Старый цирк. История успеха с холодком - Накипіло
Фото

Старый цирк. История успеха с холодком

Я захожу в помещение Старого цирка. Первое, что я чувствую ― здесь очень холодно. На манеже тренируются юные акробаты. Они в легкой спортивной одежде, я же мерзну в лыжной куртке. Но ребят холод не останавливает, и они раз за разом отрабатывают трюки до совершенства. Здесь иначе не умеют и не умели никогда.

К истокам

Цирк, который сейчас называют Старым, в 1906 году построил Генрих Грикке. Это первый каменный цирк в Харькове. Здание уникально: его цирковой манеж трансформировался в театральную сцену, поэтому с весны по осень это был цирк, а с осени по весну ― театр. Купол цирка, необычная конструкция из дерева и металлических труб, напоминает зонтик изнутри.

С 1917 года в помещении начал действовать государственный цирк. В 30-х годах он приобрел большую популярность. В нем начинали свою карьеру многие артисты, мастера советского цирка. В цирке впервые в Европе была реализована система, благодаря которой на манеже круглый год находился лед.

цирк

«С 75-го года было подготовлено порядка ста номеров и аттракционов. Здесь разгоралась борьба за манеж, а ссоры и скандалы случались буквально каждые 5-10 минут», ― рассказывает Дмитрий Лыко, заместитель генерального директора ГП «Государственная цирковая компания Украины».

Здесь выступали Владимир и Юрий Дуровы, Константин Берман, Михаил Генин, пел Федор Шаляпин, играли Марко Кропивницкий, Николай Садовский и Панас Саксаганский. Эти стены буквально пропитаны историей.

Детская студия

Детско-юношеская студия циркового искусства возникла в 1998 году. На тот момент цирковое училище не выпускало артистов, поэтому ощущалась нехватка кадров. Первоначально студия предназначалась для детей старше 14 лет. Но через две года решили принимать всех ― уже с четырех лет ребята могли заниматься в студии. Сейчас в студии обучаются больше 100 парней и девочек.

DSC_9273-2

Как рассказывают сами воспитанники, они не представляют жизни без цирка. Не раз бывали ситуации, что бросали, но со временем все равно возвращались. Это их семья. Их не пугает холод. Старшие ребята уже сами начинают тренировать младших. И еще юные акробаты мечтают о больших зарубежных манежах.

Евгению 18 лет, он занимается цирковым искусством с трех лет. Ему нравится внимание зрителей, он говорит, что во время работы раскрывается больше, чем где-либо.

«Я боюсь высоты. Всем говорю, никто не верит, ― смеется Женя. ― Мне нравится на высоте, особенно этот адреналин. Но когда привыкаешь, надо делать что-то новое, такое, чтоб аж завораживало. И вот это как раз и дает прогресс в цирковой индустрии».

DSC_2035-5

Воспитанники Старого цирка занимают первые места и получают гран-при фестивалей. В 2016-м году 14-летняя акробатка Мария Шевченко дошла до финала в шоу «Україна має талант». Ученики студии Катерина Рудик и Евгений Гавриленко стали финалистами того же шоу и победителями международного проекта «Маги цирка» в рамках детского циркового Евровидения.

Искусство без поддержки

Раньше государство относилось к циркам по-другому, считает Дмитрий Лыко, заместитель генерального директора ГП «Государственная цирковая компания Украины». В Советском Союзе «Госцирк» был организацией по официальному ввозу валюты. Сейчас многие говорят, что цирковое искусство неприбыльное и не имеет будущего, но Дмитрий с этим категорически не согласен.

А что случилось с нашим цирком сейчас? Разве наши артисты перестали быть профессионалами, на них прекратился спрос? Нет!, — подчеркивает Дмитрий Лыко.

Полтора года Старый цирк зарабатывает деньги самостоятельно и, по словам его художественного руководителя Светланы Момот, не имеет долгов. Но все заработанное идет н оплату коммунальных платежей, а не на развитие технической базы студии.

DSC_9009-1

«Мы самостоятельно можем делать представления, приглашать артистов и организовывать мероприятия. Здесь уникальная акустика, это тоже можно использовать. Работники сами готовы отремонтировать здание и собрать на это деньги. Ведь люди нас поддерживают и тоже хотят, чтобы цирк существовал. Но есть препятствия с юридической стороны. Вся эта реорганизация пока ни к чему хорошему не привела», — Светлана Момот, художественный руководитель студии циркового искусства «Старый цирк».

Три года назад студия держалась на плаву и даже пользовалась спросом. Но потом появился приказ о реорганизации. Сейчас все наработки, которые используют в цирке, ― трехлетней давности.

«Мы не можем творчески развиваться. У нас были договоры и проекты. Масса креативных вещей, спектр ― от детей до взрослых. Но тогда мы получали хотя бы какие-то деньги от государства», — говорит Светлана.

На вопрос, для чего вообще бороться за цирк, Светлана Момот отвечает — ради детей. Их не становится меньше, наоборот, приходят новые.

«Мы говорим на собрании, что холодно, но все равно идут». Еще очень важен сам цирк. «Чтобы это уникальное здание превратилось в руины?! Это история украинского цирка. Как от этого можно отказаться?», — отмечает художественный руководитель «Старого цирка».

Старшая дочь Марии Гамаюновой занимается в студии уже шестой год (ей 10 лет), младшая – пятый (ей восемь). Марина считает, что в цирке разносторонние развитие ― это и танцы, и акробатика, и гимнастика.

«Мы просто влюбились в Старый цирк и уже не понимаем, как жить без него. Дети занимаются здесь каждый день по 5 часов. Для них это второй дом, они не представляют свою жизнь без цирка».

DSC_9293-3

Пока здесь все держится на энтузиазме и сплоченности родителей, тренеров и самих детей. То, как они борются за свою студию, заслуживает уважения. Они считают, что, чем больше будут знать об их проблемах, тем больше шансов, что услышат и помогут.


...У меня замерзли руки, ушей я уже не чувствую. А ребятам хоть бы что – они летают, они звезды. Наверное, это и есть самое важное, это и есть Старый цирк.

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке международного медиапроекта MyMedia.

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова