Дети по-домашнему

«Вы ненормальные. Я бы никогда не решилась/лся», «Ну хорошо, детям, может, и неплохо, а как выжить родителям?», «Конечно, тебе хорошо, ты же дома работаешь. Но это же можно мозгами поехать ― весь день и работа, и хозяйство, а теперь еще и дети»… ну, и мое любимое: «А как же социализация?! Вы лишаете детей общества!».

Все эти и множество других, похожих фраз вы можете услышать, начав заниматься ЭТИМ. Домашним обучением. Эта статья написана под влиянием двух, гм, аргументов. Первая ― это наш главред (и поверьте, это таки аргумент), а вторая ― после долгих споров я все-таки с ней согласна: да, таким опытом надо делиться. А вдруг это кому-то поможет, как в свое время мне помогло общение с барышней, у которой ребенок учится дома.

Итак, по порядку. Как мы дошли до жизни такой?

Причины, которые могут сподвигнуть вас перейти на ДО, могут быть разными.

Рациональные: переезд в другую страну/город, удобный рабочий график родителей, желание и возможность дать своему ребенку самое лучшее образование... Особенно после знакомства со школьной программой: огромное количество ненужных предметов, шум на уроках, устаревшие формы обучения, уроки глубокой ночью, которые надо успеть сделать после секций и кружков. Наша младшая дочь каждый день приходила из школы (не самой плохой, кстати, в городе) в расстроенных чувствах и с больной головой, потому что банально не слышала учительницу из-за шума на уроке и не успевала сделать все задания, а переспрашивать стеснялась.

Патологические: отсутствие других целей и возможностей реализации, кроме ребенка, в которого родители готовы вложить все и которого не способны отпустить от себя вообще (при этом сам ребенок отбиться от такого счастья не может, но его ж никто и не спрашивает). Я надеюсь, это не про вас? Но на всякий случай присмотритесь внимательнее :).

И, наконец, вынужденные. Когда ваш ребенок ― другой. Никто не виноват, просто так вышло. Возможно, он не умеет общаться со сверстниками, излишне замкнут или гиперактивен, агрессивен или чересчур доверчив, мягок и добр… неважно. Главное, что он не такой, как все ― и его начинают травить, бить, обижать, игнорировать. Не потому, что окружающие или он ― плохие. Просто любая социальная группа изначально не любит и исторгает из себя «иных». Это закон такой, эволюционный. И справиться с этим в детских коллективах можно только одним способом: если педагог постоянно модерирует ситуацию и следит, чтобы в коллективе не появлялись изгои. Конечно, работая в тесном сотрудничестве с родителями. Скажите, вы часто видели такое в реальности? Я видела. Но, увы, нечасто.

Для «детей с диагнозами» есть специальный термин ― инклюзивное образование. Но пока система тьюторов и малых классов только начинает внедряться в некоторых учебных заведениях Украины, а ваш ребенок, например, уже учится в школе (чаще ― школах) несколько лет, и все эти годы у вас проблемы.

Я не буду здесь отстаивать какую-либо точку зрения. Есть родители, которые готовы бороться за право своего отпрыска учиться «как все» (мы тоже долгое время такими были), и я восхищаюсь подобным и всегда радуюсь, когда это получается. Но и дети разные, и взрослые. У кого-то получается скооперироваться с учителями, кому-то везет, и они попадают в комфортную среду, встречая понимание. Но чаще всего такого «неудобного» ребенка будут всеми силами стараться убрать из класса. Не обольщайтесь, да, и родители других детей, и учителя. Он реально мешает. Это печально, но факт. И можно закрывать на это глаза и говорить, что «педагоги делают все возможное в этих условиях», но чаще всего могут и хотят сделать они реально мало. Зарплата такая маленькая. Классы и нагрузка такие большие. А программа такая тяжелая… Из небольших классов в платных учебных заведениях вас тоже будут стараться убрать ― ведь здесь платят все родители, а этот ученик, повторюсь, мешает «нормальным детям учиться» или «портит показатели», или «из-за него обстановка в классе напряженная».

Нашей старшей дочери ― 13 лет. В год ей поставили диагноз: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Знаете, какая моя самая «любимая» фраза была за все эти годы, которые мы пытались социализировать нашу непоседливую, странную, нервную, сложную девочку? Мы слышали это в разных вариациях  в студиях раннего развития, кружках, спортивных секциях, садике, школах, на детских площадках… «Знаете, у вас такой замечательный ребенок. Она такая необычная. Очень развитая. Интересная. Заберите ее отсюда, пожалуйста». И это при том, что СДВГ — это не инклюзивный диагноз.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что «учителя обязаны», «по закону должно быть так»… Да, я знаю, что меня сейчас часть людей обвинит в малодушии и нежелании «бороться с системой». Мы довольно долго боролись. Но, столкнувшись с травлей собственного ребенка, понимаешь, что все эти фразы бьют по нему. И не все дети, пройдя через травлю и бойкоты в школе, становятся закаленными лидерами и научаются преодолевать все проблемы ― некоторые получают травмы на всю жизнь и наоборот, разуверятся в собственных силах.

В конце концов, пройдя все три стадии (отторжение-понимание-принятие), мы пришли к осознанию простой вещи. Большую часть времени в школе нашим детям некомфортно. Да, они другие. Они стараются адаптироваться, и у них это даже худо-бедно получается. И есть люди, которые помогают, но их мало. Да, нам будет сложно, весь режим, ритм жизни придется перестраивать заново… Но, черт побери, это наши дети, как бы банально это ни звучало.

Что делать, куда бежать

Итак, вы таки решились и осознали, что хотите забрать ребенка из школы. Поговорили с ребенком. Оценили свои ресурсы. Приняли взвешенное решение. Что теперь?

По закону (как я люблю эту фразу!) вы имеете право на бесплатное ДО в любой государственной школе. На деле это довольно сложно. Придется собрать множество справок, пройти несколько кругов ада (некоторые – по нескольку раз, чтоб жизнь медом не казалась) и все равно в финале оказаться завязанным на наше «гособразование» без поддержки со стороны учителей (скорее, ненавистью из-за дополнительной нагрузки).

Вариант с платной «дистанционкой» предсказуемо легче. Для начала нужно найти подходящее учебное заведение, которое имеет лицензию МОЗ на ДО. Забив в Google словосочетание «дистанционное обучение», вы увидите более 2 млн ссылок и офигеете. Не расстраивайтесь, зато теперь вы точно знаете, что не одиноки. Вот, например, полезная ссылка (данные несколько устарели, но легко проверяются).

В Харькове учиться дистанционно и получить аттестат государственного образца можно в гимназии «ОЧАГ», лицее «МИР» и школе «Ангстрем». В каждом месте есть свои преимущества и недостатки, и учитывайте, что этот вариант обучения только разрабатывается, поэтому «косяки» и сложности неизбежны. Увы, это наша реальность. Есть еще школы по Украине, в основном в Киеве, и вот такой свежий вариант. Существуют формы очной сдачи контрольных и тестов, есть заочные варианты.

В общем, выбрать есть из чего. А дальше нужно написать заявление о переводе на дистанционную форму обучения, заплатить и зарегистрироваться на сайте.

Все, ужас, вы свободны.

Ну, ок, мы теперь учимся сами. С чего начать?

Первое, что рекомендуют сделать после перехода на ДО бывалые хоумскулеры и всяческие психологи ― это… расслабиться и не учиться. Даже термин специальный есть ― дескулинг. У каждого он занимает разное время. Но пару месяцев отдохнуть будет полезно и вам, и вашему ребенку. Особенно если уход из школы сопровождался скандалом или стрессом. Гуляйте, читайте, смотрите вместе фильмы, валяйтесь на траве или на диване, обнимайтесь, играйте… Вспомните, что общение с детьми ― это не только «ты выучил, наконец, уроки?», «так сколько там у тебя по контрольной?». С ними может быть прикольно и хорошо, вы не знали? Кстати, и им будет полезно узнать, что родители могут быть не только занудами, пристающими с вопросами о школе.

А потом начинается самое главное. Собственно, учеба. Но другая. Самое приятное, что в ваших силах сделать ее интересной. Тут я сразу скажу, что у каждого она своя. И ритм, и режим, и уровень нагрузки, и скорость усвоения у всех разный. Экспериментируйте. Обычно свой ритм вырабатывается примерно за год-два. Мы вот пока только вырабатываем, не все еще получается.

Говорят, очень помогает планирование. Тем, кто умеет планировать :). Мне не помогает. Зато я теперь регулярно обновляю знания по нескольким предметам и нахожу кучу новой информации. Да, учиться вместе интересно, но часть тем, например, старшая учит сама, я только контролирую. Ей интересно самостоятельно. Младшая смотрит на это и тоже начинает делать так же. И это, кстати, просто потрясающе.

Вам хорошо, а я вот не знаю математики! И вообще, я не учитель! Что делать?

Во-первых, репетиторов никто не отменял. Мы периодически прибегаем к их помощи.

Часть обучения вообще можно «отдать на аутсорс». Ведь ДО ― это вовсе не значит, что вы обязаны проходить с ребенком все темы по всем предметам. Часть школ с дистанционным обучением предоставляет услуги индивидуальных уроков, занятия по скайпу, высылает электронные задания ― если ребенку интересно и процесс налажен, все очень упрощается. Плюс возникает такой чудесный навык, как привычка и умение самостоятельно учиться, искать информацию, анализировать…  Совет тот же: экспериментируйте. Если ваш домашний ученик лучше смотрит фильмы, чем читает ― видеоуроки вам в помощь, обучающие фильмы, благо сейчас в сети огромное количество подобных материалов. Подсовывайте ему разное и, в конце концов, форма найдется.

Вообще учиться сейчас намного легче. Огромное количество ресурсов, в том числе и бесплатных, и интересных. Здесь ― небольшой список сайтов, которые вам могут помочь (разумеется, у каждого он будет своим).

А как же социализация?!

О, этот вопрос. Обычно при его произнесении у людей делаются такие красивые круглые глаза.

Друзья, я не знаю ни одного несоциализированного ребенка на домашнем обучении. У наших так я б вообще ее слегка прикрутила, если честно. Во-первых, когда вы перестаете ходить в школу, сразу высвобождается огромное количество времени. И его можно потратить на вещи, заниматься которыми было некогда. Мы с перепугу набрали столько всего, что от некоторых занятий пришлось отказываться. Наши дети рисуют, занимаются спортом и танцами, ходят на программирование, пишут истории на русском и английском и даже, не поверите, гуляют во дворе. Да, у них есть своя дворовая компания. И друзья почти в каждой секции. Они много играют, и это меня очень радует. Так что социализации мало не будет, поверьте. Зато плюс в том, что они могут выбирать, с кем общаться, а не вынужденно контактировать большую часть времени только с теми, кто волей случая попал в конкретный класс. Да, это та самая свобода выбора. И приучиться к ней с детства ― это круто, как по мне.

Пара очевидных, но важных мелочей

Вы должны четко понимать, что вся ваша жизнь изменится. Как сказал мой муж: «Это все равно, как заново их родить». Я открою вам страшную тайну ― школа нужна не детям, школа нужна родителям. Сдал его туда ― и почти весь день свободен. На ДО так не получится. Ребенок будет с вами большую часть времени. Хорошо, если вы работаете удаленно (хотя слово «хорошо» тут применимо скорее к ребенку). Если нет ― нужно понимать, что для ДО нужно обеспечивать физическое присутствие дома хотя бы часть дня. Так что вариант смены работы или ухода с нее откровенно маячит впереди хотя бы перед одним из родителей. Вы готовы к этому?

Оценивайте риски. Что-то вы потеряете. Если это важные для вас вещи, придумайте, как это компенсировать до того, как обнаружите, что вы их потеряли. Неважно, денежные это потери или психологические.

Все время мониторьте ситуацию ― для этого неплохо получать обратную связь и от ребенка, и со стороны. Очень легко свалиться в состояние «а вот я и мой маленький гений стоим на постаменте», не имея объективных оценок.

Наступите момент, когда дети вас достанут. Они это умеют, вы же помните, почему взрослые отдают их в школу и отчего педагоги такие нервные? А тут они почти всегда рядом («Любимая, я хочу, чтоб ты всегда была рядом... Рядом, я сказал!»). Так вот, это нормально. Учитесь отдыхать друг от друга и функционировать самостоятельно. Созависимость и усталость друг от друга — плохая штука. Не стесняйтесь просить помощи.

И последнее. Гуглите. Вы обнаружите, что не знаете огромного количества простых вещей. Так вот: признаваться в этом не стыдно. Не стесняйтесь сказать: «А вот этого я пока не знаю, но сейчас мы с тобой вместе поищем ответ...»

Это не страшно. Гггглавнннное — ннннне бббббояяятттться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Новая школа» по финским стардартам

«Будь в курсе!» № 59

В Харьковской области не хватает «детских» полицейских

Право учиться рядом с домом

Полиция расследует происшествие в школе №3 как хулиганство

опубликовано

10 декабря 2017

текст

Инна Роменская

фото

Инна Роменская

просмотров

3339

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: