В последнее время среди исследователей и экскурсоводов наблюдается немалый интерес к истории различных национальных общин, проживавших в нашем городе и на территории Слободской Украины. Благодаря этому все влюбленные в прошлое нашей земли могут узнать истории немецкого, французского, английского, польского, еврейского и даже американского Харькова.
Безусловно, порою качество материала оставляет желать лучшего, так как не всегда базируется на архивных документах. Однако такое многонациональное позиционирование истории нашего города и края, на мой взгляд, дело хорошее и нужное. На землях Слободской Украины испокон веков обитало немало всевозможных национальностей, каждая из которых внесла в нашу историю и культуру свой определенный вклад. Именно поэтому в сегодняшней статье я хотел бы снова затронуть национальную тему и поговорить на этот раз о ромах.
Кстати, один из самых ранних юридических документов на территории тогдашней Российской империи о ромах, или цыганах, как их называли тогда, связан с нашим краем. В именном указе и высочайшей резолюции императрицы Анны Иоанновны от 7 июня и 5 июля 1733 года по случаю учреждения слободских полков: Сумского, Ахтырского и Изюмского читаем: «Повелено было: вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанным к Слободским полкам, и для того сбора определить особого человека, так как цыгане в перечень не написаны. При сем случае в докладе генерал-лейтенанта князя Шаховского объяснено было, межу прочим, что цыган в перепись писать было невозможно, потому что они дворами не живут».
Причина такого указа предельно проста — необходимость содержать армию. Ведь в те далекие времена деньги на довольствие воинских частей собирались на определённой территории с конкретных групп населения.
Годом ранее в переписи Слободских казацких полков было зафиксировано 4500 цыган. Из них было только одиннадцать оседлых. А указом Сената от 1 марта 1766 года было предписано с 1767 года обложить семигривенным окладом всех цыган. При этом уточнялось, что те, «не имея оседлости, держатся больше всего в Слободско-Украинской, Московской, Воронежской, Астраханской и Казанской губерниях». Известный историк Михаил Мелентьевич Плохинский в своей работе 1890 года «Цыгане Старой Малороссии», опубликованной в журнале «Этнографическое обозрение», отмечает, что количество представителей этого народа на территории нынешней Украины в XVIII веке часто колебалось. Если обстоятельства были благоприятны, то число их увеличивалось. Цыгане прикочевывали из Великороссии, из слободских полков или даже из Польши. Если же обстоятельства не благоприятствовали, то они откочевывали, причем чаще всего ― на земли Слободской Украины.
Указ императрицы Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял всех живущих в империи цыган к крестьянскому сословию, предписывая взимать с них налоги и подати. Правда, никаких серьезных мер по закрепощению цыган так и не проводилось. Однако ромы все же обязаны были платить налоги, поэтому, несмотря на кочевой образ жизни, их пытались как-то фиксировать на определенной территории.
Основным источником информации нам служат материалы, указанные в «ревизских сказках». Эти документы ― результаты проведения ревизий (переписи) с целью обложения подушным налогом податного населения империи в XVIII ― первой половине XIX веков в каждой губернии. В городах подобные документы составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими. Всего в период с 1719 по 1858 годы в империи было проведено 10 таких ревизий:
1 — 1719—1725 гг.
2 — 1744—1745 гг.
3 — 1762—1763 гг.
4 — 1782 г.
5 — 1795 г.
6 -1811—1812 гг.
7 — 1816 г.
8 — 1833—1834 гг.
9 — 1850 г.
10 — 1857—1858 гг.
Все материалы первых трех ревизий сейчас хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов). А вот с материалами остальных, относящихся в том числе и к ромскому прошлому Слободской Украины, можно при желании ознакомиться в архиве нашего города. И именно там находится старейший письменный документ (а точнее, перепись), связанный с прошлым цыган на наших землях.
Сведения, содержащиеся в «Ревизской сказке на цыган по округам Харьковского наместничества» за 1782—1784 годы весьма интересны. Из документа общим объемом 89 страниц можно узнать фамилию, имя, отчество, состав семьи и возраст ромов, проживавших в различных населенных пунктах нашего края, в том числе и Харькова. Особый интерес также представляют сведения об оседлых цыганах, где в дополнении указывался род занятий, а также наличие недвижимости. Подобную же детальную информацию можно найти и документе пятой ревизии 1795 года. Однако людей в ней записано уже значительно меньше. Составлявшие перепись писари были предельно честны, напротив некоторых фамилий указывая: «Дом имеет, а земли нет. Промышляет обманом и продажею лошадей, а записываться в купечество или мещанство не желает».
В любом случае, все эти указы и переписи ― неотъемлемая часть прошлого нашей любимой Слобожанщины. Известный харьковский историк Владимир Маслийчук в завершении своего выступления 11 июня 2008 года на международной конференции в Киеве «Роми України: із минулого в майбутнє» сказал абсолютно правильную вещь:
«Підсумковуючи, я хочу зазначити, що друга половина XVIII ст. та велика зустріч трьох етносів на території гетьманської та Слобідської України насичена низкою контраверсій, але безпосередньо цигани і українське населення XVIII ст. знаходили чимало шляхів для порозуміння. Я сподіваюся, таке порозуміння ішло й значно далі».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин