Чужих дочек не бывает. Фильм о похищении девушек в Кыргызстане

Фильм «Ала-качуу» режиссера Азима Азимова о похищении девушек для вступления в брак в Кыргызстане. Редакция Kloop.kg его внимательно посмотрела и советует вам ознакомиться с ним прямо сейчас.

Фильм рассказывает историю сельской школьницы по имени Ажар, которая живет вместе со своей матерью, пока отец находится на заработках в России.

Девочка старается помогать матери по дому, но имеет свои собственные заботы и увлечения, её ближайшая мечта — это выиграть музыкальный конкурс, который поможет школе приобрести пианино.

Семья живет небогато, и мать время от времени влезает в долги — один из соседей по имени Баатыр уже третий месяц не может получить назад свои деньги и сильно раздражается из-за этого, ругаясь с Ажар.

Однажды после учебы Ажар похищают неизвестные парни. Об этом узнает её мать, но она не знает, что делать, и идет за помощью к Баатыру — мужчина, одновременно чувствуя вину за ссору с Ажар из-за денег, осознает тяжесть ситуации и решает помочь.

Вместе с Баатыром мать Ажар сначала едут в милицию, но в отделении никого нет — тогда взрослые решают спасать девочку своими силами. Они едут в дом, где находится Ажар, и вытаскивают её оттуда, с трудом преодолевая моральное давление.

Несмотря на препятствия со стороны родных похитителя, все складывается удачно — вовремя приезжает милиция, и взрослые вместе с Ажар едут домой.

На что стоит обратить внимание:

Фильм уделяет большое внимание проблеме похищения девушек в брак и тому, что её окружает.

Например, в одном эпизоде, когда мать Ажар и Баатыр приезжают спасать девочку, они встречают молдо, и он, проходя мимо, говорит, что не хочет проводить обряд нике с несовершеннолетней.

Запрет на нике с несовершеннолетними — это часть общественной дискуссии, которая шла на протяжении нескольких лет в Кыргызстане, пока не был принят закон, запрещающий подобную практику.

Фильм также поднимает вопрос давления традиций и моральный устоев. Очень ярко это показывает эпизод с пожилой женщиной, которая легла на порог, чтобы Баатыр и мать девочки не смогли выйти из дома — потому что воспитание не позволяет перешагивать через пожилых, а если сделаешь так, то «не будет счастья».

Однако Баатыр находит в себе силы и переступает и через пожилую женщину, и через моральное давление, и через свои собственные страхи.

Фильм обращает большое внимание важности поддержки со стороны близких во время похищения девушек.

Роль Баатыра сильно выставлена на первый план как образец правильного поведения мужчины в подобных ситуациях — это показывает его ключевая фраза, мораль всего фильма: “чужих дочерей не бывает”.

Координаторка гендерных программ ПРООН Умутай Даулетова признает, что, несмотря на то, что фильм говорит о правах женщин, роль Баатыра как мужчины очень сильна, потому что “таковы реалии Кыргызстана”.

«Мы хотели, чтобы фильм был максимально приближен к реальности, поэтому “спасателем” снова выступает мужчина. Само по себе это неплохо, но хотелось бы, чтобы жизнь и судьбы девочек зависели от них самих. Мы это будем обсуждать при показах фильма в регионах», — говорит она.

Почему это важно

Фильм посвящен 20-летней Бурулай, которая была убита своим похитителем в отделении милиции — этот случай вызвал большой общественный резонанс и вновь поднял обсуждение прав женщин в Кыргызстане.

Часто подобные похищения заканчиваются изнасилованием и заключением брака против воли девушки. По данным ООН, в Кыргызстане каждый час происходит ала-качуу, и как минимум 35% браков в Кыргызстане — результат похищения.

При этом суды в среднем наказывают преступников за ала-качуу менее строго, чем за кражу, скотокрадство и угон автомобиля.

ещё по теме:

Переезд ради творчества. О Харьковской литературной резиденции

«Мода — одна из самых опасных индустрий», — фешн-экспертка Марина Лосева

Вызов принят: 90 дней без барахла

«Мои друзья не понимают, что значит иметь особенного ребенка»

Как харьковчане «благодарили» горсовет за дома без отопления

опубликовано

11 июня 2018

текст

kloop.kg

фото

UNDP in the Kyrgyz Republic

просмотров

452

поделиться