Афоризмы харьковского гения Федора Акименко - Накипіло
img

  • 10 червня 2017

Афоризм (от греч. ἀφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изреченная и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизведенная другими людьми. Считается, что в афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается слушателями или читателями.

В последнее время афоризмы все более и более активно захватывают интернет-пространство. Страницы пользователей социальных сетей порою бывают буквально завалены всевозможными картинками с «цитатами великих».

Рис.001

Немалым спросом в интернете пользуются и всяческие статьи под названиями «Топ 100 (50, 20, 15, 10) великих (лучших, жизненных) афоризмов Омара Хайяма (Столыпина, Умберто Эко, Шакиры)».

Рис.002

Летом афоризмы можно увидеть и прочесть даже на футболках. Во всем этом как-то особняком стоит наш прекрасный город, а точнее, его уроженцы (веселые афоризмы наших современников я в расчет не беру). Неужели не было в нашем любимом Харькове прекрасных мыслителей, чьи слова стоило бы знать?

Как мы помним, имя прекрасного композитора Федора Акименко в советское время было позорно забыто. О творчестве и личности этого без преувеличения гениальнейшего человека можно говорить бесконечно. Настолько глубок и многогранен тот, чьи творения назвали не иначе как «музыка изящного вкуса»! Однако Федор Степанович не только сам создавал удивительные произведения, а был еще и талантливым музыкальным писателем.

В ноябрьском номере 1909 года «Русской Музыкальной газеты» был размещен его текст под названием «Афоризмы художника». Благодаря этому мы в полной мере можем понять, какой именно смысл вкладывал наш гениальный земляк в свои музыкальные шедевры.

В самом начале Федор Акименко пишет:

«Всем  известно, что Искусство во все времена оказывало громадное влияние на нравственный облик и  душевные способности человека. Искание все новых форм Прекрасного и полное упоение ими присущи человеческой душе от вечности.

Рис.003

Творить Красоту, создавая из нее все новые элементы жизни, никогда нерушимые, если они воплощены действительно в  истинно-прекрасное — есть удел, как мне кажется, не только избранных, но всякой чуткой, всякой живой души. Уже природа человеческой души такова, что раз она способна впитать в себя благодетельные лучи, исходящие из великих произведений  искусства, она не может не расти, не обогащаться все новыми элементами если не творческими, то хотя бы другими, не менее ценными, открывающими путь к полному восприятию великих откровений  искусства, а также элементами, перерождающими к новой жизни человеческие  души. Хотя роды Искусства многоразличны и формы Прекрасного  бесконечны — все они, как  невидимые радиусы одной и той же окружности, ведут  к одному и тому же общему центру — Вечной Красоте, Первоисточнику всех форм Прекрасного. Как бы ни был далек этот Первоисточник — мы все же чувствуем его, всегда тяготеем к Нему, как тяготеют планеты к лучезарному Солнцу. Приводимые мною ниже афоризмы — есть лишь субъективное уяснение  высоких целей Искусства — в частности, Музыки.

По моему личному убеждению, ни одно из Искусств не облагораживает и не возвышает в такой степени все существо человека, как дивное Искусство — Музыка. Я говорю о высшей Музыке. Только Музыка чистая, воплотившая в себе высокий дух Искусства — есть Музыка высшей поэзии  звуков. Краткие  мысли, изложенные мною в виде афоризмов, — не есть произвольные мысли —  напротив, они логически вытекают из других им родственных, которые излагаются и развиваются в отдельном специальном сочинении, еще мною незаконченном».

Рис.004

Далее следуют 24 прекраснейших афоризма. Самое интересное, что созданы они в так называемый «харьковский период» ― то самое время, когда Федор Степанович жил, работал и давал в нашем городе свои самые первые концерты, принесшие ему известность и славу.

1. Искусство всегда есть высшая эволюционная точка душевных способностей человека.

2. Высшая цель Искусства — творить Красоту, облекая ее в  бесконечно разнообразные формы, для полного восприятия и наслаждения  ею.

3. Наслаждение Искусством ведет к источнику высших чистых радостей, к совершенствованию  человеческого существа до бесконечности.

4. Религия будущего — религия Искусства, зиждущегося на астрономических началах.

5. Современное Искусство нашей планеты — детский лепет, но божественного происхождения, в сравнении с великим Вселенским Искусством.

6. Великое Вселенское Искусство, объединяющее мириады миров в бесконечности пространства, нами уже чувствуемо, сознаваемо, но им наслаждаются существа высшие, чем мы.

7. Истинный расцвет бессмертной творческой души начнется лишь тогда, когда мысль ее претворится в высшую поэзию звуков — Музыку.

8. Часто слова — ничто, Музыка — все.

9. Каждое явление высокого Искусства — одно из бесчисленных оконцев, куда направляет высшее зрение могучий свой взор. Ему раскрываются все новые перспективы Божественного.

10. Искусство должно быть универсальным, — не чуждо никакой душе.

11. Только молниеносные удары его способны пробудить уснувшие души — тогда они возродятся к новой лучшей жизни.

12. Творческая способность — в каждой душе, но не каждый стремится пробудить эту способность.

Рис.005

13. Солнце вечной Красоты, Первоисточник Жизни, оплодотворяет мировые души — они же распускаются в чудных, нетленных цветах Искусства.

14. Истинная Жизнь души начнется лишь тогда, когда она познает свое высшее предначертание. Рост души безграничен, безгранично Искусство и формы его проявлений.

15. Желание жить возгорается еще сильнее, благодаря oткpoвeниям Искусства.

16. Материальное довольство парализует души людей; их путь — к регрессу, к увяданию.

17. Искусство тем совершеннее, чем совершеннее мир и существа, его населяющие.

18. Искусство — прекрасный воспитатель души, в нем все мощное благородство.

19. Мировая скорбь может быть вечной; причина ее — относительное ограничение существ.

20. Несовершенство людей рождает стремление подниматься все выше — и в этом великое утешение человечества.

21. Искусство — путеводная звезда к совершенству.

22. Если Наука велика тем, что дарит свет интеллекту, — Искусство велико тем, что творит все новые элементы в Вечной Жизни.

23. Пути Искусства многоразличны, но все ведут к одной и той же цели — к Высшему Прекрасному, к Абсолютной Красоте, бесконечно далекой от нас, но всегда манящей к себе наши души.

Рис.006

В дальнейшем Федором Степановичем была  написана прекрасная и  глубокая книга, ставшая тем самым «отдельным специальным сочинением» которое на момент публикации в 1909 году «Афоризмов художника» было еще не закончено.

В период с 1910 по 1913 год ее отдельные главы были опубликованы на страницах вышеупомянутого издания. Называлась она «Жизнь в Искусстве». Помимо нее Акименко принадлежит авторство статей музыкально-философской тематики «Сфера музыки» (1911 год), «Искусство в Мироздании» (1914 год) и «Искусство и война». Последняя статья была написана Акименко в 1914 году в Петрограде, где он работал в то время.

К превеликому сожалению, в родном городе имя  творца необыкновенной музыки и прекрасных афоризмов забыто. В силу этого закончить данный текст я желал бы словами самого Федора Степановича из его «Искусства в Мироздании»:

«Нужно ли пугаться трудных достижений, когда мы робки и безвольны временами? Когда, стремясь туда, мы спотыкаемся, при каждом новом шаге, о камни собственных падений?.. Разве лучше, безропотно, навеки погрузиться в тень Нирваны, нам, обессиленным порою несбыточными грезами? А грезы Искусств все реют, как легкокрылые птицы, на мирах Вселенной! С нежной материнской лаской будят они души к созерцанию Красот, к упоению Прекрасным, в Мироздании...»

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин

ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО

Оперативні та перевірені новини з Харкова