Как культурный фестиваль сверг тоталитарный режим в Сербии

В Харьков с презентацией своих культурных программ приехали сербские активисты, организаторы фестиваля Exit Райко Божич и Боян Бошкович. Они встретились с активистами, волонтерами и прогрессивной молодежью города. Ребята рассказали, как с помощью музыкального фестиваля им удалось побороть режим диктатуры в своей стране.

В 90-х Сербия воевала со всеми, с кем состояла в одном государстве — Югославии. Райко довелось участвовать в трех вооруженных конфликтах в своей стране. Еще будучи студентом они с друзьями делали попытки борьбы с системой, но самым успешным оказался именно культурный протест.

«Мы начали с одного концерта, на который пригласили те музыкальные группы, которые были вытеснены режимом из медиа-пространства. Для власти и полиции это выглядело как обычная тусовка студентов. Но все, кто попал на вечеринку, понимали ее политический подтекст», — говорит Райко.

Такие вечеринки длились все лето, через 20 дней музыку стали разбавлять театральными постановками с уже явным социально-политическим уклоном. Закончился фестиваль накануне выборов, во время прощальной вечеринки, где было около 2 тысяч студентов и молодежи, организаторы призвали всех идти на выборы и проголосовать так, как каждый посчитает нужным. Именно эти выборы положили начало демократическим переменам в Сербии.

Отсюда и родился уже международный фестиваль Exit. Происходило все это в небольшом промышленном городе Новый Сад, по словам Райко, их город очень похож на Харьков. Тогда ребята были полны сомнений, смогут ли организовать масштабный фестиваль не в столице, а на периферии. Но им все удалось — участниками фестиваля становились все более известные звезды, а гостями — люди из Западной Европы и со всего мира.

Каждый фестиваль был посвящен одной из серьезных социальных тем. Среди них — безвизовый режим с ЕС и правам ЛГБТ. «Люди приходят потусоваться, а мы предлагаем им кроме тусовок еще задуматься о серьезных проблемах», — говорит Райко.

По словам Бояна, за несколько лет проведения фестиваля Exit в экономику города они внесли 300 млн евро. Рассказал он и о названии: «Exit в переводе с английского — «выход», для нас это был выход из ситуации, смена обстоятельств. Властям мы объяснили название как просто выход молодежи на тусовку».

Сейчас ребята активно изучают Украину, они побывали не только в Киеве, но и захотели узнать о жизни в областных центрах и небольших городах. Уже посетили Днепропетровск, Кривой Рог и Запорожье. Сейчас — в Харькове. Из своих наблюдений сделали вывод, что в Украине почти нет коммуникации между областными центрами. Киевляне их заверяли, что им не нужно ехать в Харьков, потому что там совершенно нет ничего интересного. Райко и Боян же утверждают, что именно в Харькове и других городах, где уже успели побывать, они встретили много интересных людей, которые делают что-то важное и увидели много интересных мест.

«В Украине стоит организовать событие большого масштаба, но не в Киеве. Сделать так, чтобы люди со Львова приехали в Харьков, потому что тут происходит что-то интересное», — уверен Райко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Музыка там, где война

«Украинская музыка сегодня — это большой и стремительно расширяющийся мир», — Маноцков

Как волонтеры помогают детскому дому

Возле супермаркета на Клочковской произошел взрыв

Спецслужбы сымитировали смерть чиновника

опубликовано

21 января 2016

текст

Зарина Апопянц

фото

Игорь Лептуга

просмотров

43

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: