События

FRONTIER VR Art Festival: как виртуальная реальность может работать с городом

Помните историю с обновленным «Каскадом», на котором при открытии не оказалось фонтанов? А что, если задолго до его открытия жители Харькова могли бы посмотреть, как будет выглядеть обновленная лестница в виртуальной реальности? Мы побывали на VR фестивале FRONTIER и попытались  понять, можно ли совместить искусство, виртуальную реальность и городское пространство.

FRONTIER VR Art Festival стартовал в Киеве и Харькове осенью 2019 года. Посетители могут посмотреть на арт-объекты и инсталляции 25-ти художников в виртуальной, дополненной и материальной реальностях.

«Ідея виникла коли я, Оксана Коклонська і Микита Худяков зустрілися тут у Харкові і подумали,що було б здорово використати можливості, які дають нам новітні технології і об’єднати мистецтво і нові медіа і зробити новітній мистецький проект, який би долучив більш ширшу аудиторію до мистецького продукту. Ми почали думати, що це б могло бути і вигадали форму фестивалю і експозиції — три дні фестивалю і виставкові проекти, які відбуваються в Києві і Харкові», — рассказывает кураторка фестиваля Катерина Рай.


На центральной площади Харькова, в паре десятков метров от места, на котором стоял памятник Ленину, установлена большая красная канцелярская кнопка. Это проект художника Романа Минина и он существует в дополненной реальности — вы можете посмотреть на нее через специальное приложение на смартфоне. Минин говорит, что кнопка — это памятник харьковской власти.

«Люди часто сприймають віртуальну реальність як розвагу, а насправді, її можна використовувати в освітніх проектах, започатковувати якісь культурні зміни, знайходити рішення, які зроблять суспільство краще. Тому ми запросили художників і запропонували їм тему «Reforming space: «New monuments» — замислитись над новими монументами, над сенсами, які могли б бути вартими мистецького об’єкту в місті. Художники зробили research Києва і Харкова, пропрацювали два міста з точки зору громадського простору — як ці два міста налаштовані взаємодіяти з людиною-громадянином, який має право там існувати і жити, насолоджуватись життям. Ми зрозуміли, що між Києвом і Харковом дуже багато спільного і художники через свої арт-об’єкти запропонували яксь зміни в цих містах», — добавляет Катерина Рай.

Другой арт-объект — это «Мидии» на площади Конституции. Несколько черно-белых капсул, которые под шум моря собираются в абстрактные фигуры. По задумке Власа Белова, автора этого арт-объекта, «Мидии» символизируют взаимодействие человека с природой и отсылка к Паннонскому морю, которое было миллионы лет назад на территории Украины.

Кроме виртуальных инсталляций, на  FRONTIER есть и физические. В одном из залов установлена огромная рыбка с открытым ртом — вы наверняка видели такие в советских квартирах.

«После смерти моей бабушки осталось очень много хрусталя и других предметов, которые мне, как человеку другого поколения были не нужны. Из-за того, что она наделяла их сакральным смыслом и мифотворчеством, я не мог от них избавиться. Мне пришлось анализировать, что с этими вещами делать и долгое время я складывал это все в коробки и переносил. В итоге я понял, что вот это вот мифотворчество и мечта, которой она наделяла эти объекты, передалась мне. Эти предметы мне утилитарно не нужны, как с ними взаимодействовать — непонятно. И это напомнило мне ситуацию в современной Украине: у каждого есть бабушка, которая собирала объекты, свойственные постсоветской системе. И то, что сейчас происходят процессы декоммунизации — это попытка избавиться от советского прошлого, а от него уже никак не избавишься. Его надо проанализировать, принять и жить дальше», — говорит художник Михаил Алексеенко.


Дополненная и виртуальная реальности могут изменить подход к работе с городским пространством в принципе. Никита Худяков, координатор FRONTIER, рассказывает  о проекте «Public art in VR/AR» — мобильном приложении, которое позволяет смотреть на город и видеть там художественные проекты скульпторов, которые они предлагают разместить. Все желающие могут поставить «лайки» проектам, прокомментировать и находить какие-то нюансы таких проектов значительно эффективнее, чем просто посмотрев статическую картинку.

«Мне кажется, что это очень интересный инструмент для урбанистов и городских властей. Харьковская мэрия открыта к коммуникации по этому проекту и не исключено, что нам удастся разместить маркеры в городском пространстве, благодаря которым можно будет наблюдать со своего мобильного вот эти объекты Public art. Это очевидно серьезный шаг для так называемых партисипативных практик, когда мы как жители города и другие люди, которые должны принимать участие в обсуждении подобных проектов, могут максимально эффективно посмотреть на новое строение или Public art», — комментирует Никита Худяков.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПОДПИШИТЕСЬ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПЕЛО

В случае массовых потасовок на улицах города мы вас оповестим