Этому человеку суждено было стать учеником таких известных художников, как Роберто Бомпиани в Риме и Родольфо Жюлиана в Париже. Рисунки и обмеры церквей, созданные этим мастером, были приобретены Академией художеств, некоторые — Византийским музеем при Сорбонне в Париже. Копии росписей церкви Спаса на Нередице по решению Академии издали в виде альбома. Позднее известный французский ученый-византолог Габриэль Милле (1867–1953 гг.) использовал копии, выполненные художником, в своей книге, вышедшей в Сорбонне.
Образовательный портал по вопросам архитектуры и искусства Древней Руси на примере новгородского храма Спаса Преображения на Нередицком холме и его окрестностей при создании методики трехмерной реконструкции использовал сохранившиеся акварели Брайловского. В 1905 году этот человек не побоялся вместе с художниками-передвижниками подписать письмо-воззвание деятелей изобразительного искусства, где выдвигалось требование полного обновления государственного строя.Сохранилась весьма интересная характеристика художественного уровня работ студенческого периода этого прекрасного автора:
«Доказательством того, что выпускники архитектурного класса нередко рисовали и писали акварелью не хуже живописцев, служат работы ***, чья работа может служить образцом отмывки акварелью по мокрому. Этой трудной техникой, не позволяющей делать исправления, *** владел в совершенстве».
Художника по праву можно назвать мастером мисхорских вилл в стиле модерн. Деятельность его в Крыму не забыли. Например, в «Календарь знаменательных и памятных дат Крыма на 2012 год» внесли 23 мая 2012 года: 145-летие со дня рождения «русского архитектора, художника, сценографа Брайловского». Именно он разработал проекта надгробного памятника А. П. Чехову, с которым был очень дружен.
В 1916 г. художник стал академиком Академии художеств, став последним, кто получил это звание в императорский период истории.
В 1922 г. вместе женой он переехал в Белград, в королевство сербов, хорватов и словенцев. Там Леонид Михайлович стал основателем и руководителем художественной мастерской Народного театра в Белграде, многое сделал для развития искусства в этом прекрасном городе.В 1932 году в Папском Восточном институте была устроена выставка 40 картин, где были изображены памятники древнерусского религиозного творчества кисти четы Брайловских. В дальнейшем коллекция эта была подарена (по другим сведениям ― куплена) Папе Римскому Пию XI, и новый владелец даже решил организовать для нее особый отдел живописи в Ватикане.
А уже 14 февраля 1935 года в Ватикане открыли секцию памятников церковной живописи в России из 100 картин и 20 планов с изображениями живописи и архитектуры церквей Киева, Новгорода, Москвы, Ростова, Суздаля. Так, благодаря художнику-эмигранту был основан Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации Восточных церквей в Ватикане.Произведения этого гениального художника находятся в музейных собраниях России, Европы, Парижа, музеях Ватикана. Много его работ есть и в частных коллекциях, особенно в Америке.
А исследователи из Санкт-Петербурга и Рима сидят сутками в архивах, собирая материалы о его жизни. Ведь для них этот художник ― свой.Но что скажет имя гениального архитектора, скульптора, дизайнера, декоратора Леонида Михайловича Брайловского жителям родного для него Харькова? Пожалуй, совершенно ничего. Так уж сложилось, что люди, жившие в нашем городе год-два и никак себя не идентифицирующие с ним, у нас «великие харьковчане». В честь них пишут статьи, требуют называть улицы, открывать музеи, проводят выставки... А вот те, кто родился и делал свои самые первые шаги в Харькове, работал здесь, считал его родным, этой высокой чести почему-то не достойны. По этой причине у меня невольно возникает два вопроса. Первый: «Важен ли Харьков для сохранения памяти Леонида Брайловского?» И второй. «А нужен ли нашему городу Леонид Брайловский?»
Начнем, пожалуй, с первого. Московский, питерский, сербский и итальянский периоды жизни Леонида Брайловского зарубежными исследователями прекрасно освещены. Наиболее полной является диссертация 2015 года Антонины Альбертовны Шахановой «Творчество Л. М. Брайловского в контексте русской и европейской художественной жизни первой половины XX века». От массива проработанных ею источников просто кружится голова. Исследованием эту работу назвать крайне сложно ― скорее это шедевр, созданный мастером-ювелиром. По Харькову ситуация также весьма интересна.
Родился Леонид Михайлович в нашем городе 23 мая 1867 года. Хотя на его надгробии на кладбище Кампо Верано в Риме указан иной год ― 1871. Церковь, в которой крестили Леонида, а также его крестных, еще предстоит установить.Матерью его была София Степановна (урожденная Сидляревская). Кроме того, что Сидляревские были малороссийскими дворянами, а София Степановна в 1857 году являлась выпускницей Полтавского института благородных девиц, на данный момент больше ничего не известно.
Об отце гениального харьковского художника мне удалось на данный момент установить следующее.Михаил Владимирович Брайловский родился в 1828 году (надеюсь, место его рождения и учебы я выясню в дальнейшем благодаря документам Харьковского областного архива). Практически во всех зарубежных работах, посвященных Брайловскому, можно встретить такую фразу: «Его отец, надворный советник Михаил Владимирович Брайловский, был городским головой». Но это не полностью соответствует действительности. Удалось установить, что с 1871 года и до своей смерти отец художника был гласным харьковской городской думы, а с 1875 по 1884 годы занимал должность «заступающего место городского головы».
В начале 80-х годов отец будущего художника несколько лет возглавлял при городской управе оценочную комиссию, многие годы состоял в правлении уполномоченным «Харьковского Общества взаимного страхования имущества от огня».
Также Брайловский-старший входил в правление «Харьковского общество исправительных приютов», где рука об руку сотрудничал с такими выдающимися людьми нашего города, как Кристина Даниловна Алчевская, Иван Ильич Мечников, Николай Николаевич Бекетов, Владислав Андреевич Франковский. Кстати, с последним Михаил Брайловский работал и в Городской детской больнице на улице Дворянской, которая была, по сути, первой провинциальной детской больницей в Российской империи. Ее попечителем был Владислав Франковский, а на протяжении нескольких лет хозяйственной частью от Харьковской управы занимался именно Михаил Владимирович.
Получив начальное образование в Харьковском реальном училище, молодой Леонид Брайловский 1886 году едет в Петербург, и его дальнейшее образование уже как архитектора-художника проходит в стенах Императорской Академии художеств. Одно получение осенью 1890 года Брайловским успешного аттестата об окончании теоретических курсов было омрачено личной семейной трагедией. 8 октября 1889 года умирает отец Леонида Михайловича, а 4 января 1890 года ― его мать. Леонид Брайловский продает дом по улице Малонемецкой (сейчас улица Донец-Захаржевского) в котором родился и в котором несколько десятилетий жила его семья. Казалась бы, больше ничто его с Харьковом не связывает... Однако это не совсем так. С сыном знакомого его покойного отца, молодым архитектором, Алексеем Николаевичем Бекетовым (с которым Леонид Михайлович с высокой вероятностью мог быть знаком с детства) академист Брайловский участвует в реализации его первого крупного архитектурного проекта. А именно ― здания Харьковского Коммерческого училища им. Александра III, известного сейчас большинству как здание Юридической академии.
В своем исследовании Антонина Альбертовна Шаханова цитирует документ Алексея Николаевича Бекетова, найденный ею в Российском государственном историческом архиве:
«…Сим удостоверяю, что академист архитектор Леонид Михайлович Брайловский состоял у меня помощником при постройке Харьковского Коммерческого училища в течение 1890 и 1891 годов. Кроме Коммерческого училища еще состоял помощником при исполнении строительных работ дома особняка г-на Алчевского с 1889 г. по настоящий день. Классный художник архитектуры 1-ой степени А. Бекетов. 27 августа 1891 года».
В дальнейшем в 1894 году, приложив к этому свидетельству детальные чертежи, а также расчеты отопления, Брайловский подает прошение о допуске к конкурсу на золотые медали, которые для выпускников Академии являлись, по сути, путевкой в жизнь. Получение Большой золотой медали давало возможность совершать пенсионерские поездки за рубеж для ознакомления с лучшими мировыми образцами живописи, скульптуры и архитектуры, а также совершенствования знаний и мастерства. Чего, собственно говоря, Брайловский и добился. 5 ноября 1894 года за подписью президента Императорской Академии художеств великого князя Владимира Александровича и ректора Ильи Ефимовича Репина Леониду Брайловскому было выдано свидетельство об окончании учебы и праве на пенсионерскую поездку.
Тогда все самое интересное у всемирно известного художника только начиналось. В дальнейшем, во время работы с 1899 года преподавателем в Строгановское училище, близким другом Леонида Брайловского становится прекрасный художник Константин Константинович Первухин (1863—1915).
Самое интересное, что, помимо общих интересов, двух живописцев связывал общий город, где они родились, и давнее знакомство их отцов, работавших вместе. Поэтому, вполне вероятно, что они могли быть знакомы еще с детства. Был ли «харьковский фактор» таким уж значимым в судьбе Брайловского? Вопрос и по сей день открыт. Однако то, что Харьков в жизни художника присутствовал, отрицать не имеет смысла. Как и то, что поиск документов в Харьковском областном архиве, связанных с семьей Брайловских и самим Леонидом Михайловичем, в состоянии существенно дополнить его биографию. Поэтому на вопрос «Важен ли Харьков для сохранения памяти Леонида Брайловского?» ответ будет однозначным ― да.
Дом Брайловских на улице Донец-Захаржевского не сохранился. Здание реального училища и по сей день радует глаз, как и коммерческое училище, и дом Алчевских. Таким образом, в городе как минимум одно место и три особняка, напрямую связанных со всемирно известным художником, родившимся и жившим здесь. Поэтому, отвечая на второй вопрос «А нужен ли нашему городу Леонид Брайловский?» я, естественно, тоже скажу «да». Ведь изначально он не московский, питерский, сербский или итальянский художник. А наш, родной, харьковский Леонид, ставший великим.
ПІДПИШІТЬСЯ НА TELEGRAM-КАНАЛ НАКИПІЛО, щоб бути в курсі свіжих новин