Житель Харьковской области Станислав Кравченко разместил в интернете объявление о продаже магазина «Теплый дом». Магазин площадью 60 «квадратов» и оборотом в 300 тысяч гривен в месяц торгует котлами, газовыми колонками, водонагревателями и другой техникой. Владелец надеется продать бизнес за 80 тысяч долларов. Уверяет, что покупка окупит себя за несколько лет.
«Я бы хотел видеть покупателем человека, у которого уже есть подобный магазин в другом городе. С ним просто нужно обсудить цену, передать товар, познакомить с персоналом и все. Человек будет работать», — рассуждает Станислав.
Но даже если покупателем станет новичок в сфере продажи бытовой техники, Станислав обещает несколько месяцев сопровождать проданный бизнес: обучить нового владельца инструментам управления, программам для отчетности и прочему.
Станислав решил продать прибыльное дело, потому что хочет заняться другим бизнесом и времени на магазин не будет. В то же время на быструю продажу не надеется: найти покупателя непросто. Хозяин честно признается, что больших надежд на сайт продаж не возлагает.
На одном из самых крупных ресурсов с объявлениями только из Харькова подобных предприятий сотни. Люди продают готовый бизнес. Среди предложений — салоны красоты, овощные киоски, автомойки, швейные цехи, отели и даже молочный завод. Цена варьируется от нескольких десятков тысяч гривен до 30-40 миллионов. «Накипело» решило узнать, на что стоит обращать внимание при покупке бизнеса и насколько такой вариант выгодный.
По словам адвоката Дмитрия Лебедева, принимая решение купить чей-то бизнес, нужно рассмотреть ряд вопросов, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью. Например, покупая кафе, важно выяснить, как обстоят дела с правом собственности на землю, на которой оно расположено.
«Необходимо проверить, не является ли помещение залоговым по каким-то кредитным отношениям, не наложен ли на него судебный арест, или может, оно внесено в устав какого-то предприятия», — советует адвокат.
Обязательна проверка наличия лицензий и прочих разрешительных документов и срока их действия. Также хорошо бы проанализировать соответствие их лицензируемым условиям, проверить, нет ли трудовых споров, задолженностей по зарплате и прочее. Если в бизнесе используется какое-то ноу-хау, важно выяснить, зафиксировано ли оно законодательно.
«Надо узнать состав сотрудников и согласны ли они работать с новым владельцем, ведь для ряда лицензий необходимо, чтобы был определенный трудовой коллектив. Также нужно обратить внимание на вопросы санитарного контроля и прочее, что дополнительно регулируется и требует взаимоотношений с государством», — добавляет Дмитрий Лебедев.
Помимо вопросов продавцу, адвокат советует провести собственное расследование, чтобы не стать жертвой мошенничества. А лучше — обратиться за помощью в юридическую компанию.
Финансовый консультант Дмитрий Бабаев объясняет важность осознания разницы между покупкой бизнеса как генератора прибыли, и активов. Эксперт предупреждает: даже покупая доходное дело, не стоит рассчитывать, что финансовые показатели будут такими же, как при предыдущем владельце.
«В 95% случаев владелец бизнеса является и главным его менеджером, который принимает абсолютно все решения. Если он из этого бизнеса уходит, тот разваливается. Новому владельцу нужно понимать, насколько он готов заменить ушедшего менеджера и достаточно ли у него квалификации», — убежден Дмитрий.
По его словам, при покупке готового бизнеса есть вероятность, что предыдущий владелец, избавившись от старых активов, откроет аналогичную фирму, заберет с собой сотрудников, наработки и клиентуру.
«Как правило, бизнес не покупается. Покупается набор активов. К примеру, при продаже торгового центра смена собственника на ситуацию практически не повлияет. Потому что остаются площади, договоры с арендаторами. Но случай с торговым центром сложно назвать „покупкой бизнеса“. Это все-таки активы», — рассуждает Дмитрий Бабаев.
Иными словами, из плюсов такой сделки — готовое к использованию оборудование, помещение и налаженные процессы. А из минусов — необходимость грамотного менеджмента, при отсутствии которого даже выгодное прежде дело может быстро развалиться.
По мнению Бабаева, если речь идет о малом бизнесе, то его стоит начинать с нуля.
«Сейчас в Украине очень низкий порог входа в практически любой бизнес. И не имеет смысла покупать чье-то чужое дело, кроме случаев, когда его можно купить по цене активов», — уверен эксперт.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин