Крафтовое, органическое, украинское. Что известно о рынке вина - Накипіло
Події

Крафтовое, органическое, украинское. Что известно о рынке вина

Как рынок вина в Украине оправился после кризиса, в каких странах можно встретить нашу продукцию и что пьют украинцы — узнаем подробнее.

Наша винная индустрия активно развивается последние 15 лет. В мировых масштабах Украина — молодой производитель. Для сравнения: во Франции и Италии подъем отрасли как бизнеса приходился на 60-е годы прошлого столетия, а нынешние лидеры глобального рынка — США, Чили, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия — делают хорошее вино в промышленных масштабах с 80-х.

От количества — к качеству

Во времена Австро-Венгерской империи виноделие бурно развивалось на Закарпатье, но в СССР количество виноградников на этой территории уменьшилось. После распада Советского Союза Украина придерживалась тогдашнего принципа работы: использовались менее устойчивые к болезням сорта ягод, и более морозостойкие. В приоритете было количество, а не качество продукции. В середине 2000-х отечественные производители уже чаще заимствовали иностранные методы изготовления, развивая винную культуру на родине.

Традиционно винодельческими считаются Одесская, Херсонская, Николаевская, Запорожская и Закарпатская область. Сомелье Дмитрий Сапрыкин выделяет на рынке пять наиболее успешных компаний: бессарабские вина «Шабо», западноукраинские Chateau Chizay и COTNAR, одесские Inkerman и «Колонист». Крупные торговые марки производят более полутора миллиона бутылок в год. Объем продукции зависит от урожая.

Украинское вино в цифрах

На инфографике — самые популярные страны экспорта/импорта вина. Автор — Виктор Пичугин

Сегодня украинское вино экспортируется в Израиль и США, Польшу и Беларусь, в Африку и Азию, и не только. По данным Государственной службы статистики, в прошлом году Украина экспортировала в страны СНГ 1 миллион 528 тысяч 535,7 литров вина и виноградного сока на сумму $1 миллион 739,1 тысячи. В Европу попало 565 тысяч 609,7 литров напитка (стоимостью $1 миллион 392 тысячи).

Для виноделов потеря России как одного из основных рынков сбыта оказалась довольно ощутимой. Согласно анализу компании Pro Consulting, до аннексии Крыма площадь виноградников составляла 75 тысяч гектаров, а в 2016-м она сократилась до 45 тысяч гектаров. Вдобавок общее снижение покупательской способности привели к спаду отрасли до 2017 года.

С другой стороны, кризис позволил взглянуть на сферу иначе, найти новые пути ее улучшения.

«Раньше украинцы считали, что если у нас и есть хорошее вино, то лишь в Крыму. А сейчас из-за отсутствия поставок оттуда потребители переключились на другие регионы. В итоге индустрия выросла, стала разнообразней», — считает сомелье Дмитрий Сапрыкин.

По его словам, последние пару лет заниматься виноделием в Украине стало гораздо проще.

Дорогу нишевым винодельням

До 2018 года небольшие винные производства по сложности запуска приравнивались к ликеро-водочным заводам. Чтобы легализовать бизнес, требовалось примерно 140 документов, аттестация, а весь процесс мог занять больше года. Два года назад Верховная Рада упростила процедуру, сократив количество необходимых разрешений и срок регистрации до пяти рабочих дней.

«Зеленый» свет мелким винодельням дала отмена обязательной оплаты лицензии на оптовую торговлю. Независимо от объема производства, ежегодно надо было вносить 500 тысяч гривен. Для крупных игроков полмиллиона — не проблема, а вот малые фермерства терпели убытки. Одним удавалось заготовить 60 тысяч бутылок в год, другим — восемь тысяч. Чтобы минимизировать потери, приходилось увеличивать стоимость тары на 70-100 гривен. Новые правила позволили расти рынку крафтовых вин во Львовской области, на Прикарпатье и в Закарпатье. Появилась Beykush Winery в Николаевской области.

Сейчас производители работают в двух направлениях:

  • перерабатывают виноград на виноматериал и экспортируют его в соседние страны (в основном — в Грузию, до войны — в Россию);
  • разливают зарубежные вина по бутылкам для реализации в Украине. Так на наши прилавки попадают напитки из Чили, а Inkerman под своей маркой продает вино, произведенное в Молдове.

«Чем выше статус магазина, тем меньше в нем продается украинских вин, — объясняет Дмитрий Сапрыкин. — В бюджетных, например, 70% вина — это Украина, Грузия, Молдова. В крупных харьковских сетях супермаркетов такой продукции будет поровну, а в винных бутиках украинского вина от силы 10%. Там уже не встретишь ассортимент до 100 гривен».

Государственная помощь и рынок земли

В бюджет-2020 заложено 4,2 миллиарда гривен на весь агропромышленный комплекс. На поддержку садоводства, виноделия и хмелеводства планируется направить 400 миллионов гривен. Как сообщает Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства, эти деньги пойдут на обустройство 246 га виноградников.

Также сумма частично компенсирует стоимость посадки плодово-ягодных культур, винограда и хмеля, строительство холодильников для заморозки продукции, покупку линий товарной обработки плодов и оборудования для сушки фруктов.

Пока Верховная Рада вносит поправки в Закон о рынке земли, интересно, как повлияет принятие документа на производство вина? Директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко уверен, что на себестоимости продукции никак не отразится. Важно другое: некоторые товары сельского хозяйства на отечественном рынке дороже, чем аналогичные импортные. Если цены продолжат расти, расширятся возможности ввоза иностранных продуктов.

«Тогда мы увидим, что на украинской земле фактически ничего не выращивается, ведь это невыгодно. Я общался с несколькими виноделами, и для большинства из них производство вина не является источником заработка, скорее — средством самовыражения».

DSC 1725

«Харьковчанин с бюджетом 200 гривен за бутылку не захочет рисковать, покупая украинское вино»

По мнению Дмитрия Сапрыкина, лидеры здешнего рынка балансируют между качеством и оптимальной ценой. Потребители со средним заработком могут себе позволить «классическую» линейку вкусов от 180 до 200 гривен, а некоторые готовы отдать за премиальную бутылку до 400 гривен.

Полки масс-маркета активно пополняют иностранные вина. По информации Госкомстатистики, из всех алкогольных напитков Украина больше других импортирует вино. С января по ноябрь 2019 года в нашу страну завезено 3 миллиона 684 тысяч 823,8 литров вина из СНГ (стоимостью $4 миллиона 646,5 тысячи) и 24 миллиона 823 тысячи 101,7 литров — из Европы ($88 миллионов 612,2 тысячи). Украинским виноделам приходится держать марку. Выбирая между импортным напитком и отечественным, покупатель чаще доверяет первому.

«Среднестатистический харьковчанин с бюджетом 200-300 гривен за бутылку не захочет рисковать, покупая украинское вино. У нас отношение к такому продукту все еще скептическое. По моим наблюдениям, люди со средним и выше среднего доходом предпочитают итальянские вина. Самые продаваемые — белые. Они достаточно легко пьются и имеют насыщенный аромат, — рассказывает специалист. — Если в Киеве держится спрос на все украинские, крафтовое, и на вина в том числе, то Харьков более консервативный. Открыть здесь бар исключительно с украинскими винами — скорее всего, заведомо провальный бизнес».

ЗОЖ вину не помеха, или коротко о трендах

Как пишут аналитики Market Updates, до 2025 года мировой доход винной отрасли достигнет $72 миллиардов 400 миллионов. Стремительный рост производства ожидается в Азии. Причина — появляется больше новых предприятий в Китае, Индии и Японии. Кроме того, повышается спрос на вино премиум-класса.

Совладелица сети винных баров Like a local’s Евгения Николайчук 14 лет профессионально занимается винным бизнесом. Три года она посвятила изучению украинского рынка. Экспертка отмечает, что некоторые отечественные компании мало следят за мировыми трендами. А ведь для улучшения качества товара технологам надо регулярно знакомиться с иностранными наработками.

«Если в мире появился тренд на ароматические сорта винограда и снижение выдержки белых вин в бочке, почему этому не следовать в Украине? Почему у нас так мало розовых вин? Только три производителя, а это сумасшедший мировой тренд, — удивляется Евгения. — Недавно прочитала интересный факт: состоявшейся винной страной считается не та страна, где есть единицы выдающихся вин известных брендов, а где производят 80% вин в низком или среднем ценовом сегменте хорошего качества. Мы позитивно настроены, и нам действительно интересно работать с украинским вином, но мы можем рекомендовать только 5% от всего производства».

Алкогольные тенденции 2020 года презентовало агентство Bloomberg. Одним из трендов стали «здоровые» напитки. Мишленовские рестораны уже предлагают гостям комбучу (кисло-сладкий газированный коктейль) вместо «Совиньон Блан». Прогнозируется, что успех ждет предпринимателей, которые убедят покупателей в пользе вина.

Сомелье Дмитрий Сапрыкин полагает, что популярность здорового образа жизни как раз играет на руку рынку. Люди, если не отказываются совсем от алкоголя, то переходят с крепких напитков на вино.

«Те, кто погрузился в ЗОЖ, заинтересовались безалкогольным вином. Спирт из него извлекается двумя способами. Первый — подешевле — подогреть вино, чтобы спирт испарился. При этом уходит часть аромата и кислотности. Испанцы и итальянцы используют более дорогой метод — фильтрацию. В таком случае крепость напитка будет меньше 1%. Сделать вино полностью безалкогольным не получится», — утверждает эксперт.

Параллельно развивается движение за органические вина. Как и многие тенденции, направление пришло в Украину из Запада. Сторонники органики выступают против любых добавок и основное внимание уделяют химической чистоте земли и винограда. Так появились безсульфатные вина.

«Зачастую ругают сульфит серы. Этот компонент уничтожает бактерии и предотвращает окисление. Добавка совершенно безопасна. Во всем мире есть только 1% людей, восприимчивых к ней — у некоторых астматиков она может вызвать аллергию, — говорит сомелье. — Но без сульфита серы в бутылке может развиться бактериальная среда, которая испортит ароматику, вкус, и в некоторых случаях, если на производстве не соблюдались санитарные нормы, может навредить здоровью».

Грузинское вино считается одним из лучших в мире, но далеко на каждый напиток действительно качественный. Если на этикетке указано, что продукт сделан по нормам закона «О виноградной лозе и вине», вы не ошиблись, это хороший товар.

«Раньше в грузинских магазинах я замечал много такого вина, а сейчас его почти нет. На бутылка нередко были такие ребусы, которые мне не могли разгадать даже грузины — производители вина, — говорит директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. — Как вино может быть грузинским с украинской акцизной маркой? Это значит, что виноматериал производится в одной стране, разливается в Украине, а называется грузинским по тому, кто владеет компанией».

Друг «Накипело», руководитель компании MJoy Multimedia и сомелье Роман Заяц давно интересуется историей и технологиями изготовления вина и не советует брать напитки дешевле условно 70 гривен:

«Если поверхностно, то качественное вино — это, во-первых, известный проверенный производитель. Второй момент при выборе — цена. Хорошее вино имеет свою себестоимость. Третье — органика. Натуральные вина все больше набирают популярность, и это правильно: сульфитов должно быть минимальное количество. Если влезать в детали, то важен год, сорт или купаж винограда, выдержка и материал бочки, где вино хранилось. Но все-таки лучшее вино — то, которое вам по вкусу».

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова