Величайший латыш Харькова. Первое знакомство

В нашем городе нет совершенно ничего, связанного с почитанием памяти этого человека. Нет ни улицы, ни переулка, нет памятной доски, стипендии его имени, и даже в списках  великих жителей Харькова его тоже нет. А ведь мы так гордимся прошлым своего города, так любим говорить о его выдающихся людях и туристическом потенциале. Однако спросите у прохожих об Андрее Юрьяне, и в ответ услышите: «А кто это?».

Ну что ж, давайте знакомиться с нашим героем.
Он родился в простой крестьянской семье 30 сентября 1856 года в усадьбе Менгели, близ Эргли.
Первоначальное музыкальное образование получил в местных приходских школах. Затем поступил в Рижское училище. После участия в 1873 в Первом Всеобщем латышском празднике песни юный Андрей окончательно решает посвятить свою жизнь музыке и в 1875 году поступает  в Петербургскую консерваторию. Еще будучи студентом, начинает собирать латышские народные песни, руководит хором Петербургского латышского благотворительного общества. А в 1877-м печатает свои первые романсы. Написанный им в 1880 году «Марш Всеобщего латышского праздника песни» для симфонического оркестра имел успех. Окончил консерваторию ученик Римского-Корсакова по трем специальностям:
1) в 1880 году — по игре на органе;
2) в 1881 году — по композиции;
3) в 1882 году — по игре на валторне. Между прочим, с большой серебряной медалью.

Однако на родине талантливому музыканту, увы, не удалось получить работу. В 1882 году он приезжает в наш любимый город и начинает работать в  Харьковском музыкальном училище.
Преподает в разное время теорию музыки, хоровое  пение, игру на валторне, став со временем учителем Исаака Дунаевского.

А влияние Юрьяна на Язепа Витоля (Иосиф Иванович Витоль), ставшего в дальнейшем основоположником  латышской  фортепьянной музыки, было столь велико, что последний в 1891 году посвятил ему «Вариации на латышскую народную тему». Они по сей день являются одним из самых значительных произведений Витоля. Кроме педагогической деятельности, именно в нашем городе Юрьян в полной мере реализует себя в качестве композитора: создает музыкальные произведения и активно выступает с концертами.

Рис.001

О его выступлениях (где музыкант выступал в качестве органиста и валтонториста), а также о квартете валторнистов-братьев Юрьян пишут как местные газеты, так и всероссийские. Состоял он и в руководстве латышских национальных организаций.

Рис.002


Рис.003


Рис.004

Все свободное от преподавания и выступлений время Андрей Юрьян всецело посвящает главному делу своей жизни ― а именно, национальной латышской музыке. Собирает, исследует  национальный песенный фольклор. А в 1884—1885 годах издает первые сборники обработок латышских народных песен.

Становится дирижером третьего (в 1888 году), четвертого (в 1895 году) и пятого (в 1910 году) Всеобщих праздников песни. С 1889 года Юрян ― постоянный редактор музыкальных изданий Рижского латышского общества. Именно он организовывает в Латвии широкую музыкально-этнографическую деятельность.

А с 1894 года музыкант начинает публиковать научную серию «Материалы латышской народной музыки». Гениальнейший музыкант и патриот своего народа создает:

В 1883—1894 годах ― оркестровую сюиту «Латышские танцы».
В 1886 году ― кантату «Отчизна»
В 1891 — симфоническую картину «Освобождение латышского народа»
В 1893 году — кантату «Радуйтесь, ликуйте».

Затем последовал ряд хоров и романсов на тексты латышских поэтов. Будучи делегатом от Харькова, в 1896 году Андрей Юрьян принимает активное участие в X археологическом съезде в Риге.

Деятельность харьковского латыша Андрея Юрян высоко оценивали еще при жизни. В книге 1899 года «Воспоминания о князе С. В. Шаховском и балтийские очерки» читаем:

«...Лучшим латышским композитором считается в настоящее время А. Юрьян, учитель пения в Харькове».

Рис.005

А Юрий Новоселов в своей работе 1911 года «Очерки по этнографии и соврем. культуре латышей» напишет следующее:

«Певческие празднества, несомненно, способствовали тому, что наиболее способные к музыке  латыши стали охотно поступать в консерватории, и у них появились свои композиторы, которые серьезно занялись музыкой. Некоторые из таких латышей теперь уже состоят профессорами русских консерваторий. Нужно добавить, что латышские композиторы не порвали связи со своим народом, а наоборот, постарались изучить и обработать родные мелодии. Так, преподаватель Харьковского отделения Императорского Русского Музыкального Общества А. Юрьян объездил  край и записал большое количество мелодий, которые и издал под названием «Музыкальные материалы латышского народа». Этот труд является самым полным и лучшим из того, что имеется в данной области.

Рис.006

В 1916 году по причине полной потери слуха Юрьян оставляет работу в Харьковском музыкальном училище. А 25 июля 1918 года умирает его любимый сын Ольгерд. Сломленный горем композитор принимает решение вернуться на родину и покидает Харьков в 1919 году.

В декабре 1920 года Юрьян переезжает в Ригу, где в 1921 году издает сборник гармонизованных им латышских народных песен и пятый выпуск «Материалов латышской народной музыки».
Шестой выпуск вышел уже после его смерти ― 28 сентября 1922 года великий композитор умер в Риге.

Могила Андрея Юрьяна в Риге на Лесном кладбище (nekropole.info)
Могила Андрея Юрьяна в Риге на Лесном кладбище (nekropole.info)

Имя основателя латышской музыкальной фольклористики и автора первых национальных вокально-инструментальных и симфонических произведений и по сей день чтят в Латвии. В честь него проходят различные концерты и фестивали. Ведь именно его хоровые обработки народных песен стали основой латышской музыкальной классики. Даже в советское время исследованию его жизни был посвящен ряд книг, памятных конвертов и прочего.

Фото stampost.com
Фото stampost.com

Но в городе, где около 36 лет прожил один из величайших латышских композиторов и который имеет полное право считать его своим, нет совершенно ничего. Собирая по крупицам в Харьковском областном архиве документы, связанные с жизнью Андрея Юрьяна, я порою задавал себе вопрос: «А нужен ли он нынешнему  Харькову?». Ответ на него еще предстоит получить. Но я мечтаю о том, что однажды это славное имя все-таки вернется в город, который более трех десятков лет был его домом, и мы вместе с туристами из Латвии пройдемся по харьковским памятным местам или послушаем прекрасные произведения латышского композитора в Харьковской филармонии.

Фото с http://dom.lndb.lv
Фото с http://dom.lndb.lv

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

«Как я стала украинской мусульманкой»

От торговли овощами до масок на Burning Man. История харьковчанина

Презентация новой книги Жадана

В Харькове стартует конкурс молодых композиторов

Специалисты из Чехии и Словакии учили жителей Донбасса кибербезопасности

опубликовано

26 декабря 2017

текст

Антон Бондарев

фото

Государственный архив Харьковской области

просмотров

1419

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: