В нашем мире всегда были, есть и будут мерзкие и злые люди, пишущие доносы на других.
Облить грязью того, кто неприятен, не так уж и сложно, главное ― наличие при этом богатого воображения. Чем больше я работаю с архивными делами, тем больше убеждаюсь, что многое в истории и жизни нашего города повторяется― и события, и персонажи. Некоторые люди, имеющие определенные взгляды, кажется, и вовсе за прошедшие 100 лет не умерли. Так и живут среди нас...
Далекого 28 июля 1914 года на имя харьковского вице-губернатора Павла Николаевича Масальского-Кошуро пришел следующий анонимный донос.
« Его Превосходительству
Господину Харьковскому Вице-ГубернаторуВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО.
В то время, когда Святая РУСЬ всколыхнулась на защиту ДОРОГОГО ОТЕЧЕСТВА, когда в Христовых Храмах возносится молитва к БОГУ о здравии любимого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и о даровании победы Русскому Оружию, когда стар и мал, с верой в БОГА и ЕГО святую ВОЛЮ молят ВСЕВЫШНЕГО, одновременно с этим, как нигде ни в одном городе и государстве твориться открытый разврат и пьянство в домах терпимости и, где опаивают евреи несчастного русского воина, забирая от него последние гроши и награждая венерическими болезнями, выводят из строя сотни русских воинов.
Неужели теперь, в такое страдное время невозможно уничтожить то, что сознательно гнездится для вреда человечества, служа одновременно пунктом для раздачи прокламаций в войска.?
Неужели содержателям притонов (все крещенные евреи) закон разрешает открыто торговать христианским телом беззащитных женщин, попавших в сети предприимчивых хозяев такого ужасного и позорного дела ?
ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, я, пишущий эти строки, глубоко верю в Вас, как в человека истинно-русского, состоящего во главе интересов Правительства и Общества и обращаясь к Вам убежден, что Вами будут приняты меры к уничтожению этой клоаки в особенности теперь.
Ведь невозможно без сострадания смотреть на все, что здесь твориться, когда самым гадким обманным образом грабят русского солдата, опаивая его спиртными напитками, сотни бутылок которых на глазах полиции вносятся и выносятся открыто и безнаказанно.
Говорят, что в этих домах существуют специально устроенные зеркальные комнаты, единственная цель которых для того, чтобы опоенного и одурманенного посетителя лучше грабить.
Ведь это все ужасно. Еврею, немцу, турку по мимо воли несчастной женщины, за известную плату предпринимателю свободный доступ для издевательства над христианским телом и душой.
А сколько слез несчастных матерей, жен и обманутых, вовлеченных в дома разврата девушек?
ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО на Вас надежда Общества и мне старику хочется верить, верить глубоко, что Вами как преданному ЦАРЮ и ОТЕЧЕСТВУ будут приняты меры, хотя на это время, к уничтожению того зла, которое загрязняет веру и людей.
Ведь нет этого в Москве, нет в Петербурге ТАК почему же необходимо это для Харькова?
Запретить торговать собою — нельзя, но запретить Евреям торговать телом христиан должно».
(Орфография и пунктуация автора сохранены в первоначальном виде)
Реакция власти была прямо-таки молниеносной. Приставу 2-го участка было немедленно поручено «доставить самые обстоятельные сведения по сему вопросу».
Как водится, донос оказался все же ложный. После проведения расследования в отчете читаем следующее:
«Девицы поступают в них добровольно без какого-либо насилия их воли или постороннего влияния и выходят оттуда беспрепятственно. Во избежание развития и распространения болезней девицы еженедельно подвергаются осмотру Городового Врача. Во дни мобилизации действительно дома терпимости посещались запасными нижними чинами и для наблюдения за порядком и тишиной военное начальство высылало патрули. Что же касается торговли спиртными напитками, то таковая в домах терпимости не производилась и не производится, так как за недопущением этой торговли мною установлено наблюдение из городовых и постоянного околоточного надзирателя».
Однако думается мне, что главным мотивом всего этого лживого доноса были отнюдь не чувство патриотизма или морали. Писалось все ради этого: «Запретить торговать собою — нельзя, но запретить Евреям торговать телом христиан должно».
Так что донос доносу рознь. Мне вот интересно, а написал бы эту крайне нелепую и смешную клевету анонимный поборник нравственности, ежели бы знал, какой смех она вызовет по прошествии 100 лет? Думаю, нынешним авторам тоже не помешало бы задуматься на эту тему...
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин