Группа инвалидности. Что дальше?

Социологи опросили более 1000 респондентов в 17 областях Украины относительно дискриминации по состоянию здоровья. 62% опрошенных считают, что ущемление прав людей с группой инвалидности не является редкостью в нашем обществе. Тем не менее, социологи отметили позитивную тенденцию в улучшении отношения к «особым людям».

Протиснуться на коляске

22-летняя Кристина Кузьминова — студентка пятого курса харьковского университета. Она учится на психолога и собирается посвятить дипломную работу теме мотивации людей с особыми возможностями. Теме, которая весьма близка самой Кристине, ведь уже семь лет девушка живет с инвалидностью. Ей поставили диагноз сирингомиелия, и с 16 дет она передвигается на коляске.

Как рассказала Кристина, чтобы принять свое новое состояние, ей потребовалось около четырех лет. Первое время стадия отрицания была настолько сильна, что девушке даже в голову не приходило социализироваться в общество. «Я жила будущим. Была уверена, что встану и трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, меня не касаются. Если мне нужно было куда-то ехать, я ехала на такси, искала помощи, чтобы меня сопровождали. Личной заинтересованности у меня не было», — говорит Кристина. С подготовленностью города и инфраструктуры для людей с трудностями в передвижении столкнулась, когда решила пользоваться услугами общественного транспорта, учиться на дневном в университете и путешествовать по Украине.

Девушка рассказывает, что в многоэтажке, где она живет, построили пандус и теперь она самостоятельно может спускаться. Она также может добраться до метро, но везде, где есть пороги или ступеньки, ей приходится обращаться за помощью. «Даже в больнице моего района, Фрунзенского, такой пандус, что обычному человеку сложно будет на него зайти, не говоря о том, чтобы заехать», — сетует Кристина. По ее словам, путешествовать железнодорожным транспортом люди на инвалидной коляске тоже могут, но комфорта мало. Наиболее комфортен для колясочников Интерсити, в других же поездах, даже с прицепными вагонами для людей с особыми потребностями, условия не идеальные. «В них есть возможность подняться, но протиснуться в плацкартном вагоне невозможно. Приходится переносить на руках. Как бы фактически есть вагон для инвалидов, но для галочки», — перечисляет девушка.

Кристина отмечает, что без труда находит помощь от окружающих, но все же часто ловит на себе заинтересованные взгляды. Объясняет такое внимание тем, что видеть в городе человека на коляске, до сих пор в диковинку, поэтому уверена, процесс социализации во многом зависит от самих инвалидов. «Почему я не ездила в метро? Во-первых, я не думала, что для меня это реально, а во-вторых, я стеснялась себя. Прежде всего стоит вопрос готовности инвалидов принимать себя, а потом уже о принятии другими», — уверена Кристина. Сейчас девушка занимается своей реабилитацией и работает психологом в реабилитационном центре, где помогает другим справиться с трудностями, с которыми она знакома не понаслышке.

Руководитель общественной организации незрячих юристов Олег Лепетюк хорошо знает проблемы незрячих и считает, только лишь социальных услуг и развитой инфраструктуры недостаточно, чтобы сделать жизнь незрячих комфортной. Трудности могут исходить даже от других горожан, которые не учитывают во внимание людей с особыми возможностями. К примеру, нередко путь по пешеходному переходу незрячему человеку преграждает припаркованный автомобиль или ветки деревьев свисают настолько низко, что он за них цепляешься. «Водитель автобуса, который останавливается далеко от незрячего человека и пока тот дойдет, автобус может уехать. Коммунальщики оставляют открытыми канализационные люки, но не устанавливают никаких столбиков или защитных конструкций, которые могли бы предупредить человека о препятствии. Нередко мусорные корзины, рекламные щиты выходят за границы пешеходного перехода и о них можно споткнуться, — перечисляет Олег. На все есть государственные нормы и правила, но они нарушаются».

Пути социализации

На территории Харькова и области проживают 9783 человека с І группой инвалидности — самой сложной по меркам физического состояния организма. Из них 1486 — инвалиды по зрению или с поражением опорно-двигательного аппарата и 8297 инвалидов с другими заболеваниями.

Чиновники рапортуют, в областном совете утвердили комплексную программу социальной защиты населения Харьковской области на 2016—2020 гг. За пять лет внедрения программы на ее реализацию понадобится около 270 миллионов гривен, а в 2016 году на мероприятия программы будет направлено более 50 миллионов. Также в рамках нее реализуют проект по созданию беспрепятственной жизненной среды для людей с особыми возможностями. К примеру, в 2016 году на обеспечение доступа маломобильных групп населения в стационарные учреждения системы соцзащиты планируют потратить 203 тысяч гривен. Программа предусматривает работу специализированного транспорта для перевозки их в больницы и поликлиники на территории Харькова. На это из бюджета уйдет 160 тысяч гривен. Также каждый год будут выделять по 12 миллионов гривен на санаторно-курортное лечение для льготных категорий населения.

Людям с инвалидностью полагается соцпомощь в зависимости от группы. Так, I группа получает 100% прожиточного минимума, ІІ группа — 80%, а люди с ІІІ группой — 60%.

Среди льгот для людей с особыми потребностями чиновники называют бесплатное или льготное медобслуживание, технические и прочие средства реабилитации, 50% скидку на медикаменты при амбулаторном лечении, отдых в санатории, бесплатный проезд на городском транспорте и скидку на проезд на железнодорожном и авиатранспорте, люди с инвалидностью и семьи, в которых есть дети-инвалиды, имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном законодательством. Они даже имеют право на получение бесплатного автомобиля, но для этого нужно «отстоять» очередь, которая может длиться не один год.

В ХОГА сообщают, чиновники заботятся и о социализации людей с инвалидностью. К примеру, в Чугуеве и Валковском районах проводится работа по внедрению программы «Содействие интеграционной политике и услугам для людей с инвалидностью в Украине». Она сосредоточена на внедрение стандартов доступности и универсального дизайна, что должно привлечь людей с инвалидностью в общественную жизнь. Основная цель — преодоление существующих барьеров, которые мешают или ограничивают равный доступ «особых граждан» к услугам и объектам, предназначенным для широкой общественности. Программу поддерживают Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Всемирная организация здравоохранения.

Нанять человека с инвалидностью = избежать штрафа

Одним из главных вопросов социализации людей с инвалидностью является их трудоустройство. Как рассказал замдиректора областного центра занятости Анатолий Толстых, в центрах занятости Харькова и области регулярно проводятся ярмарки вакансий, где работодатели предлагают работу людям с особыми потребностями. Кроме того, в центре занятости они могут получить дополнительное образование или переквалифицироваться на специалиста актуальной в данный момент профессии. Также можно пройти курсы по основам предпринимательской деятельности и получить единоразовую выплату для открытия собственного бизнеса. К примеру, в прошлом году такой возможностью воспользовались более 50 человек.

Активная работа центра занятости дает свои результаты. «В Харьковской области самый высокий уровень трудоустройства людей с инвалидностью — около 70%», — заверил замдиректора. Однако, несмотря на высокие показатели, Анатолий Толстых признает, в вопросе трудоустройства «особых людей» не все так гладко.

«4% от общего количества сотрудников на предприятии должны работать люди с инвалидностью. Работодатели, которые не хотят платить штрафы, подают вакансии. Но проблема в том, что иногда они подают вакансии, не приспособленные для инвалидов, и так избегают штрафа. К сожалению, закон не предполагает в таком случае никаких санкций. Законодательство не регламентирует создание рабочих мест специально и, как правило, их создают, если есть какая-то поддержка государства», — сказал Толстых. Чиновник сетует на законодательство, из-за чего работодатели в Украине имеют неправильную мотивацию. Мол, если в других странах предприятие, на котором работают инвалиды, освобождаются от уплаты налогов, то в Украине, грозят штрафами.

«За каждое незаполненное рабочее место, на котором должен числиться инвалид, предприятие должно уплатить штраф в размере среднегодовой заработной платы по предприятию. На крупных предприятиях штраф может достигнуть миллиона. По закону, уплаченные штрафы должны направляться на создание рабочих мест на тех предприятиях, где действительно готовы принять инвалида на работу. У нас штрафы взимаются, но реальных рабочих мест для инвалидов очень мало», — поделился Толстых. Если же предприятие принимает на работу инвалида, то не факт, что тот задержится на работе. Поэтому в центре занятости работает проект по сопровождению инвалидов после трудоустройства. «В течение полугода после трудоустройства инвалида сопровождает соцработник. Это делается для того, чтобы гарантировать, что его не уволят по причине физических особенностей. Мы отслеживаем, какие проблемы возникают, поддерживаем связь с инвалидом, работодателем, отслеживаем, чтобы рабочее место было должным образом оборудовано», — объяснил Толстых, аргументируя, что через полгода вероятность увольнения инвалида меньше, ведь к тому времени он уже полностью освоит профессию, а коллектив к нему привыкнет.

В законодательстве предусмотрены льготы для предприятий, которые принимают на работу людей с инвалидностью. «По законодательству, если предприятие принимает на работу более 50 % инвалидов от общего количества работников, они пользуются различными льготами. Мы можем компенсировать работодателю налог на зарплату в течение года. Или, если он берет инвалида на стажировку или обучение на производстве, можем оплатить затраты на его обучение», — перечислил замдиректора центра занятости.

Однако проблема все равно пока не решена. Предприятия не спешат брать на работу людей с инвалидностью, ведь многие из них не могут работать полный рабочий день и нуждаются в специально оборудованном рабочем месте. Также остро стоит вопрос доступности организации и рабочего места для людей с инвалидностью.

Что касается услуг центра занятости, то Толстых заверил — все их учреждения полностью оборудованы для людей с особыми потребностями. Есть пандусы, кнопка вызова специалиста для сопровождения, а для незрячих вся информация дублируется шрифтом Брайля.

Как часто мы видим на улицах города людей с инвалидностью

Инвалидность, как «кара небесная»

В начале года исследовательское бюро Sociologist провели исследование на тему «Ландшафты дискриминации в Украине: медицинская сфера и состояние здоровья», в рамках которого исследовали и вопрос дискриминации людей с инвалидностью. Социологи опросили более 1000 респондентов в 17 областях Украины.

62% опрошенных считают, что дискриминация людей с группой инвалидности не является редкостью в нашем обществе. Тем не менее, социологи отметили позитивную тенденцию в улучшении отношения к таким людям. «Однако украинцам все еще не хватает практики адекватной реакции на людей с особыми потребностями. Городская среда по-прежнему не приспособлена к особенностям всех жителей», — говорит социолог Полина Алпатова.

Исследование также показало, что лишь 23% опрошенных уверены, что государство заботится о тех, кто не может в полной мере позаботиться о себе, в то время как 82% считают, что государство слабое и равнодушно к проблемам своих граждан.

«Уровень толерантности общества характеризуется, кроме прочего, способностью и желанием его членов видеть все группы представленными в социальной структуре. К сожалению, в общественном мнении все еще частично наблюдается желание, чтобы все группы, которые можно отнести к уязвимым, оставались невидимыми», — рассуждает Полина Алпатова. Также специалисты отмечают, нередко люди объясняют болезни или инвалидность других кармическими проявлениями, мол, если человек сейчас испытывает определенные трудности, значит это «кара небесная» за какие-то проступки. Иначе говоря, сами виноваты, а значит социальных выплат они не заслуживают.

Добиться прав можно в суде

Правозащитники объясняют, каждый раз, когда человек с особыми потребностями не может попасть в какую-либо организацию, магазин, аптеку и прочее, из-за того, что не предусмотрены для этого условия, нарушаются его права. «Для удобства пользования и доступа инвалидами ко всяческим организациям, в обязательном порядке устанавливаются пандусы. Если этого нет, то можно требовать в судебном порядке устранить недостатки. В Украине бывают такие прецеденты, когда обязывают это сделать», — рассказал председатель Чугуевской правозащитной группы Роман Лихачев. По его словам, чаще всего люди с инвалидностью сталкиваются с дискриминацией в рабочей сфере. «Если инвалиду отказывают в приеме на работу из-за физического состояния, нужно требовать письменного отказа и в дальнейшем его обжаловать. В таком случае полагается штраф и можно требовать компенсация морального вреда и упущенного заработка», — сказал Лихачев.

Правозащитник Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко также советует инвалидам обращаться в суд, если их права нарушаются и приводит в пример опыт адвоката Дмитрия Жарова из Днепропетровска. Он, будучи инвалидом, подал в суд на сеть аптек с требованием установить пандусы. На тот момент возле аптек уже были подъемники для колясочников, но по ним невозможно было заехать. Суд обязал руководство установить более подходящие пандусы. В то же время Клочко считает, что с городским транспортом что-то требовать довольно сложно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Аудиоподкаст «Накипь Тимошенко». Неделя с 16 по 23 сентября

«За три года Украина провела реформ больше, чем за предыдущие 20 лет», — посол США

Джемы, круги, батлы: в Харькове пройдут соревнования по брейк-дансу

Недостаток специалистов — валковцы назвали главную проблему здравоохранения района

Суд о чести и достоинстве с ряженым «психиатром»

опубликовано

31 мая 2016

текст

Алина Шульга

фото

7kanal.com.ua

просмотров

234

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: