С пяти до восьми гривен. Последнее подорожание проезда в метро, произошедшее в 2019 году, харьковчане перенесли болезненно. Невзирая на решение суда о незаконности новых тарифов на проезд в электротранспорте, мы уже год ездим в метро, трамваях и троллейбусах по измененным ценам. Сосредоточим внимание на метрополитене, ведь именно это коммунальное предприятие чаще всего фигурирует в новостях о завышенной стоимости закупок.
По словам чиновников, тарифы на проезд в метро меняются синхронно с увеличением стоимости электроэнергии, уровня минимальной зарплаты и налоговых отчислений. Судя по финансовой отчетности метро, повышение тарифа на 60% не предотвратило убытки в 210,4 миллиона гривен за первое полугодие этого года. Доход за этот период составил 355 миллионов гривен.
Почему новые тарифы на метро незаконны, — антикоррупционщики
Почему ситуация ухудшилась?
В «Харьковском антикоррупционном центре» одной из возможных причин убытков называют заказ товаров и услуг по завышенным ценам.
С 2017 года коммунальные предприятия обязаны отчитываться перед общественностью о доходах, расходах и убытках на своих сайтах. На ресурсах должны сохраняться квартальная и годовая финансовая отчетности за последние три года и при наличии — аудиторские выводы. Каждую покупку в несколько миллионов может проверить любой человек. В системе электронных публичных закупок ProZorro отображается специфика услуги и цена за единицу товара. По сравнению с аналогичными закупками Днепровского и Киевского метрополитенов, Харьков переплачивает на 40—60%. Такая тенденция наблюдается не первый год.
Например, три года назад Харьковский метрополитен заключил договор с ООО «Партнер Трейдинг» на поставку рельсов стоимостью 15 007 779,86 гривен (357,42 тонны). Одна тонна товара обошлась в 41 989 гривен с НДС. Аналогичные рельсы Днепровский метрополитен покупает у ООО «Донецкспецсталь» по 35 800 гривен за тонну.
Днепровский метрополитен:
Через год харьковское коммунальное предприятие снова переплачивает на дверных навесах, отдав 8 700 гривен без НДС за штуку. В Днепре такие же навесы в 2017 году метрополитен купил по 5 545 гривен за единицу.
Днепровский метрополитен:
«Как бы ни менялась стоимость проезда, метро с нынешним менеджментом будет убыточным. Когда в последний раз поднимали стоимость проезда, мы запрашивали у Евгения Водовозова (заместитель мэра по вопросам инфраструктуры) и Михаила Фатеева (директор департамента экономики и коммунального имущества), есть ли надежда, что после такого существенного подорожания предприятие хотя бы выйдет в ноль. Нам сказали, что это возможно, но сейчас имеем более 200 миллионов убытков. Даже некоторые троллейбусные депо после увеличения стоимости проезда с четырех до шести гривен стали прибыльными», — утверждает представитель «ХАЦ» Евгений Лисичкин.
По его словам, чистый доход троллейбусного депо №2 в 2019 году — 6,8 миллиона гривен. У троллейбусного депо №3 — 3,9 миллиона.
Чи дійсно метрополітен збіднів через бажання пасажирів заощадити?
Убытки метро: недополучили на рекламе, переплатили по командировкам и ремонту
О неэффективном менеджменте КП говорят и специалисты государственной аудиторской службы. Эксперты исследовали деятельность метрополитена с 2016-го по 2019 год. Уровень управления аудиторы оценили как неудовлетворительный.
«Убыточная деятельность предприятия в течение исследуемого периода составила (чистый убыток): за 2016 год — 142 308,00 гривен, за 2017 год — 57 110,00 гривен, за 2018 год — 131 149,00 гривен».
Аудиторский отчет о результатах государственного финансового аудита деятельности КП «Харьковский метрополитен» за период с 01.01.2016 по 28.02.2019 года
Проблем хватает почти на всех направлениях работы. Например, за истекший год подземка отчитывалась о доходе в 20,14 миллиона гривен за предоставление в аренду рекламных площадей. Госаудит показал, что КП в четыре раза занизило доход, а всего за три года недополучило за рекламу 75,22 тысячи гривен.
«Посреднические рекламные кампании определяют стоимость размещения рекламы в метро в среднем в четыре раза выше, чем предлагает метрополитен. В метрополитене более 80% заказчиков составляли посредники — рекламные агентства. Однако лишь 20% от общего количества договоров на размещение рекламы заключены с рекламодателями без привлечения ряда посредников».
Аудиторский отчет
Организацией командировок работников по Украине и за границу предприятие может заниматься собственными силами. В структуре КП предусмотрены должности секретарей, в чьи обязанности, в том числе, входит подготовка руководства к командировкам. Однако КП платит за эти услуги другим компаниям.
«Функции, которые КП «Харьковский метрополитен» возложил на посторонние кампании, могли выполняться самостоятельно штатными работниками метрополитена. В результате неэффективные расходы средств предприятия достигли 351,11 тысячи гривен».
Аудиторский отчет
Участие в учебных курсах, конференциях, церемониях награждения европейской организации ЕSQR, выставка транспортной техники, переговоры с иностранными компаниями — в такие командировки преимущественно ездило руководство.
Имущество предприятия (вагоны, сооружения линий метрополитена, платформы) нуждается в обновлении. Для этого КП разработало Программы технического развития. Их финансирование предполагалось осуществить за счет собственных средств. Из-за ограниченности ресурсов в 2017 году лишь 41% от запланированных объемов финансирования пошел на обновление имущества, в 2018-м — 55%.
«К 2009 году уборка, ремонт подвижного состава и эскалаторов метро проводило собственными силами. Затем организовали три частные фирмы, контролируемые руководством метрополитена — гендиректором Сергеем Мусеевым. Форма собственности у них частная, поэтому проконтролировать их практически нереально», — рассказывает Евгений Лисичкин, член «Харьковского антикоррупционного центра».
С тех пор, по его словам, КП перечислило этим фирмам более 1,5 миллиарда гривен. Компании «ХАЦ» связывает с экс-депутатом харьковского горсовета Максимом Мусеевым. Прокуратура подозревает его в государственной измене.
Нынешний директор метрополитена Вячеслав Стаматин, по информации «Антикоррупционного центра», также отдавал подряды близким людям. Около миллиона гривен за котлы и вспомогательное оборудование ушло фирме, которая принадлежит другу сына руководителя КП. Модульные топочные в отопительный период предприятие арендовало у бизнес-партнеров Стаматина. «ХАЦ» пишет, услуга стоила вдвое дороже, чем могла бы стоить покупка топочных.
Коммунальное предприятие может быть эффективным
Харьковский метрополитен по сути — корпорация. По размеру он сопоставим с государственными предприятиями. С общей стоимостью активов в 5,8 миллиарда гривен наше метро — меньше лишь десяти госпредприятий.
Действенность работы крупной корпорации зависит от правильных и своевременных управленческих решений. Чтобы уменьшить коррупционные риски и политическое влияние, на больших госпредприятиях проходит реформа корпоративного управления. Изменения предусматривают, что компанией будут управлять профессионалы под управлением наблюдательного совета. Государство оставляет за собой право отбора членов наблюдательного совета и определения собственных целей, которых правительство хочет достичь с помощью предприятия.
Относительно некоторых госпредприятий уже запланирована реформа корпоративного управления. Метрополитену она тоже необходима. Одна из главных задач — создание наблюдательного совета с большинством независимых членов и широкими полномочиями, а также проведение регулярного аудита.
За наблюдательный совет на сессии городского совета должны проголосовать депутаты. Это может произойти безотносительно показателей работы коммунального предприятия, даже если оно не несет значительные убытки. В ситуации с метро необходимость наблюдательного совета объясняется тем, что орган может сделать КП более независимым от чиновников.
«Если у предприятия есть наблюдательный совет, его члены в случае чего могут защитить КП от политического давления, когда принимается решение о подрядах или инвестиционных проектах, которые с точки зрения эффективного управления не являются первоочередными», — объясняет аналитик Центра экономической стратегии Богдан Прохоров.
Положение об избрании членов и полномочиях наблюдательных советов должно иметь прозрачную процедуру отбора участников, содержать требования к их квалификации, репутации и независимости, а также четко определять полномочия по избранию руководителя и проведению аудита КП.
«Поскольку в тех немногих городах, где наблюдательные советы в КП созданы, они не соответствуют лучшим практикам корпоративного управления, такими примерами являются наблюдательные советы в государственных банках, — продолжает эксперт. — Этот инструмент предусмотрен Хозяйственным кодексом с 2016 года. Им воспользовались лишь несколько городов — Одесса, Черновцы, Житомир, Северодонецк и другие. Однако органы, которые назвали наблюдательными советами, фактически ими не являются».
К работе в наблюдательном совете запрещено привлекать депутатов местных советов. Это прямой конфликт интересов. Они утверждают уставы и инвестиционные программы предприятий.
«По результатам нашего исследования, к внедрению наблюдательных советов отношение у власть имущих и руководителей предприятий неоднозначное. Одни не понимают их важность для уменьшения политического влияния на КП, другие — путают с советами общественного контроля», — рассказывает Богдан Прохоров.
Центр экономической стратегии предлагает создавать наблюдательные советы при коммунальном предприятии, если:
- оно считается естественной монополией;
- на предприятии работают более 500 человек;
- стоимость активов КП — больше, чем 200 миллионов гривен;
- размер чистого дохода — более 100 миллионов гривен в год.
«Если через наблюдательный совет будут проходить закупки от определенной суммы, это станет препятствием для завышения цен, — считает Евгений Лисичкин. — Если руководство КП обяжут отчитываться перед наблюдательным советом, и он имеет право не продлевать контракт с директором, это тоже будет стимулировать начальников быть более эффективными, повышать качество и комфорт перевозок».
В Украине — более 14 тысяч коммунальных предприятий. Все ли нужны?
КП, которые не приносят уникальной общественной пользы (чьи услуги можно заказать в частных предприятий), аналитики Центра экономической стратегии советуют ликвидировать или приватизировать. Многочисленные коммунальные рынки, аптеки, офисные здания, гостиницы вполне подходят для приватизации. Функции отдельных КП можно передать в исполнительные органы городского совета.
По информации Государственной службы статистики, в Украине — 14 179 коммунальных предприятий по состоянию на 1 августа 2020 года. Их убыточность остается хронической проблемой. Ущерб 154-х убыточных КП в областных центрах прошлого года составил 3,13 миллиарда гривен (прибыльные КП принесли 779,9 миллиона гривен).
Создание любого КП на конкурентном рынке мэрия должна согласовать с Антимонопольным комитетом. На практике эта норма полноценно не выполняется. Поэтому в Харькове существует более 60-ти подобных организаций. Иногда они дублируют обязанности департаментов городского совета и требуют миллионные средства на содержание. В прошлом году из 369-ти вновь созданных КП в Украине только 54 получили согласование АМКУ, пишет «Лига антитраста». В 2018 году — восемь из 507-ми, в 2017 году — одно из 336-ти предприятий.
Однако государственный регистратор не требует от горсовета обязательно предоставить положительное решение Антимонопольного комитета. Поэтому города свободно регистрируют очередные коммунальные предприятия.
«Если бы горсоветы обращались за согласованием, вполне вероятно, что Антимонопольный комитет часть действующих КП не позволил бы создать из-за нарушения конкуренции на рынке или на других основаниях», — говорит экс-госуполномоченная АМКУ Агия Загребельская.
Аналитик Богдан Прохоров отмечает, что механизм согласования тоже требует доработки:
«Принимая в этой сфере любое решение, важно проводить условный «тест на Януковича». Если Антимонопольный комитет возглавит условный Янукович, не будет ли решение об обязательности согласования использовано так, что это станет еще одной коррупционной кормушкой для органов местного самоуправления».
Материал создан в сотрудничестве с Центром экономической стратегии.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин