ОСМД против «Харьковоблэнерго» - Накипіло
Події

ОСМД против «Харьковоблэнерго»

Жители двух ОСМД в Песочине Харьковской области получают, по их мнению, завышенные счета за электроэнергию — данные из платежек не совпадают с фактически потребленным по счетчикам. Абоненты отказываются платить и считают, что их права нарушаются. «Накипело» решило разобраться в ситуации.

«“Харківобленерго” вирішило припинити електропостачання двох багатоквартирних будинків (240 та 270 квартир), вимкнувши їх на підстанції, яка належить КДБК (Куряжський домобудівельний комплекс — ред.). При цьому 100% співвласників мають прямі договори на постачання та розподіл електричної енергії. Замість конструктиву, у відповідь отримуємо повідомлення про припинення розподілу електричної енергії через несплату “різниці” на загальнобудинкових лічильниках. При цьому на запитання, що саме мають намір вимикати в будинку, якщо електроенергія на освітлення місць загального користування та живлення ліфтів з боку ОСББ оплачується своєчасно та в повному обсязі, відповіді немає», — писала в Facebook жительница ОСМД «Квартальна 3» Ольга Фирсова.

Подачу света в домах удалось возобновить в тот же день, вызвав на место полицию. Потерпевшие по-прежнему отказываются собирать деньги за необоснованную энергетиками разницу на общедомовых счетчиках в несколько сотен тысяч кВт в месяц. Поставщик услуги неоднократно напоминал о возможном отключении электричества за неуплату.

Откуда взялась разница? Мнение потерпевших

По версии местных жителей, данные, указанные в договорах поставки и распределения электроэнергии, не соответствуют действительности.

В прошлом году в рамках реформы энергорынка все облэнерго разделились на два предприятия: поставщика услуги («Энергосбыт») и оператора распределительных электросетей. Цель изменений — продавать электроэнергию по рыночной цене и дать потребителям возможность выбирать поставщика услуги по выгодному для пользователей тарифу. До этого поставкой электричества занимались компании-монополисты (облэнерго). Теперь абоненты заключают соглашение с двумя компаниями. Активное перезаключение договоров происходило в декабре 2018-го — январе 2019 года.

«Наш дом, по версии Облэнерго — это производственный объект, лифты — не для бытовых нужд, а для коммерции. А совладельцы, имеющие прямые двусторонние договора с “Энергосбытом” и Облэнерго, оказываются субпотребителями ОСМД, причем коммерческими», — жалуется Лариса Вовк, глава правления ОСМД «Вежа-Пісочин».

По ее словам, Облэнерго не предоставило им никаких альтернативных коммерческих предложений, прислав на подпись лишь один вид договора — для небытовых пользователей.

61858971 373650516836565 9187437737706258432 n

Фото предоставлено Ларисой Вовк

«Співробітниця ПрАТу (“Харьковэнергосбыт” — ред.) на зауваження з нашого боку, що в комерційній пропозиції, яку начебто розробили саме для ОСББ (за прямою вказівкою, що міститься у листі НКРЕКП), зазначено тариф 2,27 гривні (без ПДВ) замість 1,40 гривні (без ПДВ), плакала і казала: “Вам, що не запропонуй, все не те...”. Якийсь дивний діалог виходить...», — вспоминает Ольга Фирсова.

В разговоре с «Накипело» пресс-секретарь «Харьковоблэнерго» Владимир Скичко о ситуации говорит осторожно, мол вопрос сложный, и однозначно ответить, кто прав и кто виноват, пока невозможно:

«По этому поводу неоднократно проводились совместные комиссии информационно-консультативных центров, АТ “Харьковоблэнерго” как оператора системы распределения и акционерного общества “Харьковэнергосбыт” как поставщика универсальных услуг. И представители Госэнергонадзора и Национального регулятора присутствовали там как члены комиссии. На многие вопросы нет однозначных ответов. Есть моменты неопределенности, разные трактовки законодательной базы. По телефону я бы пока не хотел давать оценки отдельно взятым моментам. Они (ОСМД — ред.) отстаивают свою позицию, мы — свою. Мы считаем нашу позицию правомерной. В настоящий момент общего видения у нас нет».

Энергетики настаивают: в данной ситуации они имеют дело с объединением совладельцев многоквартирного дома. Получая услугу как юридическое лицо, такие потребители не могут считаться бытовыми.

Согласно Закону «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», ОСМД — действительно юридическое лицо. Однако, когда речь идет о предоставлении электроэнергии, объединение совладельцев многоквартирного дома должно получать услугу на основе договора коллективного бытового потребителя. Об этом говорится в обновленном Законе «О рынке электрической энергии»:

«Побутовий споживачіндивідуальний побутовий споживач (фізична особа, яка використовує електричну енергію для забезпечення власних побутових потреб, що не включають професійну та/або господарську діяльність) або колективний побутовий споживач (юридична особа, створена шляхом об’єднання фізичних осіб — побутових споживачів, яка розраховується за електричну енергію за показами загального розрахункового засобу обліку в обсязі електричної енергії, спожитої для забезпечення власних побутових потреб таких фізичних осіб, що не включають професійну та/або господарську діяльність)».

Статья 1 Закона Украины «О рынке электрической энергии»

«Я верю с большой долей вероятности, что это осознанная манипуляция со стороны Облэнерго, — полагает юрист ILF Иван Бондарчук. — По коммерческому предложению, которое предоставили ОСМД, тариф выше по сравнению с тем, что они могли бы платить. В законе есть определение «колективний побутовий і непобутовий споживач». ОСМД под первый вариант полностью подпадает, и они должны были заключить соответствующий договор. Я лично знаю людей в Киевской области, которые, будучи в такой же ситуации, обращались в Облэнерго, и этот вопрос тут же решался».

Как объясняет специалист, в получении коммерческого предложения прежде всего должны быть заинтересованы жильцы ОСМД. Чтобы добиться желаемых условий договора, глава объединения могла еще в декабре прошлого года обратиться в «Харьковэнергосбыт» с просьбой учитывать их пожелания в договоре. Не услышав претензий от абонентов, компания сделала выбор за них.

Харьковские чиновники не смогут помочь

Вместе с представителями ОСМД «Вежа-Пісочин» мы отправились в областной Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Песочинцы уверены, что на местном уровне чиновники обязаны отреагировать на ситуацию.

«Областная администрация на облэнерго повлиять не может, — заявила на встрече Наталия Горбаненко, начальница управления реформирования инфраструктуры и экономического анализа. — Энергетики считают так: если у вас стоит общедомовой прибор учета электроэнергии, вы должны составлять баланс с учетом этого прибора».

В таком случае ОСМД берут на себя обязанности ЖЭКов, которым до реформы ЖКХ подчинялись все жилые дома. Показания общедомового счетчика, как и прежде, распределяются между всеми квартирами и отображаются в платежках. То есть энергопотери оплачивают проживающие в ОСМД потребители, как и абоненты из еще существующих ЖЭКовских домов.

По итогу участники обсуждения сошлись на том, что Департамент ЖКХ подготовит письмо в Министерство регионального развития с просьбой поднять вопрос на государственном уровне.

Если в законе ничего поменять не удастся, Наталия Горбаненко советует добиться от главного офиса Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, указания для «Харьковоблэнерго» и «Харьковэнергосбыта». Нацкомисия может наложить штраф за нарушение прав потребителей, но обязать предприятия перезаключить договора не под силу даже вышестоящему органу.

Остается крайняя мера — обращение в суд с требованием заключить законный для ОСМД договор на поставку электроэнергии.

Спасение потребителей — дело рук самих потребителей

По мнению юриста Ивана Бондарчука, ситуацию усугубила юридическая неграмотность пользователей. Исправно оплачивая услугу, люди по умолчанию согласились с предложенными условиями и только спустя время спохватились. Доказать обратное в суде будет трудно, констатирует специалист:

«Люди оплачивают квитанции раз, два, три, а потом видят: что-то у них много выходит, и начинают ругаться. На новом рынке электроэнергии это так не работает. По правде говоря, реформа энергорынка недокоммуницировалась. Никому особо не разъясняли, как все должно быть. На этом фоне облэнерго могли прислать договора, которые сами посчитали нужными», — говорит Бондарчук.

Если вы считаете, что ваши права как потребителей электроэнергии нарушаются, сразу же обращайтесь в информационно-консультативный центр «Харьковоблэнерго», а также в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова