то недовольных будет мало. Если монетизации суждено быть, то нужна привязка, например, к размеру пенсии либо зарплате, — считает Алексей Антипов. — А здесь сумму трудно определить. Кто-то в общественном транспорте ездит много и, к примеру, наезжает ежедневно по льготе гривен на 30. Кто-то мало пользуется транспортом. Есть еще и коммунальные услуги...»

Мнение харьковчан

Мы спросили у местных жителей, как они относятся к такому новшеству и получили неоднозначные ответы. Некоторые люди против отмены действующего бесплатного проезда, даже если им повысят соцвыплаты. Считают, что на этом непременно кто-то подзаработает. Но есть и те, кто называет это правильной и своевременной европейской реформой.

А как в Европе?

В Европейском союзе подобная государственная помощь не ограничивается начислением конкретных сумм на банковские карты граждан. Например, в Польше студенты свободно ездят в общественном транспорте. Имея же польские корни, студент-иностранец имеет право вообще учиться бесплатно.

В Финляндии инвалиды и многодетные семьи могут получить скидку на аренду жилья или пользоваться квартирой без оплаты, а молодым мамам при рождении ребенка выдаются специальные коробки с детской одеждой, постелью и игрушками.

Во Франции дети не платят за проезд в школьных автобусах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Жители области выйдут на пикет ради ремонта дороги

Музыка там, где война

Как война в Украине повлияла на права граждан

Анализировать чиновников и депутатов стало проще

Отгадываем значения слов в День родного языка

опубликовано

17 января 2017

текст

Алена Нагаевщук

фото

Игорь Лептуга

видео

Антон Бижко

монтаж

Иван Горб

просмотров

1177

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: