Для адаптации детей ВПЛ не хватает психологов, — соцработники

Со времен военного конфликта на Востоке Украины Харьковская область приняла наибольшее количество переселенцев из оккупированных территорий. Среди 118 тыс. официально объявленных в регионе ВПЛ большинство — семьи с детьми. Местные психологи и социальные работники столкнулись с тем, что многие дети закрыты, боятся общаться со сверстниками и педагогами в новых школах. Специалисты обеспокоены: душевное состояние напрямую связано со способностью учиться. Если ребенок переживает негатив, ему все равно, о литературе рассказывают или о математике.

Как пытались изменить ситуацию

В рамках проекта «Дети мира» при поддержке Европейского союза психотерапевты провели тренинги по работе со стрессами для педагогов, школьных психологов и детей. Участники разбирались, как общаться со свидетелями войны, как помочь адаптироваться им к новой жизни.

«Мы понимаем, еда, кров, одежда — первая необходимость. Но для нормальной жизни нужно не только это. Образование — такая же потребность. В учебную программу должны внедряться навыки стрессоустойчивости, чтобы дети и учителя умели справляться с конфликтами», — рассказывает о цели проекта представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Харькове Ольга Климовская.

В Харьковской области инициативу поддержали 172 дошкольных учреждения и 210 общеобразовательных школ. Первые тренинги прошли в ноябре-декабре 2014 года. Активно участвуют в программе Луганская, Донецкая, Запорожская и Днепропетровская области.

В отдаленных районах области нет ни психологов, ни соцработников

Координаторы проекта признаются: в регионе не хватает специалистов и спонсорских средств, чтобы провести программу во всех школах и детсадах.

По словам психотерапевта Елены Нуреевой, тренеры столкнулись с «информационном голодом» участников — в дальних районах нет не только школьных психологов, но и соцработников трудно встретить где-либо, кроме стен госучреждений.

«Психологи в районных школах не в состоянии что-то предпринять в сложных случаях, кризисное вмешательство редко входит в их квалификацию», — объясняет эксперт.

Изменилось отношение педагогов к детям

Как отмечает психотерапевт, после занятий учителя стали по-другому относиться не только к детям-переселенцам, но и к «местным» ученикам.

«Некоторые учителя говорят: «Я же его учила пять лет, он ниоткуда не переезжал, а оказывается, у него дома такая стрессовая ситуация каждый день!». Наконец-то учитель смог достучаться до этого ребенка, и для него это уже другой человек, — говорит Нуреева. — Раньше они боялись и не понимали, как общаться с детьми ветеранов АТО. Сейчас педагоги благодарны за то, что у них снизился барьер страха. Теперь они не только понимают, что ребенку нужна помощь, но и знают, какая именно».

От детей войны — к детям мира

Организаторы проекта уверены — умение развязывать конфликты, которое дают тренинги, помогут детям самовыражаться без агрессии, научиться принимать ответственные решения, стать зрелыми и конкурентноспособными личностями после окончания школы.

«Нужно, чтобы наши дети сегодня были не детьми войны, а детьми мира», — подчеркивает Ольга Климовская.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

В Харькове стартует конкурс молодых композиторов

Специалисты из Чехии и Словакии учили жителей Донбасса кибербезопасности

Муралов Гамлета всё меньше. На его защиту стал Кернес

О повседневном героизме и «Силе Нации»

Научные пикники. Семь фоток и одно видео

опубликовано

9 ноября 2016

текст

Алена Нагаевщук

фото

Игорь Лептуга

просмотров

615

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: