Волонтер с инвалидностью о недоступности Харькова

Семь лет назад с Евгением Струковым произошел несчастный случай на стройке. Мужчине ампутировали руку и ногу, но это не помешало ему в 2014 году вывозить людей с инвалидностью из зоны боевых действий.

Евгений вспоминает, как ему было тяжело привыкнуть к новому себе: «Я понял, что перешел на другую сторону Луны, которую сам раньше не видел, будучи здоровым человеком. Я не замечал, чем живут такие люди, не понимал их проблем, пока сам таким не стал, и в итоге решил посвятить жизнь тому, чтобы хоть капельку улучшить жизнь этих людей».

Последние два года его главная задача — помогать тем, кто сам не в силах спасти себя и свою семью. Когда речь заходит о доступности нашего города для людей с инвалидностью, Евгений вспоминает множество примеров неподготовленности Харькова.

«Человек не может выйти на улицу. Почему? Отсутствуют пандусы у подъездов. Чтобы получить такой пандус, надо встать в очередь и прождать много лет. Или иметь 30–40 тысяч гривен, чтобы просто обустроить себе выезд на улицу», — рассказывает волонтер.

Что касается передвижения по городу, то общественный транспорт только наполовину удовлетворяет потребности людей. Так, в метро пандусы есть, но они травмоопасны. Для незрячих нигде нет указателей, нет тактильной плитки. Единственное, что спасает — диспетчерская служба метрополитена, которая помогает людям на колясках и с проблемами зрения.

Ситуацию улучшили бы низкопольные троллейбусы, но их единицы. Остальные, по словам волонтера, не приспособлены для транспортировки колясок. Евгений сетует и на отношение водителей общественного транспорта к людям с инвалидностью. Даже когда троллейбус оборудован выдвижным пандусом, то водителю приходится выходить со своего рабочего места, чтобы выдвинуть его и помочь подняться в транспорт нуждающемуся в помощи человеку. Не все это делают.

Единственная хорошо работающая служба, по мнению Струкова, — это Южный вокзал. Если человеку нужно куда-то поехать и его некому сопроводить, можно обратиться к дежурному или начальнику вокзала, назвать свой конечный пункт прибытия, и ЮЖД выделит грузчиков, которые поднимут человека, если он на коляске, или помогут перевезти багаж. Также они могут дать телеграмму на станцию прибытия, где такого пассажира тоже встретят работники вокзала и окажут помощь.

А вот презентованное горсоветом социальное такси («инватакси»), по словам Евгения, требует немалых усилий для того, чтобы воспользоваться им.

«Городское социальное такси у нас как бы есть, но его на самом деле нет. Для того чтобы пользоваться им, нужно сначала у них зарегистрироваться, привезти копии своих документов, и только после этого человек имеет право на две поездки в месяц бесплатно, но по предварительной заявке», — объясняет все тонкости Струков.

Позиция местных властей в вопросе доступности города однозначна — инициативы есть, разрабатываются, пространство улучшается, но все это требует больших денег. По словам заместителя харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светланы Горбуновой-Рубан, желающим сделать город доступным лучше обращаться в горсовет, поскольку не все понимают, как нужно устанавливать пандусы.

«Люди решили сделать доступным крыльцо своего дома, потому что именно в этом подъезде живет человек в инвалидном кресле. Но решили этот вопрос, проложив две «рельсы». При этом люди, которые эту инициативу реализовывали, к сожалению, не владеют нужными знаниями и навыками того, каким должен быть уклон, какой должна быть ширина пандуса, каким должно быть покрытие, как должна быть расположена ручка этого пандуса», — перечисляет чиновница.

Член исполнительного комитета горсовета Елена Шингарева также настаивает, что административные здания Харькова готовы принимать людей с инвалидностью на 98%.

И пока чиновники подчеркивают важность доступности админзданий, люди с особыми потребностями из года в год вынуждены преодолевать преграды на своем пути.

ещё по теме:

Под надзором: активисты нагрянут с проверками в суды

Судьба площади Свободы: министр культуры обратился к Кернесу

Нет взноса — получи проблемы: как родителей шантажируют соцслужбой

Официальные данные о ситуации в Балаклее

Соцработников научат находить дискриминацию в школах

опубликовано

15 сентября 2016

текст

Алена Нагаевщук, Евгений Стрельцов

фото

youtube.com

видео

Антон Бижко

просмотров

367

поделиться