#ДПЮ. Субъективное

Когда мы задумывали проект, в котором должен был родиться спектакль о людях и с людьми, прошедших войну, в основе лежала уверенность в том, что этот опыт должен выноситься в публичное пространство для обдумывания и обсуждения. И театр — один из способов безопасно это сделать. Мы думали о проектных мероприятиях, не более. Оказалось, что спектакль стал явлением его превосходящим.

Спектакль имеет много слоев. И мне кажется, с каждым представлением они проступают, проявляются отчетливей и дают задуманную глубину. Это связано и с тем, что жизнь в своем продолжении делает новые вызовы в судьбах участников проекта, и это накладывает отпечаток на то, как звучат истории.

ДПЮ — это срез реальной жизни, сегодняшней жизни, в которой есть война, идет ценностный кризис и поиск идентичности, процессы, которые мы все переживаем, осознанно или нет. Для того чтобы думать, осмысливать и «переваривать» общественную травму, видеть и слышать друг друга, не превратиться в замороженные осколки боли. ДПЮ бьет наотмашь тех, кто еще отворачивается от реальности. ДПЮ помогает вернуться влетевшим в ведущий в зазеркалье тоннель.

Трудность была только одна – кто сможет быть собой на сцене? Ведь именно анти-игра была единогласно выбрана как инструмент. Просто взять и прожить кусочек жизни на публику. Жизнь – лучший драматург, лучший писатель. Кто решится предъявить себя миру? И да, кусочек жизни сегодняшней, несытой, болючей, с горем и смертью, и при этом все равно жизни, требующего своего – жить.

Спасибо Диме Галке, который был участником нашего проекта «Гражданский пиксель» и, видимо, получив определенную пользу от него, на доверии к нам, согласился войти в спектакль. Спасибо, прежде всего Оксане Черкашиной, мне кажется, именно она была энергией спектакля, в каком-то смысле альфой и омегой, наполняла верой в то, что все получится. Спасибо актерам, Артему Вусику, Дмитрию Третьяку, Игорю Ключнику за честность историй и талант. Всем за неимоверное терпение в совместной работе с Дмитрием Галкой, потому что аматорство было осложненно последствиями контузий.

Дольше всех уговаривали Тапольского))) Мне пришла идея о его участии. Подписалась на него, когда он был еще в АТО. Что-то в текстах задевало, хотелось читать. «Брали штурмом» аж втроем – я, Черкашина и Левицкий. Дмитрий Левицкий — отдельная история. Талантливый драматург, обладающей тонким чувствованием слова и жизни.

Самый большой страх – обесценить истории: и самих участников, и тех, кто доверил их нам. Мне важно, что на премьере были и Лиля Джерипа, и Андрей Пальваль. Важно и невероятно ответственно. Самый большой «секрет» – я «от и до» посмотрела спектакль уже в Киеве, на четвертом по счету показе, не считая, конечно, прогонов.

Премьерный показ я наматывала круги в «Механике», периодически подходя к двери, за которой шло представление, и, наверное, выглядела странно и нелепо. На следующее утро невыносимо болели ноги и трудно было ходить) Смех, много смеха, доносившегося из зала меня обескураживало. Облегчение приносили моменты глубочайшей тишины. «Вот, — облегченно вздыхала я, —Оно!».

А когда премьерный показ окончился, первым делом искала Лилю и Андрея, его жену Иру и всматривалась в их лица. Слова пролетали куда-то мимо, а вот глаза, глаза… Как сказал один знакомый: «Больше цинизма, а оказалось, что не могу так».

Пазлы из хипстерских «Прекрасных цветов», сумасшедше героического Галки и drum’n’bass дзеновского Тапольского собрались в необъяснимо целостную картину. При этом в спектакле нет однозначности. ДПЮ – это кусочек реальной жизни, выхваченный прожектором проекта и вынесенный в публичное пространство. И, как любая реальность, он вызывает любопытство, желание наблюдать, тем более, что кажется: ты всего лишь зритель – посидишь в зале в позиции наблюдателя и пойдешь размышлять. Но… не получиться. Спектакль правдивый и справедливый, как могут быть правдивы и справедливы человеческие истории.

PS. Аплодисменты в театре — способ выразить благодарность. Аплодисменты, долгие и продолжительные, Наталье Пальчик, Антону Бегменко, Александру Чижу!

PS.PS. Сегодня #ДПЮ  в Киеве на #Гогольфесте, Довженко Центр, 19-00

23 сентября в 19-00  #ДПЮ в Доме актера, Харьков

PS.PS.PS. Приходите!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

Сохранить себя и вуз

Боевик из т.н. «ЛНР» рассказал о присутствии военных РФ на Донбассе

«Не заради себе»: як змагалися АТОвці на «Силі нації»

«Шельменко-денщик» оживет на сцене Схid Opera

«Донеччина зустрічає своїх захисників». Анонс всеукраинской акции

опубликовано

8 сентября 2017

текст

Ольга Щербакова-Ладия

фото

Ольга Щербакова-Ладия

просмотров

380

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: