E-ticket в метрополитене: дата старта неизвестна - Накипіло
Події

E-ticket в метрополитене: дата старта неизвестна

Более года назад харьковчане получили обещание от местной власти: транспорт переведут на электронный билет. Мол, теперь за проезд в троллейбусе, трамвае и метро можно будет расплатиться одной картой. Ориентировочная стоимость проекта — 185,5 миллионов гривен, которые предоставит фирма-инвестор. Подготовка к запуску началась полным ходом: нашли инвестора, установили терминалы по продаже единых проездных на остановках и в вестибюлях метрополитена. И на этом все… Система худо-бедно заработала в наземном транспорте, но в подземке запуск E-ticket переносится второй год.

А инвестор кто?

ООО «Финансовая компания „Платежный центр“» работает на рынке семь лет, руководитель — Владимир Стариченко. Основной вид деятельности — денежное посредничество. Стариченко также руководит Кредитным союзом «Кредитный центр» и ТОВ «Финансовая компания “Элит финанс групп».

В 2016 году одним из учредителей инвестора E-ticket значилось ООО «Компания по управлению активами «Финекс-Капитал». Именно она в 2015 году выплатила мэру Харькова Геннадию Кернесу 11 миллионов гривен дивидендов, в конце 2016-го — 10,8 миллионов, а в 2018-м году — 18,2 миллиона.

На сессии горсовета в декабре 2016 года, когда депутаты голосовали за заключение договора с «ФК „Платежный центр“», сооснователь «Харьковского Антикоррупционного центра» Игорь Черняк озвучил, что компания-инвестор аффилирована с мэром, на что Кернес отшутился:

«Я уже вас столько раз слушаю: та компания, принадлежит этой компании, эта компания, принадлежит этой компании, эта компания, принадлежит этой компании! Я предлагаю сделать иначе. Давайте, Попович [депутат Харьковского горсовета], можете организовать палку, на ней табличку? Дадим ему графит, пускай он нам рисует схемы, а потом тряпочкой сотрет и опять по новой будет рисовать. Потому что это уже… Ну куда это движется? Есть люди, которые выиграли конкурс и готовы вкладывать деньги, если мы примем данное решение».

Сейчас «Финекс-Капитал» среди учредителей компании-инвестора не указана.

Сложность в чем?

«Накипело» направило запросы в КП «Харьковский метрополитен» и горсовет с вопросом, по какой причине тормозится полноценный запуск работы E-ticket. Нам ответили, что все вопросы к инвестору. Там перенаправленный запрос проигнорировали.

Но в сюжете UA:Харків директор департамента инфраструктуры горсовета Сергей Дульфан объяснил отсрочку неготовностью электросетей.

В свою очередь Игорь Черняк называет систему E-ticket — одним из главных провалов работы власти в 2018 году и считает, что руководство метрополитена саботирует ее запуск.

«Трубили, кричали: „Вот, мы первые в Украине вводим“, а результат — ноль. Ключевой момент — это введение электронного билета в метрополитене, а он там до сих пор не запущен. А не происходит это по одной только причине, что если ввести эту систему в метрополитене, станут видны реальные объемы перевозок. По моему мнению, это ключевая проблема. Нет там технических сложностей в таком масштабе, о котором говорят чиновники. Если бы была воля, E-ticket давно бы заработал», — утверждает Черняк.

Миллионная выгода

Договор с ООО «Финансовая компания „Платежный центр“» будет действовать 10 лет. Выгода для  инвестора — 6,5% от общей суммы платежей за проезд. Документ подписывался в конце 2016 года, когда стоимость проезда в метрополитене была 3 гривны. С тех пор она увеличилась до 5-ти гривен, а в начале 2019 года руководство метро подало заявку о поднятии тарифа до 8-ми.

В КП «Харьковский метрополитен» нам отказались назвать, каким был пассажиропоток в 2018-м году, сославшись на «особый период», но в 2017-м году эта цифра составила 212,8 миллионов пассажиров. Из них полную стоимость проезда оплатили 170 миллионов 251,3 тысячи людей. Если предположить, что к моменту, когда E-ticket заработает в метро, цена проезда вырастет, то инвестор будет получать около 90 миллионов гривен за год только с подземки.

Е-билеты в украинских городах

Система единого билета постепенно начала работать в Виннице. Местный горсовет провел международный тендер, в котором участвовали более 100 компаний из 17 стран. Выиграла компания из Чехии «Mikroelektronika». К концу 2019 года система электронного билета охватит городской транспорт в полном объеме, а потом городские власти будут внедрять ее среди частных перевозчиков. Также в Виннице можно расплатиться за проезд при помощи смартфона или планшета через приложение Privat24.

В Тернополе внедрять систему начали еще в 2014 году. Сначала ее «обкатывали» в троллейбусах, потом — в маршрутках. При этом, если пассажир платит электронным проездным, то получает скидку в одну гривну.

В ноябре 2018-го система единого электронного билета в тестовом режиме заработала в Киеве. По одной карте жители столицы могут ездить в метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Проезд в транспорте стоит 8 гривен. При использовании карты действует система скидок. Пополнив ее не сумму, равную десяти поездкам и больше, стоимость проезда снижается. Например, купив сразу 50 поездок пассажир заплатит 325 гривен и сэкономит 75 гривен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе свежих новостей.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова