Иногда мне кажется, что кошки захватили мир. В изобразительном искусстве они были всегда и есть повсюду.
На полотнах французской художницы Маргерит Жерар (1761—1837 гг.)
Нидерландская художник-анималист Генриетта Роннер-Книп (1821 – 1909 гг.) также очень любила рисовать сиих животных и, как по мне, то ей это отлично удавалось.
Кошачьи картины, в частности, плакат «Черный кот» для одноименного парижского кабаре принесли славу и известность французскому живописцу Теофилу-Александру Стейнлену (1859 -1923 гг.).
Перечислять художников, запечатлевших на своих полотнах кошек, можно бесконечно долго.
Однако титул «кошачьего Рафаэля» все же вполне заслуженно принадлежит швейцарскому художнику Готфриду Минду (1768 – 1814 гг.). Этот служитель кисти только и делал, что постоянно рисовал котеек.
С появлением интернета, социальных сетей и цифровых фотоаппаратов кошки продолжили захват умов человечества. Фотографии с ними есть ВЕЗДЕ и у очень многих. Они набирают огромное количество просмотров, лайков и перепостов. Не обошла сия мода даже лит. вреда «Накипело» ― Инну Роменскую.
В 2009 году на сайте Киевской газеты «День» можно было встретить прелюбопытный материал:
«Коты — источник вдохновения. О судьбе киевского художника Валериана Яблочкина».
Его автор Оксана Ламонова писала о единственном «кошачьем» художнике на всю тогдашнюю Российскую империю ― Валериане Александровиче Яблочкине.
О жизни этого талантливого художника по сей день известно крайне мало. Во втором томе Ф. И. Булгакова «Наши художники» за 1890 год встречаем скупой текст, где даже год рождения не указан: «Яблочкин Валериан Александрович — художник-любитель, специально пишущий сцены с кошками, экспонировал на академических выставках: 1869 г. «Этюд кошек»; 1873 г. «Кот с добычей», «Шалости котенка»; 1886 г. «Беглец»; 1887 г. «Кот-жуир», «Кот с мышами».
Благодаря книге 1907 года «Воспоминания старого учителя», написанной основателем и руководителем Киевской рисовальной школы Николаем Ивановичем Мурашко, о Яблочкине узнаем следующее:
«Вместо двух дней он пробыл у нас два года... K преподаванию в школе мне привлечь его не удалось; он с такой милой улыбкой заявил: «Котов писать задача невелика, а больше я-то ничего и не умею…»
Помимо интересных историй, связанных с киевским периодом жизни художника, и того, что он называл себя сам «Рафаэлем котов» в вышеупомянутой книге были размещены несколько его работ и портрет, созданный Михаилом Врубелем.
Видимо, в силу этого авторы статьи «Коты — источник вдохновения» назвали Валерина Яблочкина «киевским кошачьим Рафаэлем».
Однако такой ли уж он киевский?!
В 4 томе «Харьковского сборника» (литературно-научное приложение к справочнику «Харьковский календарь») за 1890 год можно найти крайне интересную статью Михаила Георгиевича Халанского «Несколько слов о художнике Яблочкове».
«Кто посещал выставки картин наших художников, тот не мог не заметить бросающегося в глаза однообразия в направлении их деятельности и в выборе самих сюжетов творчества. В картинах большей частью преобладает жанр и пейзаж. Полная глубокого интереса жизнь целого особого мира — мира птиц и зверей, почти игнорируется нашими художниками. У наших художников пейзаж редко оживляется присутствием животных. Человек редко изображается рядом и в соотношении с животными, хотя жизнь дает массу сюжетов в этом роде весьма благодарных для художника. Кроме Сверчкова, изображающего мастерски лошадей, трудно назвать художников, которых картины из области животного царства заслуживали бы внимания. Увлечение ли традицией или тенденцией, а быть может, односторонность общего образования мешают нашим художникам заняться воспроизведением и истолкованием своеобразной жизни животных. Указано было, что и в воспроизведении излюбленного нашими художниками отдела они обнаруживают недостаточное знакомство с природой…»
Далее автор упоминает о том, что сам встречал в 1877—1883 годах в нашем городе художника, «которого, вероятно, многие из харьковцев знают лучше» него.
«…Тем приятнее встретить исключение и отступление от общего стремления. Таким исключением был художник Яблочков, которого я встречал в Харькове в 1877—1883 гг. и которого, вероятно, многие из харьковцев знают лучше меня. Помнящие Яблочкова, наверное, узнают его портрет в следующем, несколько правда идеализированном, образе художника Гельфрейха, в рассказе покойного В. Гаршина «Надежда Николаевна».
Упоминание Халанским «Надежды Николаевны» отнюдь не случайно.
Писатель и поэт Всеволод Гаршин, имя которого носит одна из улиц Харькова и чей образ так мастерски запечатлен на картинах Ильи Ефимовича Репина, в вышеупомянутое время бывал в нашем городе. Именно тогда пути гениального писателя и художника пересеклись.
Рассказ «Надежда Николаевна» был впервые опубликован в 1885 году в журнале «Русская мысль». Да и само имя «Гельфрейх» ― явно переделанное из фамилии известного харьковского промышленника и общественного деятеля Максимилиана Гильфериха.
Гаршин пишет:
«Представьте себе тощие, кривые ножки, огромное туловище, задавленное двумя горбами, длинные худые руки, высоко вздернутые плечи, как будто выражающие вечное сомнение, молодое, бледное, слегка опухшее, но миловидное лицо на откинутой назад голове. Он был художник. Любители очень хорошо знают его картинки, писанные по большей части на один и тот же, слегка измененный сюжет. Его герои – кошки, были у него коты спящие, коты с птичками, коты, выгибающие спину, даже пьяного кота с веселыми глазами, за бокалом вина, изобразил однажды Гельфрейх. В котах он дошел до возможного совершенства, но больше ни за что не брался. Если в картине, кроме кошек, были еще какие-нибудь аксессуары: зелень, откуда должны были выглядывать розовый носик и золотистые глазки с узкими зрачками, какая-нибудь драпировка, корзинка, в которой поместилось целое семейство котят с огромными прозрачными ушами, то он обращался ко мне. Своими кошками он в два года добился известности. Ни прежде, ни после я не видел такого мастерства в изображении котов всевозможных возрастов, мастей и положений…»
Далее пишет Халанский:
«Копии с картин Яблочкова можно видеть в некоторых наших иллюстрированных журналах за 70-е годы. Полезно бы составить каталог его картин и этюдов. Интересно бы знать хотя бы краткие биографические черты художника. Средства, которыми располагают харьковские библиотеки, не позволили мне сделать этого. Может быть, исполнит это кто-либо из лучше и ближе меня знавших Яблочкова».
К превеликому сожалению, мечте Михаила Георгиевича так и не было суждено осуществится ни тогда, ни сейчас. Разве что одинокие работы «кошачьего Рафаэля», жившего и творившего в Харькове и Киеве, можно встретить на просторах интернета, а жаль. Ведь не только киевские, но и харьковские многочисленные Барсики и Мурки остались навеки запечатленными на полотнах гениального художника-самоучки, который «в котах дошел до возможного совершенства».
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин