Люблю 8 марта. Этот праздник — о возможности выбора, девочки. А он у нас с вами появился совсем недавно! Без феминисток, суфражисток прошлых лет, которых порой считали безумными — имели б мы выбор между замужеством, героическим материнством, молельней, или же будуаром и приятным свинством.
Ну потому что какие б нам избирательные права и книги не про борщ. И какая б нам иная работа, кроме кухаркой-гувернанткой-белошвейкой и прочими, из несколько унизительного перечня городских женских профессий столетней давности. И никаких путешествий, и танцев на вечеринках без спутника, и футбола, и никакого пива с дружбанами в пабе вечером.
И фамилия — или мужа, или бати. И деньги — или бати, или мужа. И никто б не позволил выбрать этого самого мужа, и тем более — не мужа, а любимого. Или даже любимых.
Кстати, замуж идти тогда было обязательно. Начало замужества означало конец относительно свободной и необременительной женской жизни. Ешь, молись, люби? Ага, счас. Готовь, работай, рожай: 10, 15, а то и больше детей, половина из которых помрут.
Впрочем, можно было и помолиться. Церковь часто полагают средоточием мракобесия — а ведь на протяжении веков лишь она давала женщине возможность не вступать в брак и заниматься мужскими штучками: науками, богословием, поэзией, философией и даже военным делом.
Скажем, к Кристине Пизанской мужчины приходили поучиться рыцарской доблести и организации добровольческих батальонов. Она писала о реформировании армии, о вреде раскола церкви, давала мужчинам рекомендации по ведению боевых действий — детализировано, вплоть до устройства пушек и веса снарядов. Ее сочинения вообще поражают жанровым многообразием: лирическая поэзия, парафразы Сенеки, Плутарха, дидактика, литературная критика, бытовые рекомендации для рыцарей и дам, трактаты коронованным особам об управлении обществом.
Но чтобы заниматься интересным делом, помимо деторождения, нужно было сначала придумать: как не выйти замуж. (Чувствуете, девочки, некий когнитивный диссонанс? Отож).
Знаю несколько дамочек — просто чемпионок мира в дисциплине избегания брака.
Мне милее иных способ Кристины Маркиатской. Ее родители, устав от возражений, отрезали дочери все пути к отступлению: запустили на ночь в спальню потенциального жениха. Кристина была девушка начитанная: не имея за плечами даже истфака, она увлекла парня философскими и религиозными беседами. И так всю ночь! Заглянувшим наутро родителям пришлось признать торжество теологии над плотью и оставить дочь в покое. (Жаль, я не знала этой истории в юности: не одного отпугнула, сейчас понимаю).
Истории других женщин нравятся мне чуть меньше: часто девы, принимая обет целомудрия, теряли свою божественную красоту. Скажем, святая XV века Вильгефортис, дочь португальского короля, была обещана в жены мавританскому королю Сицилии. Принцесса взмолилась к небесам и обрела «чудесное избавление»: за ночь у нее выросла густая длинная борода. Мавр был немного фраппирован и отказался сочетаться, а разгневанный отец велел распять бородатую дочь. Вильгефортис стала покровительницей девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Но слава, канонизация, молитвы и свечи от страждущих — все же, не кажутся мне идеальной компенсацией.
Вообще, девами была выработана некая стратегия: решила отказаться от брака — уходи в религиозную нишу, имитируя поведение блаженной, уродуй внешность, демонстрируй нехорошие болячки, и — даст Бог! — от тебя отстанут.
Протофеминистке Екатерине Сиенской пришлось вытворять подобное уже с 14-ти лет. Хорошенькую куколку родители намеревались удачно пристроить, но Екатерина начала подростковый бунт: остригла волосы, перестала есть, намеренно ошпарила кожу в горячем серном источнике. Своими сочинениями Екатерина завершила превращение итальянского языка в литературный. Она оказалась первой женщиной, которой разрешили проповедовать в церкви. Но платой за блестящую карьеру стала смерть от истощения — как по мне, дороговато за возможность не погрязнуть в кастрюлях и пеленках.
Больше повезло Бригите, самой почитаемой святой Ирландии. Настойчивые попытки папаши-кельта выдать ее замуж довели барышню до отчаяния, и Бригита вознесла Господу молитвы об избавлении от супружества и о лишении ее с этой целью красоты. И Господь внял: красота чудесным образом покинула Бригиту, исчезли и соискатели руки и остального тела. Но! ангельское подобие вернулось к девушке, как только она постриглась в монахини. Спорный случай, не рекомендовано повторять в домашних условиях — а вдруг не вернется.
Женские права — как арбалет. Это оружие в свое время вызывало ужас и шок. Как женские права, примерно) Потому что арбалет пробивал доспех и уравнивал: бедного и богатого, крестьянина и рыцаря, женщину и мужчину. Но ничто не сумеет остановить оружие, идею или женское желание равенства, время которых пришло!
В общем, люблю 8 марта. Это женский праздник возможности выбора, который с тех пор уже не так ужасающе однозначен.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин