Многие в наше время говорят, что нынче люди совсем одичали, а вот раньше все было лучше и по-другому. Однако, можем ли мы сейчас представить себе следующую ситуацию?
Предположим, на днях в один из харьковских театров приходит журналист, ведущий музыкальную колонку. Недовольные его статьями актеры окружают несчастного и жестоко избивают.
Сегодня такое кажется совершенно немыслимым. Вместе с тем, 130 тому назад в нашем любимом городе именно такой случай имел место быть. Произошедшее настолько возмутило общество, что об этом скандале писали не только местные газеты, а и общегосударственные журналы.
Имя Виктора Ивановича Габеля (1846–1892 гг.), более известного под псевдонимом «Родон» сейчас мало кому что скажет. А ведь во второй половине XIX века этот комик-буфф был чрезвычайно популярен и востребован.
Будучи дворянского происхождения, Габель изначально планировал посвятить свою жизнь адвокатуре. Однако по окончании в 1867 году юридического факультета Киевского университета св. Владимира он вступает в Киевскую драматическую труппу и 9 лет проводит в провинции, гастролируя по различным городам и завоевывая все большую популярность.
Но этого успеха Виктору Габелю было мало. Переехав в 1876 году в Москву, он смог завоевать симпатию местных ценителей искусства и даже со временем открыть опереточный театр собственного имени.
Комика-буф «Родон» отличался неистощимым юмором и по праву считался мастером находчивой импровизации, часто вставляя в текст своих ролей злободневные сатиры.
В 80-х годах XIX века некий московский фабрикант Степан Иванович позволял себе невероятные выходки, являясь в своем роде знаменитостью по части безобразий, скандалов и глупостей.
Однажды, будучи в цирке, он увидел выступление известного дрессировщика, клоуна Танти.
У этого клоуна была «ученая свинья», которая могла по заказу публики находить носом буквы, разложенные по полу арены, чтобы из них составлялось нужное слово ― конечно, короткое.
Степана Ивановича со товарищи обуяла дикая идея купить у Танти эту свинью, чтобы ее зажарить и съесть, каких бы денег это ему не стоило. В итоге сделка состоялась, и пятеро безобразников свинью получили.
Реакция «Родона» последовала незамедлительно. Выступая в театре, он спел сочиненные им самим стишки на злобу дня приблизительно такого содержания:
«Вот купцы в хмельном азарте,
Чтобы пищу дать вранью
Порешили — им у Танти
Съесть ученую свинью.
И они на самом деле
Ведь свинью из цирка съели...»
Увы, Виктор Иванович Габель так и не смог стать хорошим антрепренером. Ведь для успеха в провинции опереточному театру необходимо было хоть иногда поступаться требованиями искусства ради вкусов публики. А «Родон» на это никогда не соглашался.
Летом 1886 года его труппа приезжает на выступления в Харьков.
Журналистка женского журнала «Модный Свет», пишущая под псевдонимом «Княжна» в июльском номере 1886 об этом напишет следующее:
«В Харькове, в коммерческом саду, актеры труппы г. Родона, недовольные корреспонденциями г. Р., вполне скромного и беспристрастного рецензента, окружили его и жестоко избили. Р. стал призывать на помощь. Явилась полиция и распорядители. Для составления протокола все отправились въ контору театра. Здесь, не обращая внимания на полицию, актеры снова стали ругать и бить рецензента, пока околодочные и городовые не употребили в дело силу. Что можно подумать об этом неслыханном безобразии? Вот уж именно дикие люди».
И действительно, что можно об этом подумать? Ведь сейчас такое происшествие для Харькова совершенно немыслимо.
Какие, кстати, увечья понес «скромный и беспристрастный рецензент» музыкальной колонки, служивший то ли в газете «Южный Край», то ли в »Харьковских Губернских ведомостях», и за какие свои статьи ― история умалчивает.
Ну а сам «Родон» скончался в Одессе 8 июня 1892 году и был погребен в Москве, на Ваганьковом кладбище.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин