Харьковские кустари и выставка 1887 года
Толковые словари «кустарному производству (промыслу) дают такое определение:
«Форма производства, при которой работа ведется работником-кустарём у себя на дому, а изделия предназначаются для сбыта не для определенного заказчика-потребителя, а на рынке; 1-й признак отличает кустарную промышленность от фабричного производства, 2-й ― от ремесленного. Важные отрасли кустарной промышленности следующие: льняное производство, хлопчатобумажное ткачество, гвоздарное производство, ножевое, замочное, скобяное, самоварное, суконное, вязальное, кружевное, шелкоткацкое, мебельное, колесное, ложкарное, деревянной посуды, производство кожаной обуви, перчаточное, щетинное, гончарное производство, производство земледельческих орудий, иконопись, раскрашивание картинок и т. п. Кустарное производство иногда развивается из ремесленного, но чаще является побочным занятием при земледелии».
До 1917 же года на территории тогдашней Российской империи это самое кустарное производство было довольно широко распространено. Продукция кустарей сбывалась в том числе и на многочисленных ярмарках. Первая попытка систематизации и изучения кустарной промышленности была предпринята еще в 1850 году, когда министерство государственных имуществ поручило особым комиссиям собрать сведения обо всех крестьянских промыслах. А в 1877 году в нашем любимом городе при Харьковском губернском статистическом комитете была учреждена специальная Комиссия по исследованию кустарной промышленности в губернии. Итогом многолетней деятельности благодаря финансовой поддержке губернского земства стало уникальное издание под названием «Труды комиссии по исследованию кустарных промыслов Харьковской губернии».
Первый том, изданный в 1882 году, был посвящен Сумскому уезду. Он содержал краткий статистико-экономический очерк и описание местных и отхожих кустарных промыслов, а также некоторых сельских промыслов уезда (разведение конопли, табака и др.). Во втором томе детально описывался гончарный, корзинный и некоторые другие промыслы Купянского уезда. Также там уделили внимание актуальной и по сей день печальной теме, а именно, уничтожению крестьянами общественных лесов уезда. Третий том содержал обзор промыслов в Ахтырском уезде, как-то: гончарство, дубление, кузнечное дело, ткачество плахт. Помимо исторических, технологических и статистических данных обо всех этих промыслах авторы создали также подробные списки самих кустарей и разместили сведения о них.
В Харькове и губернии в то время прекрасно понимали, что кустарная промышленность является одной из самых важных отраслей народного благосостояния. Поэтому кустарным промыслам было уделено достаточно внимания в нашем городе в период с 23 сентября по 12 октября 1887 года. Напомню, что в тот период в Харькове проходила Всероссийская сельскохозяйственная выставка, которая:
1. Стала первым мероприятием такого рода в провинции.
2. Для ее проведения недалеко от центра города на площади более 20 га в Университетском саду и на примыкавшем к нему пустыре Ветеринарного института (ныне ― сад Шевченко и пл. Свободы) специально выстроили 51 павильон.
3. По итогам смотров было выдано 97 золотых, 162 больших и 274 малых серебряных, 368 бронзовых медалей и 320 похвальных листов.
4. За все время Харьковскую выставку посетили более 100 тысяч человек.
5. Сама же выставка не только окупилась, но и принесла значительную прибыль. Только от продажи входных билетов организаторы выручили 28 тысяч рублей. По словам современников, «Харьковский смотр стал новым подтверждением тому, что выставки могут окупать себя, не требуя значительных жертв из государственной казны».
Вся без преувеличения огромная экспозиция выставки была разбита на девять тематических отделов. Кустарным промыслам был посвящен отдельно VII отдел, разделенный на четыре обширных подотдела, а именно:
- Обработки минералов, глины и металлов.
- Обработки растительных продуктов.
- Обработки животных.
- Отделение смешанных и более сложных производств.
Они, в свою очередь, подразделялись еще на 46 групп.
Заведовал этим лично городской голова Харькова Иван Осипович Фесенко, который действительно приложил немало усилий для привлечения как можно большего числа экспонентов. Однако не обошлось, конечно, и без неприятных моментов.
1. Всем пришедшим на выставку кустарный отдел надобно было обозревать аж в 5 различных местах. А именно, в особом павильоне, в сельскохозяйственном и машинном отделах, а также в павильонах Полтавского и Змиевского земств.
2. На выставке были представлены многочисленные экспоненты из самых отдаленных местностей (Туркестан, Кавказ, Урал, Соловецкие острова). Однако из-за поспешности при организации и малочисленности компетентных лиц совершенно невозможно было составить более-менее полное представление не только о кустарной промышленности в Российской Империи, но и в самой Харьковской губернии.
3. Предметы как в каталоге, так и на самой выставке были размещены организаторами беспорядочно и совершенно бессистемно.
4. В кустарном отделе оказалось немало экспонентов, к кустарному промыслу отношения не имеющих, ведь правильно разграничить кустарное и фабричное производство было сложно. Даже сам термин «кустарь и кустарное изделие» нередко использовался владельцами фабрик с целью привлечения к своей продукции внимания.
Были и позитивные моменты и явления, главным из которых, по мнению критиков, было то, что:
«Кустарный отдел именно Харьковской выставки указал впервые самым осязательным образом на совершенно новое хозяйственное явление в области нашей кустарной промышленности, заслуживающее самого серьезного внимания и обстоятельного анализа как с его положительной, так и с отрицательной стороны для выяснения мер к поддержанию и развитию кустарных промыслов».
Давайте же ознакомимся с «кустарями» из нашего города и края, чьи изделия экспонировались в кустарном отделе.
Итак, налево от главного входа в кустарный павильон была устроена отдельная витрина одного из самых крупных представителей скорняжного промысла в Харькове меховщика Трабского. Вся она была драпирована с большим вкусом. Трабский, помимо различных мехов, выставил там и собственноручно изготовленную им чрезвычайно оригинальную мебель: диван, овальный стол, кресла большие и малые, круглые столики, подножные табуретки и большое зеркало.
Все они были отделаны тюленьим и котиковым мехом, а спинки и ножки сделаны из полированных бычьих рогов. Ясное дело, такая эксклюзивная авторская мебель привлекла немало внимания всех посетителей. А сам Трабский уже в первый день выставки не только смог продать весь полный комплект мебели за немалую по тем временам сумму в 800 рублей, но и получить немало заказов на будущее. По итогам выставки «За выделку мехов и за применение меха к обивке мебели из бычьих рогов» он был награжден бронзовой медалью.
Между изделиями из бумаги нельзя было пропустить прекрасную копию харьковского кафедрального собора, приготовленную господином Науменко. Помимо высочайшего качества исполнения данный экспонат привлекал внимание еще и тем, что все части храма были выполнены соразмерно как с наружной стороны, так и с внутренней. А если через окошки заглянуть внутрь, то можно было увидеть и всю обстановку собора.
Среди часовых изделий выделялись экспонаты харьковского часового мастера Егора Степановича Яковлева. Он представил насколько изящных часов-пресс-папье и главное свое изобретение ― палки-шагомеры. До наших дней изображение их, увы, не дошло, зато сохранилось описание. «В этих палках вделан механизм, при помощи которого можно при ходьбе, ударяя равномерно палкой по земле, сосчитать, сколько пройдено шагов; эти шагомеры, вероятно, найдут себе большое применение у землемеров, путешественников, а может быть, даже и в военном деле они могут оказать услугу при определении разных дистанций».
В группе музыкальных инструментов выделялись изделия двух харьковских мастеров – Альберта Александровича Ковара и Константина Николаевича Бастьена. Духовые инструменты первого были превосходны по чистоте работы и по своим музыкальным качествам и крайне высоко ценились знатоками. Струнные же инструменты второго были отличны по своей работе и своим неким внутренним особым достоинствам. Так что не удивительно, что «За производство струнных музыкальных инструментов ― скрипок и виолончелей» в виде особого исключения Константин Николаевич Бастьен был удостоен вышей награды на выставке – большой серебряной медали.
Отметили первой по значимости на выставке наградой и харьковского перчаточника Михаила Сергеевича Митюшина. Сделанные им перчатки были столь хороши, что в течение всей выставки шли нарасхват. Особенно покупателям пришлись по сердцу перчатки шведские и лайковые. А великая княгиня Екатерина Михайловна была настолько поражена их качеством, что заказала для себя две дюжины.
Отдел кузнечных изделий на выставки был очень беден ― свои изделия экспонировали всего четыре мастера. Однако наш город смог отличиться и там. Ведь от Харькова на выставке была женщина-кузнец Татьяна Еременкова. Специально для нее возле входа в павильон кустарных изделий организаторами была сделана специальная кузница, где она на глазах у всей публики изготовляла подковы для лошадей, топоры, петли к дверям и прочее.
Среди кирпичных произведений в первую очередь отмечали весьма красивую группу изделий инженера барона Бергенгейма, допущенную на выставку вне конкурса. Вся она со вкусом была размещена под открытым небом возле самого кустарного павильона и представляла собой несколько огромных колоннад и ваз, созданных из разной величины кирпичей, половых и тротуарных плит. К тому времени известный многим жителям нашего города завод барона Бергенгейма особенно славился своим особым огнеупорным кирпичом, который своими достоинствами в доменных печах превосходил даже чугун. А состав его, ясное дело, хранился в строжайшем секрете.
Конечно же, это далеко не все. Ведь прекрасных и славных кустарей от нашего города и края, получивших награды и выделившихся своей продукцией на выставке 1887 года, было немало. А и само участие для многих стало билетом в будущее.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин