Нынешний слоган Международного дня борьбы с коррупцией — United Against Corruption (Объединившиеся против коррупции). Идея объединения близка «Накипело», поэтому совместно с юридической фирмой ILF и аналитической платформой YouControl мы собрали все, что нужно знать и уметь журналисту или активисту, впервые расследующему коррупционные преступления.
Разобраться в тонкостях антикоррупционной борьбы нам помогал Алексей Харитонов, руководитель судебной практики ILF, и Сергей Мильман, CEO аналитической платформы YouControl.
Типичные ошибки начинающих гражданских расследователей, по мнению наших экспертов, примерно такие:
- Изначально пошли не по тому пути, неправильно распознали преступление. 
- Сделали слишком поспешное громкое заявление на старте и попали под диффамационный иск (иск о защите чести, достоинства и деловой репутации). 
- Уловили суть интриги, но не собрали доказательную базу. 
- Собрали базу, но не дали делу ход. 
- Подали заявление, но не проконтролировали следствие. 
Мы предлагаем 15 советов и лайфхаков для тех, кто хочет работать как гражданский расследователь экономических преступлений.
1. Не спешите с громкими заявлениями — обезопасьте себя от диффамационных исков.
Часто журналисты делают скоропостижные выводы и бросаются громкими заявлениями вроде «Депутат Иванов — преступник, он проворовался». Догадки и громкие фразы разрушают все начинания, и дают повод «депутату Иванову» подать на автора в суд за клевету.
2. Научитесь отличать коррупцию от других преступлений
Журналисты и активисты часто неточно квалифицируют действие, с которым столкнулись, и с ходу называют его преступлением. Они склонны называть коррупцией практически любой вид экономических проступков. Как следствие — из-за неправильной терминологии эти дела разваливаются.
Так что такое коррупция? Если на пальцах, то это использование служебным лицом своего положения за плату (деньги, блага).
Коррупционных правонарушений существует шесть видов:
- Сокрытие информации в декларации (или отказ ее подавать). 
- Совместительство (ни чиновники, ни депутаты Верховной Рады не могут заниматься коммерческой деятельностью). 
- Получение подарков на службе. 
- Отказ от специальных проверок. 
- Конфликт интересов (реальный или потенциальный), возможность влиять на принятие решений. 
- Нарушение правил этики государственного служащего. 
3. Начните со сбора документов
Не спешите и не предавайте дело огласке, пока ваши догадки не будут подкреплены документально. Воспользуйтесь системой YouControl, чтобы проследить связи, существующие между компаниями, найти конечного выгодополучателя, обнаружить, что компания пребывает в процессе банкротства и так далее.
4. Начинайте с очевидного - с деклараций
Объект вашего расследования — депутат? Начните с его декларации.
Все декларации депутатов и чиновников находятся в открытом доступе. Проверьте:
- подал ли он ее вообще; 
- указал ли себя как конечного бенефициара всех своих предприятий; 
- указал ли членов семьи, которые сегодня являются собственниками бизнеса; 
- перечислил ли все активы, которые принадлежат ему или членам его семьи; 
- совпадают ли в декларации указанные суммы доходов и расходов. 
5. Ищите конфликт интересов (влияние на решения)
Проверяйте наличие конфликта интересов — реального или потенциального. Может ли человек, которым вы интересуетесь, влиять на результаты госзакупок или тендеров?
Ищите родственные связи, но помните: в самом по себе факте, что родственники депутата или чиновника ведут коммерческую деятельность, нет ничего противозаконного, если нет прямого влияния на принятие решений.
Другое дело, если чиновник, к примеру, глава ОДА и может отменить результаты тендера — для того чтобы в новом тендере приняла участие «родственная» ему компания. Или, допустим, он/она глава строительного департамента ОДА и может прописать условия тендера на строительство так, чтобы им идеально соответствовала как раз что фирма жены, мужа, бабушки...
Если конфликта интересов нет, то, возможно, мы будем говорить о согласованных действиях, которые являются разновидностью нарушений антимонопольного законодательства.
Важно: проанализируйте, кто принимает решение о работах или закупках, на которые объявлен тендер: администрация или местные советы? Если местные советы — речь уже не идет о коррупции, но может идти о других видах экономических преступлений. Они расследуются иначе.
6. Анализируйте тендеры
Начнем с того, имело ли право предприятие в принципе осуществлять те виды работ, на которые проводился тендер.

Проверить это можно онлайн на сайте Единого государственного реестра, вбив код предприятия.
И обязательно проверяйте каждый интересующий вас тендер через систему ProZorro: нет ли там условий, прописанных под конкретного исполнителя.
7. Расследуйте банкротства
Иногда ниточка расследования приводит к преступлению не коррупционному, а преступлению против государства или государственной собственности. Они не менее важны для разоблачения.
Информацию о банкротстве или возбуждении дела о банкротстве можно найти в Едином реестре судебных решений.
У многих госпредприятий или предприятий, принадлежащих олигархам, есть популярная уловка, связанная с возбуждением дел о банкротстве. По закону, если в отношении предприятия возбуждено дело о банкротстве, ему запрещено принимать участие в тендерах (ст. 17 Закона «О публичных закупках»). Но до того как предприятие ликвидируют, может пройти от 4 месяцев до 6 лет с момента возбуждения дела о банкротстве. И часто получается так, что предприятие не ликвидировано, официально оно не может вести хозяйственную деятельность, но ведет.

В чем здесь риски для партнеров такого предприятия? Исполнительные действия в отношении предприятия приостановлены, оно фактически завершает деятельность, и взыскать с него ущерб за ненадлежащее качество работ, например, — невозможно.
Если собственник сам принимает решение о банкротстве, эта информация, как правило, публикуется в вестнике местного органа госрегистраци. Видят эту информацию немногие, соответственно о том, что предприятие банкротится, не знают, и продолжают вести с ним дела.
Чтобы проверить, не пребывает ли предприятие в процедуре банкротства, нужно проверить информацию в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и общественных объединений.
А еще нужно смотреть на квалификационные требования. Если тендерный комитет не устанавливает фильтр о том, что в отношении участвующих в тендере предприятий не должно быть возбуждено дело о банкротстве, тогда можно говорить о злоупотреблениях главы тендерного комитета.

8. Обращайте внимание на детали
Например, на стоимость товаров. Как мелочи играют на руку коррупционерам, показывает вот этот пример:
Есть государственный тендер на закупку обуви (скажем, для Минобороны). Подает заявку компания, условно, «Адидас», со стоимостью пары ботинок 1 тысяча гривен, «Пума» — 700 гривен, и какое-нибудь «ООО Талан» — 300 гривен.
Как работает система Prozorro: кто дал меньшую цену, то автоматически выиграл. 15 минут — и вы получаете протокол, даже если обувь никогда не была профильным видом деятельности вашего предприятия.
А дальше закон позволяет на 10% повысить стоимость в случае рыночного колебания цен. Условный «Талан» обращается к Торгово-промышленной палате — та выдает свидетельство о том, что да, стоимость возросла. Через месяц еще раз, и потом еще раз — закон позволяет повысить цену до 30%.
В итоге получается, что цена не меняется, но меняется объем поставок. А формально придраться не к чему. В результате, тендер выигрывает не предприятие, которое соответствует требованиям, а участник схемы.
9. Не ограничивайтесь публикацией в СМИ. Передайте собранный материал в органы правопорядка.
Вы собрали информацию о коррупционном преступлении? Передайте ее уполномоченным органам, среди которых:
На официальных сайтах этих госструктур есть шаблоны заявлений. Важно детально описать конкретное правонарушение: кто его совершил (ФИО), о каком предприятии идет речь, суть правонарушения. Слова нужно подкрепить документами: можно воспользоваться скриншотами и выписками из уже упомянутой системы YouControl.
10. Решайте сами — выходить ли «из тени».
Передавать информацию можно и анонимно. Такое заявление должны в обязательном порядке рассмотреть, но если вы укажите свои данные, то сможете контролировать ход продвижения антикоррупционного дела. И уровень доверия к информации будет выше.
11. Заставьте органы принять заявление
Заявитель имеет право обжаловать в суде отказ принимать или рассматривать заявление. Если вы подадите в суд на то, что вашей информации не дают ход, как минимум вы выполните свой гражданский долг.
Требуйте от органа, в который вы подали сообщение о преступлении, информацию о внесении дела в открытый реестр и определении следователя.
Сейчас ждет подписи Президента закон о защите разоблачителей. Он гарантирует разоблачителям коррупционных схем (и других преступлений) защиту от трудовых преследований. А еще — вознаграждение в размере 10% от суммы средств, которые удастся вернуть государству благодаря информации разоблачителя. Во многих прогрессивных странах так расследуется около 80% экономических преступлений. Для многих это становится постоянным и прибыльным (хоть и рискованным) видом деятельности
12. Чтобы контролировать дело после его возбуждения, создавайте общественный резонанс.
Как контролировать дело, если вы разоблачитель и оно не касается вас лично?
«Я задаю этот вопрос многим правоохранителям, разного ранга, — признается Алексей Харитонов. — Ответ молниеносный: „Никак“. Вы не имеете процессуального статуса, вы не потерпевший, существует тайна следственных действий, и информацию вам не предоставят. Выход один: созывайте брифинги, обращайтесь в пресс-службу соответствующего органа и вызывайте на мероприятие следователя. Только широкий общественный резонанс позволит не спустить дело на тормозах».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин