Токари и Груновка. Все зависит только от нас

После незапланированной остановки в Тростянце 22 июля сего года мы нашей дружной командой отправились дальше.
В 2 км от города Сумы расположено село Токари. Хотя по факту нынешние Токари представляют собой два населенных пункта (Токари и Малая Чернетчина), впоследствии объединенные в одно. В самих Токарях еще в начале ХХ века можно было полюбоваться прекрасным имением А. Д. Игнатьева. Это был двухэтажный дом с выдвинутым портиком, перед которым росли пирамидальные тополя. Первый этаж усадьбы был полуцокольным, второй ― мелко рустован.

Рис.001
Рис.002

Увы, в наше время от усадьбы не осталось и следа. Поэтому мы отправились в восточную часть села, где было раньше село Малая Чернетчина, которую также называли Монастырек. Из названий этих можно сделать вполне логичный вывод, что данный населенный пункт был как-то связан с монахами. И это совершеннейшая правда.

На небольшой возвышенности в окружении гор, покрытых лесом, давным-давно находился Сумской Успенский мужской монастырь. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Считается, что монастырь заложили в 1658 году, хотя самые ранние документы на эти земли появляются лишь с 1671 года. В первой половине  XVIII века в обители было три храма, и все каменные. В 1750 году построили храм Успения Богоматери, а в 1753 году стараниями подполковника Якова Алексеевича Шубского создана была надвратная церковь и колокольня во имя Всех Святых.

Фото Инны Роменской
Фото Инны Роменской

В 1755 в честь архангела Михаила основали третий храм, при котором была братская трапезная. Сумской Успенский мужской монастырь считался одним из очагов культуры и просвещения в тех краях. Полагают, что какое-то время в нем в 60-х годах XVIII века жил знаменитый украинский просветитель, философ и поэт Г. Сковорода. Успенские монахи владели шестью большими фруктовыми садами, а на реке Псел ― мельницей с 10 колесами.

Во время правления императрицы Екатерины II была устроена секуляризационная реформа. Одним из направлений было изъятие церковных владений и упразднение части монастырей. В 1787 году секуляризация (начавшаяся в 1764) добралась и до слобожанских земель. Монастырь закрыли, братии было предписано перейти в Куряж. Сами же постройки разобрали. Кирпич главного храма был продан для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Святейшего Синода, передан был в Каплуновскую церковь. Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви. Каменную ограду, окружавшую монастырь, продали для Богословской церкви Чернетчинской, а деревянные кельи ― сумским жителям. В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви. Лишь один храм Всех Святых остался.

Фото Инны Роменской
Фото Инны Роменской

Однако на сегодняшний день полностью Всесвятский храм в Малой Чернетчине не сохранился — от него осталась лишь колокольня, одиноко возвышающаяся посреди села и заметная издалека.
Потратив 20 минут на осмотр старинной четырехъярусной постройки XVIII века, явно приспособленную под оборону, мы двинулись дальше в путь.

На вопрос, вернулся бы я снова в это «сковординовское» и «кондратьевское» место, чтобы полюбоваться прекрасной постройкой в стиле барокко, однозначный ответ я, увы, дать не могу. Вроде и интересно там, но обратно не тянет.

Итак, следующая точка нашего путешествия ― село Краснопольского района, Сумской области под название Груновка. По дороге туда недалеко от поворота на нашу обожаемую Могрицу находится усадьба сельского зеленого туризма. Очень радостно, что, хоть и с трудом, но на Слобожанщине он все же развивается. Кстати, расстояние от усадьбы до могрицких красот — всего около 6 километров.

Фото Инны Роменской
Фото Инны Роменской

А вот с самой Груновкой ситуация сложная. Она вроде и наша, слобожанская, а вроде и не совсем.  Дело в том, что в 1796 году в результате губернской реформы императора Павла I была восстановлена Слободско-Украинская губерния, и Миропольский уезд, входивший ранее в состав Харьковского наместничества, упразднен. А его земли перешли к Суджанскому уезду Курской губернии. В состав УССР эти территории были возвращены лишь 16 октября 1925 года. Вот и получается, что наше, да не совсем. Как бы там ни было, но ехать в Груновку все же стоит. И вот почему.

Древний род князей Барятинских происходил от князей черниговских. Родоначальником их считается князь Александр Андреевич (XVI колено от Рюрика).

Рис.006

В XVIII-XIX веке представители этого старинного рода за счет успешной карьеры и выгодных браков значительно улучшили свое благосостояние. Князь Иван Сергеевич Барятинский (1738—1811 гг.) был известным дипломатом екатерининской эпохи, посланником в Париже. Его единственным наследником был князь Иван Иванович (1767—1825 гг.). В 1799 году Павел I пожаловал ему родовое командорство Мальтийского ордена. Работая в дипломатической миссии в Лондоне, князь  женился на дочери лорда Шерборна. В 1806—1812 годы был послом при дворе короля Баварии в Мюнхене, где прослыл известным англоманом.
В период с 1811 по 1820 годы Иван Иванович создает близ села Ивановского (основанного еще гетманом Иваном Мазепой) прекрасную родовую усадьбу Марьино, названую в честь двух жен князя: Марии Франциски Деттон, умершей вскоре после рождения дочери, и Марии Федоровны Келлер.

Портрет князя Барятинского работы Э. Виже-Лебрен
Портрет князя Барятинского работы Э. Виже-Лебрен

От двух браков у князя было восемь детей, которые также в дальнейшем упрочили положение семьи. Дочери Ивана Ивановича славились своей необыкновенной красотою. Известная шотландская художница-портретистка Кристина Робертсон, работавшая при дворе Николая I, создала портреты Ольги Ивановны Барятинской ― жены графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова.

Рис.008

Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua

Леонилла Ивановна (в замужестве Сайн-Витгенштейн) считалась вообще одной из красивейших женщин своего времени и дожила до 102 лет. Один из самых модных немецких портретистов середины XIX века Франц Ксавер Винтерхальтер в своих полотнах навеки запечатлел для мира ее образ.

Фото с сайта www.getty.edu
Фото с сайта www.getty.edu

Фото с сайта www.getty.edu

Фото с сайта www.getty.edu

А, например, старший сын князь Александр Иванович известен тем, что сломил сопротивление войск Шамиля и в 1859 году взял его в плен. Но не только красоту, блистательный ум и положение в обществе унаследовали от своих родителей дети Ивана Ивановича. Князья Барятинские были одними из крупнейших землевладельцев в Курской губернии. В наследство им достались многочисленные дома, поместья, деревни.

В 1860 году в одной только Льговском уезде Курской губернии князю Владимиру Ивановичу Барятинскому принадлежало порядка 30 населенных пунктов. Ну, а самый младший из детей князя Ивана Ивановича, Виктор, как раз и владел в Суджанском уезде деревней Николаевкой и слободой Груновкой. Личностью он был не менее примечательной, чем его старшие братья и сестры.

Болеславский М. А., портрет Князя Виктора Ивановича Барятинского (1823-1904), 1845 г., Самарский областной художественный музей.
Болеславский М. А., портрет Князя Виктора Ивановича Барятинского (1823—1904), 1845 г., Самарский областной художественный музей.

В 1841 году, окончив курс Петербургского университета, князь пошел по собственному желанию на морскую службу и вскоре мичманом поступил в Черноморский флот. Вскоре Виктор Иванович
приобрел репутацию отличного парусного офицера, а также обратил на себя внимание адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова и других. Будучи членом Одесского общества истории и древностей, князь все свободное время посвящал археологии, которая было его страстью. Даже свою личную яхту он назвал «Ольвия». Живя в Севастополе, а позднее в Греции, во время заграничного плавания Барятинский посвящал свободное от службы время археологическим изысканиям и первым стал производить раскопки Херсонеса Таврического. Кстати, считается, что именно он определил место в Афинах, где должен был находиться у подножия Акрополя театр Дионисия. Только уход его судна из Греции помешал ему докопать до той глубины, где впоследствии известным археологом Шлиманом  действительно и был найден этот театр.

Талантливейший живописец Ованес Айвазян (Иван Константинович Айвазовский) создал не одну работу на тему Крымской войны. Одному из сражений художник посвятил две картины: «Морское сражение при Синопе 18 ноября 1853 года» и «Синопский бой. Ночь после боя». Последнюю работу Айвазовский воссоздал по схеме князя Виктора Барятинского, которую тот зарисовал на месте по поручению вице-адмирала Нахимова. При этом интересно, что князь не только отметил расположение русских судов, но также и записал отдельно основные цвета сражения. «Для того,— говорил он позднее,— чтобы передать все это какому-нибудь живописцу».

Рис.013

Принял владелец Груновки также и участие в обороне Севастополя. Заболев тяжко тифом, был вывезен из города для лечения. Осенью 1855 года Виктор Иванович женился на Марии Аполлинарьевне Бутеневой. Молодая супруга была по уму и оригинальности ровней мужу. Из-за того, что родилась в Константинополе, имела прозвище «княгиня Кокона». Детство и юность провела в Риме, свободно говорила по-итальянски и знала итальянское искусство в совершенстве, отлично музицировала и прекрасно рисовала.

После заключения мира Виктор Иванович вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга и проживал то в Одессе (где купил великолепный дом), то в своем любимом имении в Груновке. Там он построил огромную усадьбу (под стать родовому поместью в Марьино) на 42 комнаты, которую иногда называли «зеркальный дворец». В ней князь устроил целый музей древностей, огромную библиотеку и картинную галерею.

Живя в усадьбе, князь ревностно занимался и общественными делами в качестве почетного мирового судьи и земского гласного. Около 1861 года появляется в Груновке и крайне необычный храм святого Архистратига Михаила.

Фото Инны Роменской
Фото Инны Роменской

Уникальность этой  церкви состоит в том, что  она сочетает в себе католический и православный стили. Возможно, это связанно с тем, что сама Мария Аполлинарьевна была верующей латинского обряда. Рядом в таком же стиле, что и храм, возведено здание церковно-приходской школы.

Фото Инны Роменской
Фото Инны Роменской

Следует отметить, что проводились в Груновском храме церковные службы как для православных, так и для католиков. В 1874 году там же княгиней  Барятинской был основан детский приют.

Нуждаясь в теплом климате из-за болезни, последние 12 лет своей жизни князь Виктор Иванович провел почти безвыездно в Италии. Умер он 8 мая 1904 года в Риме на 81 году жизни. Через два года в Лозанне скончалась и Мария Аполлинарьевна.

Сегодня от огромной усадьбы князей Барятинских в Груновке не осталось и следа. Уникальный храм, несмотря на то, что его колокольня немного утратила свою изначальную форму, сохранился практически полностью. Здание церковно-приходской школы также осталось...

Но надолго ли? Это все зависит только от нас.






Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ещё по теме:

ДТП на Сумской: что известно (обновляется)

Одиннадцать пострадавших: авария в центре Харькова

Маленькая история о графских сокровищах в Харькове

Виды Дании появятся на фасаде ХНАТОБа

Как городская инклюзивность помогает отдыхать

опубликовано

29 сентября 2017

текст

Антон Бондарев

фото

Инна Роменская

просмотров

466

поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: