Славгород. Один из необычнейших храмов - Накипіло
img

  • 14 липня 2017

По прошествии ровно 20 дней с момента нашей поездки по Сумщине мы с Инной Роменской, Дмитрием Кривулей и Антоном Бижко вновь отправились в путь. Новые слобожанские дали звали и манили нас. Глаза разбегались от количества мест, куда хотелось поехать. На этот раз наш выбор пал на маршрут Славгород – Мезеновка – Рясное, находящиеся на территории бывшего Ахтырского уезда. Как обычно, с дорогами у нас огромная проблема. Однако удача все же улыбнулась: к нам присоединилась часть команды организаторов «1st Auto Grad Rallye» из УАР (Украинский Автомобильный Рух) в лице Богдана Бондаренко, Алексея Сорокина и Ольги Дзюбы. Именно благодаря их Nissan Patrol и JEEP Wrangler, которые смогли преодолеть любое бездорожье, мы и добрались до всех запланированных мест.

Итак, первая точка нашего путешествия ― Славгород.

Изначально это было укрепленное местечко, населенное боярскими детьми, пушкарями да стрельцами. В 1686 году ахтырский полковник Иван Перекрестов купил Славгород у боярских детей Вольновской службы и заселил его «черкасами».

Рис.001

Однако в 1704 году в силу своей жадности и притеснения казачества он попадает в опалу.
По Высочайшему повелению Петра I его отстраняют от полковничьего уряда, а огромные и богатые имения Перекрестова отбирают и передают в казну.
Следует отметить, что полковники и сотники слободских полков в то время действительно не отличались идеальным поведением. Их борьба за власть, доносы друг на друга, коррупционные схемы и т. д. прекрасно и детально описаны в книге Владимира Маслийчука «Казацкая старшина слободских полков второй половины XVII ст. ― первой трети XVIII ст.».

Рис.002

В 1720 году Славгород в числе прочих бывших владений Перекрестова был пожалован Петром I своему духовнику Тимофею Васильевичу Надаржинскому.

До конца XVIII века существовало в Славгороде четыре храма:

1) Святителя Николая;
2) Троицкий;
3) Архангельский;
4) Введенский.

Однако со временем они либо сгорели, либо были разобраны. В 1807 году на средства  помещицы Варвары Надаржинской был воздвигнут однопрестольный каменный храм в классическом стиле во имя св. Троицы, украшенный колоннами и с колокольнею.
Затем имение переходит к Корасковым, а потом ― к князьям Голицыным.

Перед самим храмом на площади 18 апреля в 1818 году на могиле генерал-майора А. И. Корсакова был воздвигнут прекрасный мавзолей из красного кирпича. Когда в 1914 году усадьбу посетил Григорий Лукомский, выглядел мавзолей весьма печально. Сейчас же от него и вовсе не осталось и следа.

Рис.003
Рис.004

В 1843 году Софьею Алексеевною, княгинею Голицыной, урожденной Корсаковой, храм этот был возобновлен. В нем появился новый иконостас, два киота в притворе, паркетный пол в алтаре. В  нишах наружной стены храма, сиротливо пустующих сейчас, были поставлены удивительно красивые алебастровые изображения архангелов Гавриила и Михаила, святителя Алексея, мучениц Софии и Александры, вмч. Варвары и Екатерины, ап. Петра, св. Василия и мученика Виктора.

Рис.005
Рис.006

Колокольня же была выстроена весьма необычно: в виде массивного, четырехугольного, с прямым отверстием куба.
Во время пребывания на посту епископа и архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (в миру — Алексей Иосифович Ключарев), а именно в 1882 -1901 годах эти статуи были убраны, а в нишах вместо них были написаны фрески или установлены новые статуи епископов в митрах. В то же время убран был «за ветхостью» и чудесный иконостас.
Причина этому всему была предельно проста: дело все в том, что бдительное око Харьковского епископа усмотрело в храмовых изваяниях признаки католичества.

В этом, кстати, не было ничего экстраординарного. На Слобожанщие, действительно, в храмах можно было встретить и статуи, и иконы, присущие католичеству. В книге В. Ф. Давыденко 1901 года издания «Современное состояние расколо-сектантства в Харьковской епархии» читаем:
«Кроме того, в рядах икон, украшающих храмы и божницы наших православных крестьян, весьма нередко встречаются иконы и изображения святых и священно-исторических событий католического характера или же самоизмышленные изображения, составляющие плод фантазии местных живописцев. И такие изображения во множестве по деревням во время ярмарок составляют предмет кощунственной торговли...
Другими мерами, одобренными Миссионерским Съездом духовенства для поднятия религиозно-нравственного уровня в православном населении прихода и для борьбы со штундо-толстовщиною, признаны следующие:

…10) Просить епархиальное начальство обратить внимание кого следует на распространяемые в народе иконы так называемого суздальского и католического письма, и на небрежный способ их продажи на открытой площади, на рогоже, под телегой…»

Однако борцы за чистоту веры забывали, что в Украине, как и на Севере, вполне распространены были скульптурные изображения святых. Но, даже несмотря на новые перестройки, Лукомский  в начале ХХ века писал, что «храм вполне может быть причислен к числу лучших построек губернии».

В саду при церкви находилось кладбище, на котором над прахом прежних владельцев возвышались удивительной красоты памятники.

Рис.007
Рис.008

Из рода Голицыных там были похоронены:

Князь Василий Петрович Голицын (по прозвищу «Рябчик»), 1800—1863 гг., занимавший должность харьковского губернского предводителя дворянства в 1841—1852 годах.
Его жена, Софья Алексеевна (урожденная Корсакова), 1808—1858 гг.
Князь Виктор Васильевич Голицын (1835—1885 гг.), ахтырский уездный предводитель дворянства.
Его жена Елизавета Николаевна (урожденная Анненкова), 1840—1886 гг.
Князь Виктор Викторович Голицын, 1860—1877 гг.
Княжна Александра Викторовна Голицына, 1864—1866 гг.

Рис.009

Захоронения оставались неприкосновенными до 1930-х гг. Затем они были варварски разрыты, так как «эксплуататоры» могли иметь на себе драгоценности...
И лишь оставшаяся на сегодняшний день могила без памятника скромно напоминает о бывших владельцах Славгорода.

рис.10

фото Инны Роменской

Напротив храма, на другой стороне обширной площади была расположена усадьба, от которой в наше время, несмотря на ее немалые размеры, ни осталось и следа.

Рис.011
Рис.012

Однако разбросанные вокруг площади старинные двухэтажные флигели можно увидеть и по сей день. Местное население рассказывало нам, что еще несколько лет тому назад на насыпанный посреди пруда остров в усадебном парке можно было попасть по «голицынскому мосту», и где-то там (по их словам) есть еще руины оранжерей. Но, увы, сейчас моста нет, а ожидаемая приятная прогулка по барскому парку для нас оказалась сродни походу по непролазным джунглям.
И ведь совершенно прав был Григорий Лукомский, написав в своей книге:

«Грустное впечатление остается в общем от обзора Славгородка. Чудное дворянское гнездо с хорошим домом, с садом «задумчивым», с церковью высокохудожественной – сколько средств, сколько трудов было затрачено на устройство всего этого для того, чтобы теперь подвергнуться постепенному разрушению!»

рис.13

фото Инны Роменской

В Славгороде сейчас действительно грустно. То, что не смогли разрушить большевики и немцы, постепенно приходит в еще большее запустение сейчас. С такими мыслями мы покинули некогда славное место и отправились в путь дальше. Ведь впереди нас ждали прекрасные руины в Мезеновке…

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова