Возможно ли живописными средствами так изобразить корку затвердевшего, нерасстаявшего снега, эту чуть подтаивающую слоистость, настолько четко, чтобы иллюзия нарисованного пейзажа превратилась в реальность? Это кажется немыслимым, но именно в этом наш с вами земляк не знал себе равных. Говорили, что «самый подлинный и необычайно осязаемый снег» получался только у него. У всякого пейзажиста, безусловно, есть любимое время года. Это время, когда дышится легко и живописные образы, подобно поэзии, слагаются быстро, слаженно и в рифму. И тогда начинает казаться, что кистью руководит уже не длань гения, а что-то потустороннее, благодаря чему оживает природа...
13 августа 1867 года в городе Волчанск Харьковской губернии родился на свет Божий Михаил Маркианович Гермашев (Бубелло).
В своем творчестве он добился столь поразительных результатов в технике письма, что его пейзажи были настолько натуральны, что некоторые считали их обманом зрения, иллюзией.
В 1892―1899 гг. Гермашев получает образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, будучи учеником самого И. И. Левитана. Так же его учителями были Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Владимир Маковский и Василий Поленов.
С 1894 г. начинает принимать участие в выставках (Академии художеств, Московского товарищества художников, Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок).
Но судьбоносным в жизни молодого художника суждено было стать 1897 году.
Тогда картина, написанная Гермашевым, «Снег выпал», на выставке в Москве вызвала интерес ценителей пейзажа. Она не просто получила первую премию Московского общества любителей художеств, но и сам великий собиратель живописи Павел Михайлович Третьяков обратил на нее внимание. Он упросил живописца продать этот холст, и после приобретения выставил картину в своей галерее.
Этот успех вдохновил живописца на создание других замечательных полотен. Одно за другим появились: «Незамерзшая река» (1898), «Вечер» (1901), «В марте» (1905), «Теплый день» (1908), «В глуши» (1911), «К весне» (1912) —и другие.
Михаил Гермашев становится постоянным участником выставок Московского товарищества художников, вращается в избранных творческих кругах Москвы и Санкт-Петербурга.
Престижный в то время петербургский журнал «Искусство и художественная промышленность» в 1902 году помещает крайне благожелательный отклик на произведения Гермашева, показанные в Москве на Седьмой выставке акварелей, пастелей и рисунков (ноябрь 1901 г.). В том отклике читаем: «Очень хорош «Дождливый день» Гермашева. На картине уголок города, дождь прошел, но чувствуется еще сырость воздуха, по небу плывут подозрительные облака, и можно ожидать, что дождь пойдет опять и опять. Пейзаж выдается изящной, выработанной техникой, что вообще свойственно господину Гермашеву, как художнику с определенным, сложившимся обликом».
Репродукции картин были настолько популярны, что печатались в журналах «Нива», «Живое слово», «Огонёк». Была даже выпущена серия открыток с картинами Гермашева.
В 1920-х годах Михаил Маркианович, как и многие наши другие талантливые земляки, навсегда покидает то, что осталось об бывшей империи и поселяется в Париже.
Там он по-прежнему много и плодотворно работает, его картины популярны… Но успех художника у парижской публики имел страшную тайну. По договору с французским коммерсантом Леоном Жераром Гермашев был обязан поставлять в его картинную лавку каждый месяц по две картины, причем на заданную тему. На продаже картин богател лишь заказчик, продавая их за три-четыре цены, тогда как художник все больше и больше превращался в ремесленника, работающего не для души, а ради заработка. Получаемой скудной платы Михаилу Маркиановичу едва хватало, чтобы приобрести необходимые холст и краски. При этом его картины, проданные за большие деньги, уплывали в Англию, Аргентину и Австралию. Однако в 1927 году Гермашев все же смог выставить свои лучшие холсты в салоне Национального общества изящных искусств.
Увы, старость талантливый слобожанский живописец встретил в бедности ― она сопровождала его на чужбине до конца дней. Революция поломала множество судеб, и эту тоже. Михаил Маркианович Гермашев умер во Франции в 1930 году. Его простая живопись, наполненная оттенками легкой грусти и щемящей тоски, и по сей день является творением скорее для души и одинокого наслаждения, но никак не для шумной и непонимающей толпы. Всмотритесь в картины нашего земляка. Даже в наше время мало какая фототехника в состоянии так воспеть снег, как это делал в своих картинах один из величайших «художников зимы».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин