С 1 января в Украине изменился рынок электроэнергии. Теперь потребители могут выбирать поставщика с разными условиями покупки электричества и не зависеть от облэнерго. Мы попытались разобраться, как новая реформа внедряется в Харьковской области.
Что изменилось для населения, бизнеса и ОСМД?
Согласно Закону «О рынке электрической энергии», акционерное общество «Харьковоблэнерго» разделилось на оператора распределительных электросетей (ОРС) и поставщика («продавца») электрической энергии — ЧАО «Харьковэнергосбыт». Последнее выполняет функции подрядчика универсальных услуг для жителей области и малых небытовых потребителей.
«Согласно постановлению Кабинета Министров, которое определяет перечень поставщиков универсальных услуг на территории Украины, в том числе Харьковской области, такие поставщики выбираются на два года до 31 декабря 2020-го. Дальше Кабмин будет проводить конкурсы», – рассказывает заместитель гендиректора по коммерческому учету «Харьковоблэнерго» Геннадий Костин.
Юридические лица (включая ОСМД), у которых договорные мощности превышают 150 кВт, должны были самостоятельно искать компанию-«продавца». Те, кто еще не определился, будут автоматически получать электричество от поставщика «последней надежды» – госпредприятия «Укринтерэнерго», у которого услуги на 25% дороже.
Бытовые и малые небытовые покупатели, которые не заключили договор с выбранным импортером, с 1 января начали сотрудничать с предоставителем универсальных услуг – «Харьковэнергосбыт». При этом подавать заявление было не обязательно.
«Все договора по поставке на рынке электроэнергии носят характер договоров присоединения, то есть нет необходимости ставить физическую подпись. Они регламентированы на уровне всей страны одинаково, поэтому потребители считаются состоящими в договорных отношениях с “Харьковэнергосбыт”, подавая заявление на присоединение или по факту потребления, а также оплаты», – объясняет замгендиректора по экономике и инвестициям «Харьковоблэнерго» Дмитрий Исаев.
Новая модель рынка полноценно заработает 1 июля 2019 года. До этого времени компании-подрядчики продолжат покупать электроэнергию у госпредприятия «Энергорынок» и перепродавать ее своим абонентам.
Как быть с квитанциями?
С 1 января все платежи за использованное электричество должны поступать на расчетный счет «Харьковэнергосбыт» (если нет договора с другим поставщиком). Однако из-за технических причин на предприятии не все потребители в феврале получили квитанции с новыми реквизитами и продолжали оплачивать комуслугу по счетам «Харьковоблэнерго». В связи с этим у одних абонентов появилась задолженность, у других – переплата.
За первые два месяца этого года потребители переплатили почти 100 миллионов за электроэнергию. По словам Исаева, на сегодняшний день эти деньги перечислены поставщику и зафиксированы на лицевых счетах абонентов.
«Все средства, перечисленные абонентами предприятию «Харьковоблэнерго», находятся на учете по лицевым счетам, все они персонифицированы. Таким образом, мы понимаем, чья это переплата. Хочу всех успокоить, эти деньги никуда не денутся», — подчеркнул замгендиректора.
Перевести все переплаты потребителей на счета «Харьковэнергосбыта», руководство «Харьковоблэнерго» обещает до 1 апреля.
Однако если сверх уплаченные средства появились из-за начислений по субсидии, то деньги будут переведены по окончания отопительного сезона – после перерасчета за неиспользованную субсидию.
Что будет с должниками?
Энергетики заверяют: отключать потребителей, которым начислена задолженность с 1 января 2019 года, не будут.
«...пока что никаких уведомлений на отключение по бытовым абонентам за неоплату мы не подаем в облэнерго, а оно отключает именно по нашей заявке», – подчеркивает коммерческий директор «Харьковоблэнерго» Сергей Титаренко.
По его словам, на данный момент у предприятия около 180 тысяч должников. Абоненты, у которых накопилась задолженность до 1 января, в марте получат две квитанции: одну от «Харьковоблэнерго» с суммой долга, вторую – от «Харьковэнергосбыт» с текущими начислениями за потребление.
К слову, тарифы для населения останутся прежними – 90 копеек за 1 кВт/час за месячный объем электроэнергии до 100 кВт/час и 1,68 гривен – свыше 100 кВт/час за месяц.
Кто будет снимать показания счетчиков?
Фиксировать показания приборов учета будет «Харьковоблэнерго» как оператор системы распределения. Показания энергетики будут передавать в «Харьковэнергосбыт», а последнее – начислять выплаты для потребителей.
«Все показания передаются в базу для формирования счетов либо контролеру или по “Вайберу”, либо по звонку в колл-центр – он работает круглосуточно. Плюс еще, если есть подозрение,что данные не были учтены, можно войти в личный кабинет на сайте “Харьковоблэнерго”, посмотреть данные на лицевом счете и сравнить их с показаниями на счетчике», – информирует Геннадий Костин.
Можно ли выбрать нового поставщика?
Договор, заключенный с предприятием «Харьковэнергосбыт» действует бессрочно, по факту потребления. Однако абонент может его расторгнуть в любое время.
«За 20 дней до изменений потребитель должен не иметь долгов перед своим поставщиком, затем обратиться с заявлением, что он переходит на нового поставщика, подать документы по урегулированию взаимоотношений с облэнерго в части распределения. И поставщики будут меняться», – поясняет Дмитрий Исаев.
При этом важно не затягивать с подписанием договора с другим подрядчиком. В противном случае новым импортером станет поставщик «последней надежды».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин