События

Кажется, Харьков превращается в сад

  • Дарина Кучер
  • Инна Роменская
  • 27 июля
  • 2921

Осенью харьковчане и гости города смогут приобщиться к современному искусству, ведь именно Харьков выбрали местом для проведения второй национальной Биеннале молодого искусства. С 17 сентября по 31 октября город превратится в украинскую столицу художников, скульпторов и вообще талантливых людей. 


Загадочное слово «биеннале» имеет довольно простое объяснение – это художественная выставка, которую проводят раз в два года. В мире это понятие существует давно, самая известная биеннале – Венецианская. Впервые ее провели в 1895 году. Украина – новичок в истории таких масштабных творческих фестивалей. Первая украинская Биеннале состоялась в 2017 году в Киеве, на ней представили 67 работ художников.

По словам PR-директорки второй биеннале Иванны Скибы-Якубовой, в Харькове проектов будет немного меньше – около 45, зато локаций будет 15. Это позволит гостям выставки не только окунуться в искусство, но и посмотреть город. Даже сами харьковчане найдут для себя новые непривычные ракурсы родного города.

«Большое количество локацией кажется нам хорошей идеей. Ведь таким образом город будет включен в контекст выставки. Например, на террасе здания гостиницы «Харьков» гости увидят город с необычной стороны, перед ними откроется сердце и душа Харькова — площадь Свободы. Кроме того, оттуда виден Госпром – одна из самых известных визитных карточек города», — объясняет выбор места Иванна Скиба-Якубова.

Главными выставочными площадками станут центр современного искусства «ЕрмиловЦентр», Ботанический сад и два этажа гостиницы «Харьков». С последней локацией возникли трудности, ведь помещения гостиницы не использовались более 10 лет, а к открытию выставки нужно их сделать безопасными и подходящими для проведения мероприятий. 

Тема Биеннале-2019 – «Кажется, я захожу в сад». Кураторы проекта Анастасия Евсеева и Дарина Скрынник-Мыська рассказывают, что никаких ограничений для художников не было. Каждый мог интерпретировать эту тему по-своему.

«Мы заметили, что не было радикальных проектов, которые могли бы провокационно действовать с окружающей средой. Высказывания художников были мягкими, спокойными», — делится своими впечатлениями от работ  Анастасия.

Дарина рассказывает, что организаторы получили 400 заявок, среди которых отобрали 45 лучших проектов. Главная задача кураторов состояла в выборе максимально разнообразных трактовок темы. Организаторы хотели показать широту мысли украинских художников.

«От проектов мы ожидали определенного ответа на предложенную нами концепцию. Нам было важно получить как можно более разнообразные ответы на наш посыл, обнаружить разные аспекты того, что можно увидеть в этой идее. Ведь именно в многогранности заключается суть сада», — рассуждает Дарина.

Еще один куратор харьковской биеннале Борис Филоненко говорит, что весь Харьков превратится в сплошной сад искусства и творчества. Важно то, что локации можно посещать несколько раз и в разном порядке. Ведь после просмотра одного проекта зритель будет подходить ко второму уже с иным восприятием. Мировоззрение будет меняться, мысли будут смешиваться и перекликаться. 

«Мы используем метафору сада, ведь именно в нем переплетаются растения, которые не встречаются вместе в реальных условиях дикой природы. В одной теплице могут расти пальмы и ромашки. Что-то похожее мы хотим сделать здесь. Наша цель – найти диалог между разными художниками. Мы работаем над тем, чтобы показать рядом художников с похожими темами, но разной реализацией. Или, наоборот, с разными темами, но похожим воплощением», — рассказывает Борис Филоненко.

Организаторы говорят, что для них садовник – это образ художника. Человека, который в сложном мире с большим количеством вызовов  может сделать что-то самостоятельно, не подстраиваясь под идеологию. Человека, который будет ухаживать за своей территорией, станет настоящим садовником.

«Художник – садовник от культуры, это один из основных элементов нашей концепции. Художник — участник общественных процессов, который непосредственно влияет на них своими практиками», — утверждает Борис.

И если художник — это садовник, то его работы — это растения, которые радуют мир своей красотой и приносят ему пользу. А кем же являются зрители в этом прекрасном саду искусства? На этот и многие другие вопросы зрители смогут ответить самостоятельно, посетив осенью харьковскую биеннале.


«Цей матеріал підготовлено в рамках Програми міжредакційних обмінів за підтримки Національного фонду на підтримку демократії NED».

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим